Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт


8 декабря 2024 года Любовь Лежнева, Известия


Глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому до конца года на поддержку воздушного транспорта направят 3,5 млрд рублей. Средства пойдут в том числе на субсидирование авиаперелетов для льготников из удаленных и труднодоступных населенных пунктов Дальнего Востока и других частей России. Они необходимы для покрытия затрат на организацию таких перевозок с 1 февраля по 31 июля 2024 года. Хватает ли субсидируемых билетов и может ли быть расширен список направлений, которые финансируются государством, разбирались «Известия».

Основные направления

В настоящее время только в рамках постановления от 25.12.2013 № 1242 в реестре находятся 297 субсидируемых маршрутов (а всего их более 400 на федеральном уровне), напомнил «Известиям» старший научный сотрудник Центра пространственной экономики Президентской академии Андрей Макаров. При этом перечень все время корректируется, так, только в начале года было добавлено 28 новых маршрутов

— При этом на самом деле субсидируются как маршруты протяженностью более 4 тыс. км (например, из Новосибирска в ЧАО), так и достаточно короткие (Иркутск — Улан-Удэ). Действуют три федеральные программы субсидирования (перелеты между регионами без пересадки в Москве, субсидирование маршрутов в ДФО, программа перевозок социально незащищенных групп граждан), федеральное финансирование превысило 25 млрд рублей в 2024 году, однако необходимо учитывать значительную роль и региональных программ субсидирования рейсов. До 1 января 2028 года были продлены налоговые льготы, а именно НДС в 0% для перевозок пассажиров и багажа через аэропорты ДФО, Крыма, Севастополя, в Московском авиаузле НДС был снижен до 10%, — отметил эксперт.

По данным Минтранса, количество субсидируемых авиамаршрутов увеличилось за последние 6 лет в 1,5 раза. Число льготных пассажиров выросло втрое. Согласно прогнозам, к концу года их количество может приближаться к 4 млн. По некоторым экспертным оценкам, половина маршрутов вовсе могли бы закрыться из-за низкой рентабельности при отсутствии программ субсидирования, подчеркнул Андрей Макаров. В целом за первое полугодие 2024 года авиабилеты подорожали на 20% (более 1500 рублей), что обостряет проблему недоступности билетов по рыночной цене для жителей относительно небольших городов России.

Главные трудности

— Среди проблем можно отметить следующее. Во-первых, риски снижения финансирования. Для сравнения: на субсидирование в 2022 году было выделено 27 млрд рублей, кроме этого, нужно учесть и инфляционный налог за это время. Также необходимо учесть, что фактическая инфляция для авиакомпаний может быть выше с учетом зависимости от иностранных комплектующих и процесса девальвации рубля, — заявил Андрей Макаров.

Сами авиакомпании при этом отмечали высокую дифференцированность предоставляемых субсидий, которая могла отличаться в разы на разных маршрутах. В этой ситуации, по словам эксперта, с учетом рисков дальнейшего сокращения бюджетного финансирования, с одной стороны, можно рекомендовать тщательное экспертное и общественное обсуждение для выбора именно тех маршрутов, которым должна предоставляться существенная субсидия в первую очередь. С другой стороны, возможно повышение гибкости субсидий с точки зрения учета сезонных колебаний спроса. Еще одно направление — сочетание субсидируемых и коммерческих перевозок, когда субсидируется перевозка до ближайшего крупного авиацентра и далее пассажир перевозится уже на окупаемом «обычном» рейсе.

Другое возможное направление совершенствования государственной программы — развитие субсидирования перелетов не между регионами, а внутри региона, считает Андрей Макаров.

— Например, это актуально для Якутии и других крупных регионов с трудностями наземного сообщения, в которых авиация, в том числе малая, может быть востребована для доступа к учреждениям здравоохранения и к другим социальным объектам. Исследователи отмечают, что как раз для таких территорий характерны низкая плотность и платежеспособность населения, что может означать невозможность развития малой авиации на рыночных началах, при этом средний возраст парка в малой авиации оценивается в 20-40 лет, что ставит вопрос о государственном субсидировании не только перелетов, но и обновления парка, — сказал он.

Изменение цен

3,5 млрд рублей, скорее всего, выделены прежде всего из-за подорожания авиационного топлива и в целом авиауслуг, отметил профессор кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Алексей Степанов.

— С другой стороны, увеличиваются потоки в связи с тем, что снижается цена на билеты субсидированные, поэтому так как в этом году еще меньше стали выезжать за рубеж, то россияне стали чаще пользоваться внутренним туризмом, поэтому здесь идет тоже увеличение. Но не все категории подходят под субсидированные билеты и не все направления, — сказал «Известиям» Алексей Степанов. — Одно из направлений, которое будет действовать по субсидированию, — это прямые рейсы между регионами, минуя Москву. То есть это разгружает [столичные аэропорты] и нагружает региональную сеть для того, чтобы она тоже работала. В принципе, это правильное решение: мы уменьшаем стоимость поездок, потому что не нужно все время прибывать в Москву и из нее куда-то вылетать. Естественно, остаются Калининград, Дальний Восток и, соответственно, категории, которым субсидируются билеты.

Хватит или не хватит этих средств — точно рассчитать невозможно, но программа будет работать на следующий период, считает Алексей Степанов. Реализация этой программы позволяет развивать авиационные перевозки, делать их более эффективными не только для авиакомпаний, но и для пассажиров, потому что они могут меньше платить за перемещение. Если граждане России будут платить меньше, то, соответственно, станут летать чаще и дальше, а это создает как раз экономические стимулы для развития местной промышленности, местной сферы услуг и так далее. Будет увеличен поток туристов, который создает на территориях возможности для увеличения местных доходов.

Субсидирование авиаперевозок по определенным направлениям в первую очередь направлено на обеспечение транспортной доступности удаленных регионов. В рамках этой концепции значимые изменения в части списка направлений и объема субсидий маловероятны, сказал «Известиям» старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. Кроме того, каких-либо фактов, указывающих на планы государства по пересмотру господдержки авиаотрасли, сейчас не наблюдается.

Выделение дополнительных средств может оказать поддержку населению, в части сдерживания цен на субсидируемые билеты на Дальний Восток. Однако для отрасли эти суммы покрывают уже понесенные авиакомпаниями расходы на перевозку пассажиров и недостающую выручку для компенсации операционных расходов, заявила «Известиям» старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева.

«Известия» направили запрос в Минтранс, но на момент публикации ответ получен не был.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer