Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС


29 февраля 2024 года Олег Дилимбетов, MASHNEWS


Авиалесоохрана планирует дооснаститься беспилотниками для тушения лесных пожаров. В феврале регионы начали закупки самолетов и вертолетов на пожароопасный сезон, но главный орган по защите лесов от огня намерен идти в сторону высоких технологий. Сейчас он готовит сметы и будет просить финансирование на закупку беспилотных комплексов. По данным Mashnews, потребуется не менее миллиарда рублей.

Летаем на всем

Согласно сайту госзакупок, уже четыре региона, с начала года, разместили тендеры на аренду воздушных транспортных средств (иногда с командой) для мониторинга и тушения лесных пожаров. Речь о Свердловской, Архангельской, Мурманской областях и ХМАО. 

В Архангельской области, например, нужна Cessna 172 или 182 или Ан-2, а также вертолет Ми-8 (или аналог), на это заложили 190 млн рублей. Надо заметить, что сумма зависит от летных часов, а не от модели самолетов. 

В Свердловской области запланировали потратить не более 104 миллионов на летные работы в течение 282 часов (судно при этом должно соответствовать характеристикам, модель не называется). Мурманская область оставила несколько закупок по 20-30 миллионов на Cessna и Ми-8. Ранее Mashnews писал, что у регионов есть большие трудности с арендой воздушных судов. 

Самолеты будут брать в аренду у местных авиапредприятий, готовых предоставить их на сезон. Сезон пожаров календарем никак не ограничен. Согласно определению ФЗ “О пожарной безопасности”, пожароопасным называется период времени с момента таяния снегового покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова. 

С 1 по 20 февраля по всей России проходили учения по тушению лесных пожаров. В них приняли участие 60 диспетчерских служб лесного хозяйства из 38 регионов России, 12 филиалов ФГАУ «Оборонлес» и 10 администраций ООПТ, - рассказывают в Авиалесоохране. 

“Этот вид работ один из самых опасных”

Автор канала “Скромный работник гражданской авиации”, пилот Ми-8 Тимур Фаткулов рассказал Mashnews об особенностях работы на пожаре. 

“Для тушения лесных пожаров, в принципе, подойдет любой вертолет, который у тебя под рукой: в отличие от пожарного самолета, вертолет может выполнить больше задач. Но лучше всех оказался наш Ка-32, который благодаря своей соосной схеме, может брать больше воды, не боится ветра, и он компактен (может взлететь с площадок ограниченных размеров). За границей, в той же Корее и Китае он пользуется большой любовью и популярностью”, говорит Тимур Фаткулов. 

Пожаротушение -  один из самых опасных видов работ, нужен специальный допуск. “Полеты проходят в условиях повышенных температур, задымления воздуха, ограниченной видимости - что является негативным фактором, понижающим мощность двигателей. Каждый год, во всём мире гибнет полтора десятка пожарных вертолетов и самолетов с людьми на борту. В сезон пожаров назначают самые опытные экипажи, на самых мощных вертолетах, которые заранее готовятся ещё зимой. Лучшее решение этой проблемы было найдено в СССР: по всей стране были созданы базы Авиалесоохраны, которые позволили оперативно бороться с пожарами. Правда, после  развала бороться  с пожарами начали местные авиапредприятия, что негативно сказалось на ситуации. Радует, что в последнюю декаду базы авиалесоохраны начали восстанавливать”, - объясняет Фаткулов. 

В последние годы Ка-32 для тушения пожаров не арендуют. По крайней мере, на госзакупках нет этой информации. Этот вертолет очень любят применять во время арктических экспедиций. 

В Авиалесоохране поясняют, что Ми-8 - это та техника, которая непосредственно тушит пожар. Cessna - самолет для мониторинга, он воду на себе не тащит. 

“Как правило, в ней (Cessna - прим. ред.) находится летчик-наблюдатель, который передает данные в центр управления. Он летит с планшетом и в режиме реального времени передает, например, характер возгорания. Частные пилоты не привлекаются к таким видам работ. Мы можем взять их технику, но полет будет выполнять только тот, кто имеет разрешение”. 

Авиапарк для тушения лесных пожаров, в целом, стандартный:

Ан-2, Ан-26, Ан-24, Ан-3 и вертолеты Ми-8МТВ, Ми-8Т, Ми-2. Также используются зарубежные машины, но сейчас их век заканчивается. 

“Из-за этих санкций скоро тем же Robinson ( Robinson R-44, есть на балансе самой “Авиалесоохраны” - прим. ред.), той же Cessna придет конец, - поясняет представитель Авиалесоохраны, чемпион мира по высшему пилотажу на вертолетах Гарри Георков. 

Без пилота - есть работа

За прошедший год ряд компаний разработчиков представили свои беспилотники в качестве помощников для тушения пожаров. По словам Гарри Георкова, сейчас у Авиалесоохраны есть 100 беспилотных комплексов. Они занимаются мониторингом. С учетом размаха России этого количества недостаточно. 

“Мы в этом году планируем получить финансирование на использование беспилотных комплексов. Каких-то конкретных нет - будем выбирать из того, что предложат наши разработчики. Причем комплексы должны быть отечественного производства2, - говорит он. 

Сумма заказа выйдет за миллиард рублей, считают в Авиалесоохране, но пока идет анализ рынка, готовятся запросы, точная сумма будущей закупки неизвестна. 

“Беспилотники используются, в основном, в местах, где зарождаются пожары, чтобы не посылать группу людей в неизвестность. Поднимают, скажем, квадрокоптер, он осматривает небольшую территорию”, - рассказывает Гарри Георков. 

Он же отмечает - людей беспилотники не заменят. БПЛА хороши, если надо увидеть подземный пожар (например горение торфяников). Он это делает с помощью тепловой сигнатуры. Но современное законодательство позволяет использовать БПЛА лишь до 30 килограммов весом. Дело в том, что по российским законам беспилотник свыше 30 килограммов подлежит такой же сертификации как самолет. Это очень долго и дорого. Из единиц сертифицированных БПЛА в России нет пока ни одного, который был бы полезен при выявлении пожара. 

Несмотря на полезность беспилотников в мониторинге пожаров, в Авиалесоохране уверены, что беспилотники не заменят даже самолеты для наблюдения. 

“Беспилотный комплекс летает на небольшие расстояния, его отправляют в то место, где уже обозначен пожар, он не может бесконечно над тайгой летать, он очень ограничен по времени полета. С помощью беспилотника оператор смотрит, где возгорание больше, где меньше, принимает решение отправить группу, что позволяет ей не попасть в западню пожара. Это, конечно, очень ценный агрегат. Но в остальном нужен человек -  только человек на борту может определить характер пожара, возможности его развития, какие средства понадобятся и так далее”, - говорит Георков. 

Разработчики и популяризаторы БАС считают, что иной раз беспилотник будет полезнее самолета. 

“Беспилотники в данном контексте однозначно полезны, особенно - в труднодоступных районах, и когда нужно точечно вылететь и осмотреть какой-либо участок. В связи с тем, что стоимость беспилотника существенно ниже, чем стоимость вертолета или самолета, то первый, конечно, выигрывает. Тем более, что в обслуживании и эксплуатации он тоже дешевле. Плюс длительная подготовка к полету не требуется. Если сравнить возможности, скажем, пилотируемого вертолета или «кукурузника» и беспилотника, то для с точки зрения выполнения мониторинговых миссий у беспилотника их даже больше. Он маневреней и универсальней машины с пилотом, а навесное оборудование нести способен с аналогичым функционалом - камеры, тепловизоры и так далее. При этом с точки зрения качества получаемого в итоге информационного материала дрон даже выигрывает. В каждом регионе Российской Федерации для эффективного покрытия площадей лесных массивов, за которыми ведется наблюдение, нужны десятки, если не сотни беспилотников. Причем в большинстве случаев целесообразней использовать  дроны не мультикоптерного типа, а самолетного. Для наблюдения за большими площадями, они приспособлены лучше”, - говорит первый заместитель генерального директора и сооснователь «Флай Дрон» Александр Каниовский.

При этом беспилотчики солидарны в том, что машина, даже самая маневренная, пилота не заменит, тем более такого мастера, который занимается тушением пожаров. 

“Что касается полной замены пилотируемых воздушных судов беспилотниками для выполнения задач МЧС и Авиалесоохраны, то пока в это не верится. Ведь те же вертолеты могут эвакуировать людей с места пожара или высаживать десант для ликвидации возгорания, а беспилотникам в настоящее время это недоступно. Как и перевозка каких-либо тяжелых грузов, востребованных огнеборцами. В общем, вопрос полной замены встанет не раньше того момента, когда БПЛА полностью сравняются по техническим характеристикам с пилотируемой авиацией. В перспективе ближайшего десятилетия такой поворот событий точно не просматривается”, - отмечает Каниовский. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer