"Пока декларируется, что во второй половине будущего года начнутся поставки этих самолетов. И здесь проблема не в том, чтобы эти борты произвести, потому что сами лайнеры уже производятся. На заводе в Иркутске директор предприятия сказал, что они собирают уже там десятую машину. То есть 10 самолетов уже собрано. Но в авиакомпании они не поставляются, не передаются. Почему? Потому что не завершены испытания импортозамещенных компонентов. То есть эти самолеты собраны, но недооснащены некоторым оборудованием, которое еще должно быть испытано", - констатирует эксперт.
Вот за первое полугодие 2025-го если весь процесс сертификации этих изделий в составе самолета будет завершен, то самолеты тогда точно пойдут в авиакомпании, причем уже сразу может быть передан не один-два, а около десятка уж точно, рассуждает аналитик.
"Процесс испытаний, сертификаций - очень сложный и длительный, он занимает значительно больше времени, чем создать эту конкретную деталь. Потому происходят задержки, потому что не завершены тестирования. Пока они не будут все проведены полностью, и самолет не получит завершительные документы, чтобы всё это надежно и безопасно, конечно же, никто на таком лайнере летать не будет. Так что нужно терпение и время. У нас единственная проблема - это время, которого нам катастрофически не хватает", - делает вывод Роман Гусаров.
По информации главы минпромторга РФ Антона Алиханова, первые полёты полностью импортозамещённого российского самолёта МС-21 ожидаются в конце марта - начале апреля следующего года. Министр подчеркнул, что сертифицированные полёты машина будет осуществлять на полностью отечественном двигателе ПД-14.
Планируется, что до 2030 года отечественные авиакомпании обновят свой транспортный паркт. На смену Boeing и Airbus придут магистральные МС-21, Ту-214, Ил-96, SSJ-NEW (SJ-100), региональные машины Ил-114-300, ТВРС-44 «Ладога» и самолёты местных авиалиний «Байкал» и российско-белорусский «Освей». Весь вопрос во времени. Пока, судя по данным властей, с учётом некоторых корректировок, всё идет строго по графику.