Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере


5 ноября 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Российские ученые подготовили аванпроект миссии на Венеру. В числе прочих задач межпланетные аппараты проверят гипотезу о существовании жизни на соседней планете. Оптимальный срок отправки экспедиции — 2031 год. В составе межпланетной станции к соседней планете отправят четыре аппарата — орбитальный комплекс, два атмосферных модуля и посадочный аппарат. Ученые предполагают, что в облачном слое Венеры могут существовать бактерии, а на поверхности могут сформироваться формы жизни, в основе которых азотные и кремниевые соединения.

Какие цели межпланетной экспедиции

В России завершили аванпроект новой экспедиции на Венеру. Как объяснили разработчики, в ее задачи кроме масштабных комплексных исследований входит проверка гипотез о существовании жизни на соседней планете. По мнению специалистов, оптимальным сроком запуска будет 2031 год.

В состав межпланетной станции войдут четыре исследовательских комплекса. Это орбитальный аппарат, два атмосферных модуля и посадочный аппарат. Проект подготовлен специалистами из Российской академии наук, Института космических исследований (ИКИ) РАН, НПО Лавочкина и других организаций.

— Как предполагают ученые, в облачном слое Венеры на высоте 52–58 км, где температура и давление подобны земным, возможно существование бактерий. Кроме того, на поверхности (где жара порядка 460 °C и давление — 92 земных атмосферы) могут развиваться формы жизни на основе азотных и кремниевых соединений, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, научный руководитель ИКИ РАН, академик Лев Зеленый.

Он объяснил, что гипотезу о возможности жизни на соседней планете выдвинули российские ученые. Благодаря им интерес к Венере во всем мире значительно увеличился. Сейчас для ее изучения разные страны готовят целые флотилии. В гонке кроме РФ участвуют США, Китай, Индия, Евросоюз и другие. Несколько миссий планируют запустить в конце этого десятилетия.

По словам ученого, в задачи всех миссий, заявленных в зарубежных проектах, входит поиск биомаркеров, которые свидетельствуют о существовании хотя бы самых примитивных форм жизни. Большинство из них ограничится изучением планеты с высоты орбиты и запуском компактного спускаемого зонда. При этом Россия — единственная страна, которая имеет удачный опыт посадки аппаратов на поверхность Венеры. Поэтому наши возможности значительно шире, их следует использовать.

Отечественная экспедиция включает долговременные аэростаты и большой посадочный модуль, чего нет в зарубежных проектах. Именно с этими аппаратами ученые связывают надежды на главные научные открытия. В том числе на возможное обнаружение живых организмов.

Какие формы жизни могут быть на Венере

— Атмосфера Венеры на 96% состоит из углекислого газа, остальное — это азот и незначительное количество других элементов. Благодаря высоким температурам и давлению вблизи поверхности углекислый газ существует в сверхкритическом состоянии. При этих условиях исчезают различия между жидкой и газовой фазой, а «воздух» больше напоминает густой горячий кисель. В такой среде самоорганизация вещества может происходить иначе, чем на Земле. Природа этого не запрещает, поэтому при поиске биологических организмов можно не ограничиваться привычными догмами, — сказал один из разработчиков теории о жизни на Венере, старший научный сотрудник Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН Валерий Снытников.

По его словам, отправной точкой для развития гипотезы стали изыскания российского ученого Леонида Ксанфомалити. Он обнаружил на видео, сделанных автоматической межпланетной станцией (АМС) «Венера-9» и последующими экспедициями, объекты с необычной структурой, которая может быть свойственна живым организмам. Эти объекты на разных кадрах появлялись, изменяли местоположение и исчезали.

— Опираясь на полученные данные, специалисты смоделировали молекулы, которые для венерианских организмов могут выполнять функцию ДНК, — рассказал Валерий Снытников. — Эта молекула на Земле обеспечивает хранение и передачу наследственной информации и играет ключевую роль в образовании жизни. Оказалось, что аналог носителя генокода для венерианских условий возможен, если атомы фосфора заменить на кремний.

Вместе с тем, сообщил ученый, было показано, что при сверхкритических условиях многие инертные соединения приобретают химическую активность. В том числе существуют полимеры (длинные молекулы с повторяющейся структурой), которые, если они содержат кремний, становятся устойчивыми при температурах до 500 °C. При этом они размягчаются и становятся химически более подвижными.

— Таким образом в ходе эволюции в «адских» для земной жизни условиях на поверхности Венеры могли сформироваться биологические организмы, в основе которых — кремниевые соединения, — резюмировал Валерий Снытников.

Как отметил Лев Зеленый, попытки создать подобную биосферу в лабораторных условиях на Земле невозможны, поскольку не получится учесть все факторы, которые могут привести к зарождению жизни и обеспечить бесконечное разнообразие вариантов. Поэтому единственный способ найти ответы на поставленные исследователями вопросы — это лететь на Венеру.

При этом, по словам академика, поиск жизни — важная, но не единственная задача миссии. В частности, для землян соседняя планета может стать глобальной лабораторией по изучению парникового эффекта, который разогревает атмосферу Венеры. Понимание причин этого явления позволит избежать подобного сценария на Земле.

Среди задач, которые также привлекают внимание ученых, — изучение климата, геологической активности, эффекта суперротации (при котором атмосфера планеты вращается быстрее, чем она сама) и других необычных явлений. Любопытно также взаимодействие планеты с солнечным ветром, в результате которого планета, у которой полностью отсутствует собственное магнитное поле, приобретает магнитосферу, которая в миниатюре напоминает земную.

Как аппараты будут исследовать соседнюю планету

Как объяснил главный конструктор проекта «Венера-Д», начальник проектного комплекса НПО Лавочкина Олег Седых, экспедиция будет состоять из нескольких этапов. После запуска с космодрома Восточный станция прибудет к цели через полтора года. Причем продолжительность перелета по сравнению с предыдущими миссиями увеличена на 227 суток. Это сделано, чтобы расширить достижимые районы посадки и выбрать наиболее подходящее место.

При подлете к Венере произойдет отделение спускаемого аппарата. После чего станция приступит к дистанционному зондированию планеты. Время ее работы составит порядка восьми лет. Кроме того, станция будет выполнять функции ретранслятора для других аппаратов. Для этого она совершит маневр, чтобы оказаться в зоне радиовидимости спускаемого аппарата в момент его входа в атмосферу.

— Спускаемый аппарат войдет в плотные слои атмосферы на второй космической скорости. Это свыше 10 км/с. При этом важен угол, чтобы не отрикошетить от атмосферы и не воткнуться остро. Допустимая погрешность — около 1 градуса. При этом наружная температура окружающей аппарат плазмы достигнет 15 тыс. градусов. Затем, после снижения до скорости порядка 100 м/с, защитная «скорлупа» модуля раскроется, и оттуда начнут практически «выпадать» на парашютах научные модули. Это два аэростата, которые будут проводить измерения в атмосфере на разных высотах, и посадочный модуль, — рассказал Олег Седых.

Он добавил, что по плану аэростаты будут в течение как минимум месяца парить над поверхностью Венеры, исследуя параметры газовой оболочки планеты. Постепенно они будут смещаться в сторону полюса, что позволит изучить Венеру на разных широтах.

В свою очередь, посадочный модуль будет снижаться и гасить скорость сначала с помощью парашютов, потом — посредством специального щитка. По ходу движения аппарат будет измерять параметры окружающей среды. Через три четверти часа после входа в атмосферу он достигнет поверхности, где произведет забор и анализ проб, фото- и видеосъемку.

Вес модуля, который совершит посадку на поверхность Венеры, составит около тонны. Его расчетное время жизни составит три часа. Оно определено окном, в течение которого модуль будет находиться в зоне доступной связи со станцией на орбите и сможет передать научные данные. Корпус посадочного модуля будет изготовлен из титанового сплава толщиной около 10 мм с теплоизоляцией, который защитит от давления почти в сто раз большего, чем на Земле.

— Атмосфера на Венере подобна горящему огненному морю, куда мы запускаем, по сути, «подводную лодку». На ее поверхности будут выставлены «рожки улитки» с датчиками, сенсорами, камерами и механизмами для захвата и доставки образцов внутрь герметичного сферического объема, — объяснил Олег Седых.

В целом, как подчеркнул Лев Зеленый, при проектировании станции приоритет был отдан проверенным решениям, потому что главная задача — это долететь и выполнить поставленные научные задачи.

— Хочется продолжить традицию советских предшественников, которые осуществили серию экспедиций к Венере в 70–80-х годах прошлого века. Недаром это небесное тело в мире называют русской планетой. Стоит напомнить, что открытие ее атмосферы также сделал наш выдающийся соотечественник — Михаил Ломоносов, — напомнил академик.

Успех миссии, подчеркнул он, откроет новые горизонты для развития большого количества научных дисциплин — от внеземной геологии до экзобиологии (изучение организмов в космосе и на других планетах).




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer