Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА

Российские БПЛА получат системы компьютерного зрения с искусственным интеллектом


26 ноября 2024 года Алексей Заквасин, RT


Изделия станут востребованы для БПЛА, которые займутся мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей.

Гражданские беспилотники России будут обеспечены системами компьютерного зрения с искусственным интеллектом. Об этом сообщили RT в пресс-службе Национального исследовательского университета ИТМО. Изделия станут востребованы для БПЛА, которые займутся мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей. В настоящее время в России реализуется несколько проектов по внедрению искусственного интеллекта в беспилотные системы. По мнению экспертов, новые технологические решения повышают автономность дронов, позволяя им эффективнее выполнять задачи мониторинга и навигации.

Российские беспилотники получат специализированные системы компьютерного зрения с искусственным интеллектом (ИИ). Об этом сообщили RT в пресс-службе Национального исследовательского университета ИТМО (Санкт-Петербург).

«Проект Национального центра когнитивных разработок (НЦКР) ИТМО направлен на создание технологии для автоматизации разработки систем компьютерного зрения для российских БПЛА, которая сможет стать универсальным инструментом для решения абсолютно разных задач — от определения болезней у сельскохозяйственных растений до слежения за движущимися объектами. Она будет работать как с уже существующими российскими аппаратными платформами, так и с теми, что появятся в дальнейшем», — рассказали в пресс-службе ИТМО.

Вместе со специалистами из Санкт-Петербурга над проектом будут работать сотрудники Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) и компания «КТ — Беспилотные Системы». На реализацию проекта фонд «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) выделит 162 млн рублей.

Учёные ГосНИИАС будут отвечать за содержательное ядро системы — разработку алгоритмов нейронных сетей для задач БПЛА, а сотрудники «КТ — Беспилотные Системы» — за сбор данных, практическую апробацию и коммерциализацию системы. Учёные НЦКР ИТМО автоматизируют и сделают доступным отраслевому потребителю весь жизненный цикл моделей компьютерного зрения, начиная с подготовки данных и заканчивая проверкой результирующих данных на симуляторах и загрузкой моделей с ИИ в БПЛА», — пояснили в ИТМО.

Как заявил в беседе с RT руководитель НЦКР ИТМО, доктор технических наук, профессор ИТМО Александр Бухановский, практическим результатом проекта будет создание платформы машинного обучения, которая сможет выстраивать «различные модели компьютерного зрения и системы поддержки принятия решений на их основе».

«Платформа будет востребована для БПЛА, которые будут заниматься мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей, оценкой критической инфраструктуры. Также мы планируем включить в платформу лучшие open source разработки ИТМО», — отметил Бухановский.

Как сообщил в комментарии RT руководитель научного комплекса «Искусственный интеллект и техническое зрение» ГосНИИАС, доктор физико-математических наук, профессор РАН Юрий Визильтер, у института достаточно богатый опыт в сфере разработки технологий ИИ для отечественной авиации.

«Коллектив ГосНИИАС работает над созданием доверенной платформы машинного обучения для ОПК и авиации с 2018 года. Такая доверенная платформа нужна не только разработчикам, но и эксплуатантам, ведь изделия с ИИ могут дообучаться, то есть становиться «умнее» и эффективнее в процессе эксплуатации», — подчеркнул Визильтер.

Как отметил в разговоре с RT член-корреспондент Российской инженерной академии Максим Кондратьев, система компьютерного или машинного зрения с искусственным интеллектом позволяет БПЛА собирать и обрабатывать обширные визуальные данные.

«Машинное зрение — один из видов нейросетей, который распознаёт графические образы. Каждый разработчик идёт по пути создания собственной системы машинного или компьютерного зрения. Для этого сначала разрабатывается нейросеть, программно-аппаратная часть, потом проходит её обучение. Это занимает много времени. Насколько я понимаю, ИТМО и другие организации сейчас создают единую управляющую платформу, которая будет легко адаптироваться под конкретный функционал БПЛА», — рассказал Кондратьев.

Практическое значение платформы состоит в резком сокращении времени и стоимости разработки БПЛА и различных робототехнических устройств. Также она может использоваться как элемент навигационной системы, помогая выстраивать маршрут.

Ранее «Национальная технологическая инициатива» поддержала проект по созданию гибридной нейросети, которая способна анализировать данные о местности в режиме реального времени. Разработчиками выступают компания «Конструкторское бюро 3303» и Центр компетенций НТИ по направлению «Мобильные накопители энергии», существующий на базе Московского физико-технического института (МФТИ).

Нейросеть реализована в виде модулей с искусственным интеллектом. Она позволяет снять ряд барьеров, которые мешают внедрению ИИ в отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). Эти ограничения — результат западных санкций.

Как отметил генеральный директор «КБ 3303» Юрий Хворост, модули будут реализованы «на доступной сегодня национальной элементной базе российского производства». 

По мнению опрошенных RT экспертов, интеграция нейросетей в БПЛА позволит существенно усовершенствовать их управление.

В августе пресс-служба Тульского государственного университета (ТулГУ) сообщила, что специалисты вуза создают «новые методы цифрового управления сложными динамическими объектами». Они ускоряют и упрощают синтез так называемых нейросетевых регуляторов.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории цифровых систем управления сложными динамическими объектами ТулГУ Дмитрия Хапкина, достоинством нейросетевых регуляторов является способность к обучению и адаптации под объект на основе полученных данных. Их применение повысит качество управления БПЛА. 

Также уникальный проект реализуют учёные Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН (Самара). Они должны разработать единую экосистему безопасности для отечественных беспилотников на основе «базисной модели искусственного интеллекта».

Как ранее заявил директор Института искусственного интеллекта и руководитель центра «Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем» Самарского университета Артём Никоноров, «подобных систем пока нет в России и в мире».

«Разрабатываемая нами система на основе искусственного интеллекта позволит сделать эксплуатацию беспилотников безопасной и сведёт к минимуму число нештатных ситуаций. Помимо этого, такая система создаст отраслевой стандарт для всей беспилотной авиации», — подчеркнул Никоноров.

По словам учёного, искусственный интеллект будет использоваться в БПЛА как цифровой помощник или диспетчер. Он будет контролировать взаимодействие дронов друг с другом и людьми. 

В отрыве от оператора

В комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что искусственный интеллект и связанные с ним технологии значительно повышают автономность БПЛА. Чем «самостоятельнее» становятся дроны, тем шире их можно применять.

«Искусственный интеллект можно назвать ступенью в развитии БПЛА, которая означает их способность выполнять сложные функции. Например, это идентификация наблюдаемых объектов, ориентация на местности и принятие решений о преодолении препятствий. Всё это БПЛА с ИИ способен делать без постоянной связи с оператором и в отсутствие чёткого полётного задания», — подчеркнул Гусаров.

На сегодняшний день по многим параметрам беспилотники с искусственным интеллектом превосходят БПЛА, которыми управляет оператор. В частности, при наличии хорошо обученной нейросети дрон с ИИ способен быстрее идентифицировать наблюдаемые объекты. 

«Внедрение искусственного интеллекта прежде всего направлено на повышение эффективности мониторинга и навигации. Подобные БПЛА значительно упростят отслеживание состояния трубопроводных систем и другой важнейшей инфраструктуры, облегчат экологический мониторинг, логистику и некоторые работы в сфере сельского хозяйства», — подытожил Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer