Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА

Российские БПЛА получат системы компьютерного зрения с искусственным интеллектом


26 ноября 2024 года Алексей Заквасин, RT


Изделия станут востребованы для БПЛА, которые займутся мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей.

Гражданские беспилотники России будут обеспечены системами компьютерного зрения с искусственным интеллектом. Об этом сообщили RT в пресс-службе Национального исследовательского университета ИТМО. Изделия станут востребованы для БПЛА, которые займутся мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей. В настоящее время в России реализуется несколько проектов по внедрению искусственного интеллекта в беспилотные системы. По мнению экспертов, новые технологические решения повышают автономность дронов, позволяя им эффективнее выполнять задачи мониторинга и навигации.

Российские беспилотники получат специализированные системы компьютерного зрения с искусственным интеллектом (ИИ). Об этом сообщили RT в пресс-службе Национального исследовательского университета ИТМО (Санкт-Петербург).

«Проект Национального центра когнитивных разработок (НЦКР) ИТМО направлен на создание технологии для автоматизации разработки систем компьютерного зрения для российских БПЛА, которая сможет стать универсальным инструментом для решения абсолютно разных задач — от определения болезней у сельскохозяйственных растений до слежения за движущимися объектами. Она будет работать как с уже существующими российскими аппаратными платформами, так и с теми, что появятся в дальнейшем», — рассказали в пресс-службе ИТМО.

Вместе со специалистами из Санкт-Петербурга над проектом будут работать сотрудники Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) и компания «КТ — Беспилотные Системы». На реализацию проекта фонд «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) выделит 162 млн рублей.

Учёные ГосНИИАС будут отвечать за содержательное ядро системы — разработку алгоритмов нейронных сетей для задач БПЛА, а сотрудники «КТ — Беспилотные Системы» — за сбор данных, практическую апробацию и коммерциализацию системы. Учёные НЦКР ИТМО автоматизируют и сделают доступным отраслевому потребителю весь жизненный цикл моделей компьютерного зрения, начиная с подготовки данных и заканчивая проверкой результирующих данных на симуляторах и загрузкой моделей с ИИ в БПЛА», — пояснили в ИТМО.

Как заявил в беседе с RT руководитель НЦКР ИТМО, доктор технических наук, профессор ИТМО Александр Бухановский, практическим результатом проекта будет создание платформы машинного обучения, которая сможет выстраивать «различные модели компьютерного зрения и системы поддержки принятия решений на их основе».

«Платформа будет востребована для БПЛА, которые будут заниматься мониторингом состояния трубопроводов, экологическим контролем, агрохимической обработкой полей, оценкой критической инфраструктуры. Также мы планируем включить в платформу лучшие open source разработки ИТМО», — отметил Бухановский.

Как сообщил в комментарии RT руководитель научного комплекса «Искусственный интеллект и техническое зрение» ГосНИИАС, доктор физико-математических наук, профессор РАН Юрий Визильтер, у института достаточно богатый опыт в сфере разработки технологий ИИ для отечественной авиации.

«Коллектив ГосНИИАС работает над созданием доверенной платформы машинного обучения для ОПК и авиации с 2018 года. Такая доверенная платформа нужна не только разработчикам, но и эксплуатантам, ведь изделия с ИИ могут дообучаться, то есть становиться «умнее» и эффективнее в процессе эксплуатации», — подчеркнул Визильтер.

Как отметил в разговоре с RT член-корреспондент Российской инженерной академии Максим Кондратьев, система компьютерного или машинного зрения с искусственным интеллектом позволяет БПЛА собирать и обрабатывать обширные визуальные данные.

«Машинное зрение — один из видов нейросетей, который распознаёт графические образы. Каждый разработчик идёт по пути создания собственной системы машинного или компьютерного зрения. Для этого сначала разрабатывается нейросеть, программно-аппаратная часть, потом проходит её обучение. Это занимает много времени. Насколько я понимаю, ИТМО и другие организации сейчас создают единую управляющую платформу, которая будет легко адаптироваться под конкретный функционал БПЛА», — рассказал Кондратьев.

Практическое значение платформы состоит в резком сокращении времени и стоимости разработки БПЛА и различных робототехнических устройств. Также она может использоваться как элемент навигационной системы, помогая выстраивать маршрут.

Ранее «Национальная технологическая инициатива» поддержала проект по созданию гибридной нейросети, которая способна анализировать данные о местности в режиме реального времени. Разработчиками выступают компания «Конструкторское бюро 3303» и Центр компетенций НТИ по направлению «Мобильные накопители энергии», существующий на базе Московского физико-технического института (МФТИ).

Нейросеть реализована в виде модулей с искусственным интеллектом. Она позволяет снять ряд барьеров, которые мешают внедрению ИИ в отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). Эти ограничения — результат западных санкций.

Как отметил генеральный директор «КБ 3303» Юрий Хворост, модули будут реализованы «на доступной сегодня национальной элементной базе российского производства». 

По мнению опрошенных RT экспертов, интеграция нейросетей в БПЛА позволит существенно усовершенствовать их управление.

В августе пресс-служба Тульского государственного университета (ТулГУ) сообщила, что специалисты вуза создают «новые методы цифрового управления сложными динамическими объектами». Они ускоряют и упрощают синтез так называемых нейросетевых регуляторов.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории цифровых систем управления сложными динамическими объектами ТулГУ Дмитрия Хапкина, достоинством нейросетевых регуляторов является способность к обучению и адаптации под объект на основе полученных данных. Их применение повысит качество управления БПЛА. 

Также уникальный проект реализуют учёные Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН (Самара). Они должны разработать единую экосистему безопасности для отечественных беспилотников на основе «базисной модели искусственного интеллекта».

Как ранее заявил директор Института искусственного интеллекта и руководитель центра «Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем» Самарского университета Артём Никоноров, «подобных систем пока нет в России и в мире».

«Разрабатываемая нами система на основе искусственного интеллекта позволит сделать эксплуатацию беспилотников безопасной и сведёт к минимуму число нештатных ситуаций. Помимо этого, такая система создаст отраслевой стандарт для всей беспилотной авиации», — подчеркнул Никоноров.

По словам учёного, искусственный интеллект будет использоваться в БПЛА как цифровой помощник или диспетчер. Он будет контролировать взаимодействие дронов друг с другом и людьми. 

В отрыве от оператора

В комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что искусственный интеллект и связанные с ним технологии значительно повышают автономность БПЛА. Чем «самостоятельнее» становятся дроны, тем шире их можно применять.

«Искусственный интеллект можно назвать ступенью в развитии БПЛА, которая означает их способность выполнять сложные функции. Например, это идентификация наблюдаемых объектов, ориентация на местности и принятие решений о преодолении препятствий. Всё это БПЛА с ИИ способен делать без постоянной связи с оператором и в отсутствие чёткого полётного задания», — подчеркнул Гусаров.

На сегодняшний день по многим параметрам беспилотники с искусственным интеллектом превосходят БПЛА, которыми управляет оператор. В частности, при наличии хорошо обученной нейросети дрон с ИИ способен быстрее идентифицировать наблюдаемые объекты. 

«Внедрение искусственного интеллекта прежде всего направлено на повышение эффективности мониторинга и навигации. Подобные БПЛА значительно упростят отслеживание состояния трубопроводных систем и другой важнейшей инфраструктуры, облегчат экологический мониторинг, логистику и некоторые работы в сфере сельского хозяйства», — подытожил Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму



Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer