Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец


23 декабря 2024 года Дмитрий Корнев, Известия


Стратегические ракетоносцы дальней авиации ВКС России Ту-160 и Ту-95 проходят модернизацию — в ходе этих работ уже восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета и уникальных систем. Расширяется и производственная и испытательная база под новую машину. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. О том, как идет обновление вооружения стратегической авиации и каковы перспективы создания нового комплекса ПАК ДА, — в материале «Известий».

База и возможности

Дальняя авиация, которая уже 110 лет стоит на страже рубежей нашей страны, является надежным щитом России и ее разящим копьем, говорит Сергей Чемезов.

— Сегодня основу дальней авиации составляют стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3. Предприятия «Ростеха» ведут работы по модернизации этих машин. Самолеты получают новые комплексы и системы, что значительно увеличивает их боевой потенциал, — рассказал «Известиям» руководитель «Ростеха».

Он отметил, что специалисты ОАК провели большую работу по возобновлению производства модернизированных ракетоносцев Ту-160М.

— Для этого была восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета и уникальных систем. Наша промышленность не стоит на месте, и сегодня идут работы по самолету нового поколения, в том числе расширяется производственная и испытательная база под новую машину, — отметил глава госкорпорации.

Под расширением производственной и испытательной базы, по мнению экспертов, скорее всего, имеется в виду реконструкция производства на Казанском авиазаводе под Ту-160М с перспективой использования новых возможностей при изготовлении самолетов следующего поколения, а также создание стендовой базы для испытаний перспективных образцов авиатехники.

Семейство «Туполевых»

Действительно, начиная с 2010-х годов в России ведется несколько программ модернизации дальних бомбардировщиков, которые призваны продлить срок их службы и значительно повысить их боевые возможности. Фактически в результате модернизации ВКС России получают совершенно новые ударные авиационные комплексы, которые способны применять самые современные ракеты воздушного базирования.

Так, дальние стратегические Ту-160 и Ту-95МС модернизируются по оборудованию и системам вооружения. Обновленные Ту-160М и модернизированные Ту-95МСМ могут теперь применять новейшие неядерные крылатые ракеты Х-101 и самые современные Х-БД. Эти самолеты уже принимали участие в контртеррористической операции в Сирии, а сейчас работают на СВО.

Основным представителем дальней авиации уже много лет является турбовинтовой «стратег» Ту-95МС. Это самолеты — носители крылатых ракет выпуска 1980–1990-х годов, которые могут нести под крылом и в фюзеляже ракеты типа Х-55 и Х-555. Списывать заслуженные машины рано, и в 2010-е годы была начата программа модернизации Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ. Самолет получает новую электронику и оборудование, а также кардинально обновленный комплекс вооружения с ракетами Х-101. Такая модернизация заметно продлевает срок службы парка Ту-95МС.

Модернизируется и сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 — до уровня Ту-22М3М. Первый самолет нового типа совершил полет 28 декабря 2018 года. Он получил новый комплекс оборудования и современную кабину, кормовая артиллерийская установка заменена на комплекс радиоэлектронной борьбы, кардинально обновлен комплекс вооружения. Ту-22М3М может применять новые сверхзвуковые крылатые Х-32, а также, вероятно, и другие, в том числе гиперзвуковые, ракеты.

Надо отметить, что боеприпасы типа Х-32 практически нечем перехватывать системам ПВО, которыми располагают сегодня, например, ВСУ. Ракета летит почти на гиперзвуковой скорости и может совершать сложные маневры. По программе модернизации на Казанском авиационном заводе планируется доработать 20 бомбардировщиков Ту-22М3.

В 2015 году начата программа возобновления выпуска стратегического бомбардировщика Ту-160. Считается, что поступление в дальнюю авиацию нескольких десятков вновь произведенных современных самолетов такого типа позволит провести замену всего парка Ту-95 на Ту-160М. 2 февраля 2020 года совершил первый полет прототип будущего серийного Ту-160М — это был именно новый собранный Казанским авиазаводом бомбардировщик.

В столице Татарстана проведена реконструкция производства для выполнения программы строительства новых самолетов Ту-160, возобновлено производство двигателей НК-32 для них, полностью обновлено радиоэлектронное оборудование самолета.

ВКС России за последние пару лет уже получили первые новые Ту-160, а в декабре 2024 года было объявлено, что в течение 2025-го дальняя авиация получит четыре самолета Ту-160М.

В декабре 2022 года в состав дальней авиации вошел полк, вооруженный гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал» с самолетами-носителями МиГ-31И. Носитель выбран неслучайно — именно за счет высокой сверхзвуковой скорости «тридцать первого» ракета типа «Кинжал» получает дополнительный прирост дальности полета, что позволяет поражать цели, удаленные на 2000 км от носителя. С учетом радиуса действия МиГ-31 это позволяет наносить высокоточные удары по целям почти на всем европейском континенте.

Авиакомплексные работы

Программы модернизации текущего авиапарка дальней авиации и возобновление производства Ту-160 обеспечат сохранение высоких боевых возможностей российской стратегической авиации до 2030-х годов, когда начнется замена самолетов проектов ХХ века на новейшие ПАК ДА. Под его создание и расширяется производственная база авиационной промышленности.

ПАК ДА расшифровывается как «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» — новый самолет, который создается КБ им. А.Н. Туполева для ВКС России. Проект покрыт завесой секретности, но некоторое понимание облика нового самолета в публичном поле всё же есть.

Авиационный комплекс будет иметь аэродинамическую схему «летающее крыло» и будет дозвуковым. Такой выбор обусловлен требованиями к самолету — в «летающем крыле» больше внутреннего пространства для полезной нагрузки и с размещением оружия во внутренних отсеках и на дозвуковой скорости достигаются наилучшие показатели дальности полета.

Применение ракетного вооружения предполагается без захода в зону ПВО потенциального противника. Вполне вероятно длительное нахождение таких самолетов в зонах ожидания — над пустынными районами Мирового океана или Крайнего Севера.

Новый самолет будет обладать пониженной радиолокационной заметностью. Основным вооружением станут перспективные дозвуковые крылатые и гиперзвуковые ракеты. Считается, что масса полезной нагрузки ПАК ДА может составить до 30 т — это значит, что бомбардировщик сможет нести в отсеках вооружения суммарно не менее 12 крылатых ракет. Общая же взлетная масса машины, по оценкам специалистов, может составить 145 т.

Конечно, новейший самолет будет оснащен самым совершенным комплексом радиотехнического оборудования и комплексом обороны, который позволит поставить помехи любым системам наведения. Прогнозировать готовность нового самолета сложно, но первый полет новая машина должна совершить в ближайшие несколько лет, а до 2030 года, вероятно, будет начато и серийное производство нового «стратега». В течение 2030-х годов ПАК ДА должен стать основным самолетом дальней авиации ВКС России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer