Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам


7 ноября 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


Одна из старейших авиакомпаний мира, чешская Czech Airlines, прекратила свое существование. Перевозчик, в 2023-м праздновавший 100-летие, в конце октября вошел в состав лоукостера Smartwings. За последний год это уже не первый крах традиционной авиакомпании в Европе. В марте небо покинул мальтийский национальный перевозчик Air Malta, а в августе процесс банкротства завершила SAS Airlines, обслуживавшая сразу три страны: Данию, Швецию и Норвегию. О том, как традиционные авиакомпании проигрывают в борьбе за небо лоукостерам, – в материале «Профиля».

Czech Airlines: окончание столетней истории

Последний рейс бывшего авиационного флагмана Чехии состоялся 26 октября: лайнер Airbus A320 в специальной ливрее с огромными цифрами 100 на фюзеляже, которую нанесли в прошлом году в часть столетия компании, выполнил полет из Парижа в Прагу. Так завершилась история пятой старейшей авиакомпании мира. Старше нее только голландская KLM (основана в 1919 году), колумбийская Avianca (1919), австралийская Qantas (1920) и советский/российский «Аэрофлот» (1923).

Уже с 27 октября, то есть с начала нового зимнего сезона в авиации, все рейсы Czech Airlines (ČSA) выполняются под кодом QS чешского лоукостера Smartwings, куда бывший национальный перевозчик Чехии (а когда-то и Словакии) влился со всем флотом и экипажами. Впрочем, размер флота был мизерным: последние пару лет авиакомпания оперировала всего двумя самолетами Airbus A320, которые летали по двум маршрутам: Прага – Париж и Прага – Мадрид.

Когда-то флот Czech Airlines насчитывал более 50 лайнеров. Но после распада СССР и краха соцлагеря у чешского флагмана начались проблемы: несколько попыток приватизации компании, управленческие ошибки и финансовый кризис 2008–2009 годов подвели перевозчика практически к банкротству. Финальный гвоздь забила пандемия коронавируса: в 2021 году авиакомпания объявила себя банкротом и продолжила полеты только благодаря финансовым вливаниям лоукостера Smartwings, который тогда выкупил почти 98% акций Czech Airlines.

Но содержать традиционную авиакомпанию с флотом всего из двух лайнеров оказалось накладно, и боссы Smartwings объявили, что бренд Czech Airlines будет ликвидирован, а все имущество перейдет лоукостеру. Правда, отдавая дань уважения компании с вековой историей, новые владельцы решили сохранить ливрею Czech Airlines: в цветах ČSA продолжат летать два лайнера А320, оставшиеся у авиакомпании. Также ливрею бывшего флагмана Чехии нанесут еще на два самолета Airbus A220, которые Smartwings ожидает получить в первой половине 2025 года.

Не выдерживают конкуренции

«Крах Czech Airlines – это продолжение европейской тенденции банкротства небольших авиакомпаний либо их поглощения более крупными игроками», – заявил «Профилю» авиаэксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Авиационный рынок Евросоюза сильно либерализирован, говорит эксперт, «там кто угодно может летать куда угодно». Поэтому на популярные маршруты приходят крупные игроки и постепенно выдавливают мелкие авиакомпании: они не выдерживают конкуренции и либо банкротятся, либо вливаются в состав крупного перевозчика.

«Чехия – маленькая страна, внутри нее летать некуда. Остаются полеты по Европе, но все популярные маршруты уже заняты лоукостерами, с которыми традиционным авиакомпаниям невозможно конкурировать, – объясняет Гусаров. – Летать в Азию? Но у Чехии рядом есть Германия с ее огромными аэропортами во Франкфурте и Мюнхене, которые обслуживают в несколько раз больше пассажиров, чем всё население Чехии (около 11 млн человек). Представить себе, что немцы поедут в Чехию, чтобы улететь в Азию, – это смешно, у них есть свои аэропорты».

Поэтому в авиации Европы идет постоянный и неизбежный процесс консолидации. «И Czech Airlines потерпела крах далеко не первой в Восточной Европе. Вспомните тот же Malev (национальная авиакомпания Венгрии, обанкротилась в 2012 году. – "Профиль"). Чехи еще долго продержались со всеми своими проблемами», – считает эксперт.

Как рушились европейские перевозчики

Крах национальных перевозчиков идет не только в Восточной Европе. Весной этого года, например, прекратила полеты Air Malta – национальная авиакомпания Мальты. Причина та же, что и у Czech Airlines, – финансовые трудности. Последние 20 лет мальтийский перевозчик приносил лишь убытки, и на момент краха долги превысили €350 млн. Правительство Мальты было готово поддержать компанию и предоставить ей €290 млн, но власти Евросоюза заблокировали это решение. В итоге авиакомпанию ликвидировали.

Впрочем, без национального перевозчика островное государство не осталось: на базе Air Malta была создана новая авиакомпания KM Malta Airlines, флот которой составили восемь лайнеров Airbus A320, доставшиеся ей от Air Malta.

Кроме того, процедуру банкротства в этом году завершила и скандинавская авиакомпания SAS Airlines (Scandinavian Airlines System), которая считается основным перевозчиком сразу трех стран – Дании, Швеции и Норвегии. SAS также удалось остаться в небе, но спасти авиакомпанию смогли лишь благодаря значительным вливаниям (более $1,2 млрд) со стороны новых инвесторов, среди которых, кстати, есть и холдинг Air France-KLM.

За последние 10 лет в Европе исчезли несколько крупных авиакомпаний. В 2015-м обанкротился национальный перевозчик Эстонии Estonian Air, в 2017-м прекратил полеты Air Berlin – второй по размеру флота и пассажиропотоку перевозчик Германии, уступавший лишь Lufthansa.

В 2019 году европейское небо осталось сразу без двух авиакомпаний: обанкротилась немецкая Germania, а также крупнейший чартерный перевозчик Франции, компания с 73-летней историей Aigle Azur.

В 2023-м окончательно прекратила полеты крупнейшая региональная авиакомпания Европы – британская Flybe, которая до начала пандемии коронавируса перевозила около 8 млн пассажиров в год между 81 аэропортом Великобритании и остальной Европы.

Но самое крупное банкротство в европейской авиации произошло в 2021 году, когда рухнул национальный перевозчик Италии Alitalia. На тот момент авиакомпании было 75 лет. На ее базе создали новую авиакомпанию ITA Airways, которая теперь станет наполовину немецкой: в июле Европейская комиссия разрешила группе Lufthansa приобрести 41% акций ITA Airways.

В Lufthansa уже входят несколько авиакомпаний других стран: австрийская Austrian Airlines, швейцарская Swiss Airlines и бельгийская Brussels Airlines. В скором времени Lufthansa может получить контроль и над латвийским национальным перевозчиком Air Baltic. По данным Reuters, немецкая авиакомпания может выкупить значительную долю Air Baltic в рамках первичного размещения акций (IPO). Сейчас 97,97% акций перевозчика принадлежит латвийскому правительству, но оно намерено сохранить в капитале авиакомпании долю не менее чем 25% плюс одну акцию.

Небо уходит лоукостерам

В Европе практически все короткие рейсы в ближайшем будущем отойдут бюджетным авиакомпаниям, уверен Роман Гусаров. «Я помню, несколько лет назад летел из Берлина во Франкфурт, так там половина пассажиров – люди в пиджаках с ноутбуками, то есть белые воротнички, которые летят по делам на день: утром – туда, вечером – обратно. Естественно, им не нужна в полете еда, не нужен багаж, не требуется выбор места. Лоукостер с его минимальным тарифом "только перелет" – для них идеальный вариант», – пояснил эксперт.

Бюджетные авиакомпании в Европе в финансовом плане и правда чувствуют себя хорошо. Ирония еще и в том, что чем сильнее потрясения, которых в Старом Свете за последние пять лет было предостаточно (выход Великобритании из ЕС, пандемия коронавируса, украинский кризис), тем больше клиентов у лоукостеров.

«В кризисный период всегда происходит массовый отток туристов от традиционных авиакомпаний к дискаунтерам», – заявлял в начале пандемии в интервью венгерскому новостному порталу Index.hu глава европейского лоукостера Wizz Air Йожеф Варади.

Бюджетные авиакомпании Старого Света сейчас активно обновляют и увеличивают флот. Например, крупнейший лоукостер Европы ирландский Ryanair (размер флота – 594 самолета) в прошлом году разместил самый крупный в своей истории заказ: до 2033-го перевозчик намерен приобрести еще минимум 150 самолетов Boeing-737 MAX 10 за $20 млрд.

Конкурент Ryanair, британский лоукостер EasyJet, флот которого состоит из 336 лайнеров, в прошлом году заказал 157 самолетов семейства Airbus A320neo. Поставки запланированы на 2029–2034 годы.

Что касается Wizz Air, третьего по размеру флота лоукостера Европы, то он в 2023-м сделал заказ на 75 самолетов семейства Airbus A321neo. Таким образом, общее число лайнеров Wizz Air достигло почти 100 бортов.

«На коротких маршрутах (максимум до четырех часов) бюджетная модель действительно выгоднее для авиакомпании, чем традиционная. А значит, выгоднее и для пассажира», – говорит Гусаров.

Он объясняет это на примере работы экипажа. В двух-трехчасовом рейсе пилоты слетали туда-обратно и пошли домой: рабочее время закончилось. «А если рейсы дольше, из Европы в Азию, Америку, то экипаж в пункте назначения должен остаться на отдых. Значит, ему нужны отель, питание, командировочные, – перечисляет эксперт. – Для авиакомпании это большие деньги, которые закладываются в стоимость авиабилета. Да и кто из Европы в Азию полетит без чемодана? Тут совсем другая модель, совсем другой пассажир».

Аналогичная ситуация, уверен Гусаров, будет и в России: короткие рейсы перейдут к лоукостерам либо к авиакомпаниям с гибридной моделью. «Но из Москвы в Красноярск, Хабаровск, Владивосток, на Камчатку никакие лоукостеры не полетят. Кто туда будет летать с неоткидывающимися спинками и стаканом воды? У нас огромная страна, расстояния большие, поэтому будут работать и лоукостеры, и традиционные перевозчики», – считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer