Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами


28 декабря 2024 года Владимир Гаврилов, Известия


Экипажи авиакомпаний и специалистов аэропортов обучат под новые угрозы транспортной безопасности. Минтранс с марта 2025 года внедрит новую программу в авиации, выяснили «Известия». Будут реформированы специальные силы по ее защите, а экипажи самолетов обучат противодействию террористическим угрозам и авиадебоширам. Кроме того, планируют создать единую информационную систему для взаимодействия различных служб. Для чего понадобилась эта программа — в материале «Известий».

Для авиаотрасли пропишут новые правила безопасности

Минтранс РФ подготовил программу обеспечения безопасности на воздушном транспорте. С соответствующим проектом приказа ведомства ознакомились «Известия». Программа должна приблизить российскую инфраструктуру к стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO) и отражать требования международных договоров РФ в области защиты гражданской авиации. В будущем, как предполагается, она должна способствовать улучшению рейтинга отечественной авиации, который с введением санкций снижен ICAO до красной зоны, считают эксперты. Одновременно Минтранс подготовил и программу обучения специалистов сил транспортной безопасности (СТБ).

Перестройка сил авиабезопасности стала возможной после вступления в силу изменений от 3 апреля 2023 года в закон «О транспортной безопасности», которые теперь подменяют некоторые главы Воздушного кодекса. Программа Минтранса позволит уточнить юридические приоритеты между ними.

На министерство возложены обязанности по обучению персонала, ведению реестра инфраструктуры и транспортных средств. Будет создана единая информационная система для взаимодействия различных служб, принадлежащих разным компаниям и ведомствам.

Источник на рынке авиаперевозок пояснил, что изменения наметились в рамках глобального процесса замены Служб авиабезопасности (САБ) на силы транспортной безопасности и актуализации существующих приказов и подзаконных актов. Фактически персонал, включенный в СТБ у субъектов отрасли, существует еще с 2011 года и регламентируется Воздушным кодексом, а его подготовка проходит уже 10 лет, отметил источник. Однако в 2025 году произойдет уход от двойного регулирования служб. После вступления в силу изменений в ФЗ-16 этот закон «О транспортной безопасности» фактически заменит собой главу 12 Воздушного кодекса «Авиационная безопасность».

Существуют понятия «безопасность полетов» и «авиационная безопасность» (она же транспортная). Первая относится к обеспечению и выполнению полетов, а вот вторая — это защита воздушного транспорта от противоправных актов и иных вмешательств в деятельность авиапредприятий, рассказал «Известиям» главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. Система авиационной безопасности существует давно, а с 2011 года она стала частью транспортной безопасности согласно федеральному законодательству. Несмотря на то что российская система обеспечения авиационной безопасности признана одной из самых совершенных и строгих в мире, она всё равно находится в постоянном развитии в контексте тревожной международной обстановки, считает эксперт.

Одни подразделения контролируют периметр аэропортов, въезды и выезды, другие следят за стоянками воздушных судов, третьи обеспечивают самолеты бортзапасами, продуктами питания и кухонными принадлежностями, четвертые ведут досмотр пассажиров и багажа. Есть еще службы по сервисному обслуживанию и контролю за состоянием техники.

— Служба авиационной безопасности находится в подчинении руководства аэропорта. Однако там присутствуют и представители силовых структур — полиции, федеральной пограничной службы и др., — продолжает Роман Гусаров.

В РФ строгие нормативы для досмотра граждан в аэропортах, есть дополнительные пункты на входе в здания аэровокзалов, чего не всегда встретишь в Европе или иных странах, отмечает эксперт.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, крупные авиакомпании и аэропорты.

Авиабезопасность улучшат по нормам ICAO

Особое внимание требуется уделять подготовке экипажей в чрезвычайных ситуациях, рассказал «Известиям» авиаэксперт Олег Пантелеев. Но в целом транспортная безопасность зависит от работы наземных служб, призванных предотвращать незаконное проникновение за периметры охраны.

— К примеру, есть международные новшества ICAO по досмотру багажа, по допуску обслуживающего персонала в «чистую зону», в подвозе продуктов питания, чтобы какой-нибудь подкупленный техник не пронес на борт бомбу, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков. — Всё это должно учитываться в формировании сил транспортной безопасности.

Даже такая банальность, как взаимодействие с авиадебоширами, требует правильного поведения и обучения, пояснил Роман Гусаров из Avia.ru. Формально это члены экипажа, но функции по транспортной безопасности распространяются и на них. Им разрешили использовать спецсредства, наручники и ремни. Хотя авиакомпании юридически ответственны перед пассажирами, в том числе и перед дебоширами. Договор перевозки предполагает, что людей доставят в пункт назначения без телесных повреждений, поэтому каждый акт применения силы — это риск судебных исков, подчеркнул эксперт.

Так как института авиационных маршалов у нас нет, то экипажи порой действуют в рамках своих полномочий. Газовыми баллончиками пользоваться нельзя, как и электрошокерами, которыми можно сжечь кардиостимулятор или электронику самолета. Коллектив стюардесс разбавляют крепкими юношами с большими кулаками, и без умения владеть собой они могут натворить дел.

— Для безопасности важны не только физические данные бортпроводников, но и их психоэмоциональные качества. Ведь во взаимодействии с авиадебоширами чаще нужна не сила, а умение успокаивать и урегулировать конфликт, — продолжил Олег Пантелеев.

В программе Минстроя отдельными строками прописаны требования к психофизиологическим качествам сотрудников сил транспортной безопасности.

В целом программа распространяется не на отдельные подразделения, а на всю экосистему безопасности в гражданской авиации, добавил Андрей Патраков. Обновление постигнет и авиационные учебные центры, которые аккредитует Росавиация.

Потребуется заново отстроить СТБ, чтобы привести их к международным стандартам ICAO, потому как пробелов слишком много. По его словам, около половины требований ICAO не выполняется в России. Если удастся модернизировать отрасль по принятым стандартам, то это будет одно из самых масштабных изменений транспортной безопасности со времен СССР, считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer