Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России


4 февраля 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


После того как в 2020-м Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнил последний пассажирский рейс, полетать на самолетах Туполева россияне могли лишь за границей. На родине эти лайнеры использовали только военные и специальные службы. В начале февраля авиакомпания Red Wings вернула в коммерческую эксплуатацию один из своих законсервированных Ту-214, на котором перевозчик совершал рейсы до 2017 года. О возвращении легендарного бренда в российское небо и его перспективах – в материале «Профиля».

Шампанское и шоколадки

Первый в России с 2020 года коммерческий рейс самолета марки Ту выполнил Ту-214 (бортовой номер RA-64518) авиакомпании Red Wings. Вечером 2 февраля лайнер совершил полет из подмосковного Жуковского в Сочи.

В аэропорту Адлера новый самолет, как и полагается, встретили воздушной аркой. «Мы рады, что первый пассажирский рейс обновленного российского Ту-214 выполнен именно в Сочи», – говорится в сообщении воздушной гавани. Ту-214 привез в Сочи 177 пассажиров, загрузка составила около 90%.

Блогер-путешественник Иван Герасименко описал полет так: «Рейс прошел гладко. Вентиляция работала хорошо. В Сочи прилетели вовремя. При посадке аплодировал один человек». Пассажир отметил новизну салона, однако обратил внимание, что багажные полки меньше привычных: «Ручная кладь с нормальными размерами (до 55 см в высоту) влезла в полки тютелька в тютельку».

Не обошлось без небольшого инцидента. Как пишет Герасименко, «через несколько минут после взлета у соседей вывалились кислородные маски», но после набора высоты «пришел бортмеханик и засунул всё обратно». Также возникали проблемы при обращении командира судна по громкой связи: «его попросту не было слышно». Но зато, по словам блогера, «всем разносили интеллигентный набор: шоколадка+игристое».

«Еще из нетипичного: непонятные «светодиодные» табло в проходах, олдскульная розетка и новые пепельницы в дверях туалета. Они-то зачем?» – удивляется Герасименко (последний рейс, на котором можно было курить, в России был совершен 30 марта 2002 года).

Долгая дорога в небо

Ту-214, прилетевший в Сочи, не новый: он был построен на Казанском авиазаводе в 2009-м и до 2015 года эксплуатировался «Трансаэро». После ее банкротства лайнер попал в Red Wings, где летал до 2017-го, пока перевозчик не вернул самолет лизинговой компании ИФК, после чего он отправился в Казань – как казалось тогда, на вечное хранение.

Но в конце 2022 года из-за западных санкций, веденных против российской авиации, Red Wings объявила, что решила восстановить несколько своих законсервированных самолетов Ту-204/214, на которых летала до 2017–2018 годов.

Первым на завод-изготовитель – Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова (КАПО) – отправился борт RA-64518. Работы по его восстановлению и обновлению длились практически год. В сентябре 2023-го лайнер отправился на покраску в Ульяновск, а затем вернулся в Казань. К слову, самолет окрашен не в фирменные цвета Red Wings, а в корпоративную ливрею Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): фюзеляж украшает огромная надпись «Ту-214».

20 декабря Росавиация выдала лайнеру новый сертификат летной годности, пока сроком на восемь месяцев, и под самый конец года он прибыл в Жуковский, где его в торжественной обстановке передали Red Wings. «После модернизации мы фактически получили уникальный самолет с новым салоном, который рассчитан на 194 пассажирских кресла. Наш расчет – на удобство для пассажиров и летного состава», – заявила авиакомпания после первого рейса.

Единственная «Тушка»

Восстановленный Ту-214 сейчас фактически единственный в России летающий пассажирский лайнер марки Ту. Коммерческих перевозок на самолетах этого конструкторского бюро не было последние три года. Последний рейс с пассажирами лайнер Туполева выполнил 20 октября 2020-го: это был Ту-154 авиакомпании «Алроса», который доставил 141 пассажира из Мирного (Якутия) в Новосибирск.

Тот «последний» Ту-154 с бортовым номером RA-85757 до сих пор стоит в новосибирском аэропорту Толмачево, хотя еще в 2021-м была информация, что лайнер выкупил владелец омского аэродрома имени Егора Летова в Поповке Александр Анисимов. Он собирался перегнать самолет в Омск и создать на его базе музей гражданской авиации.

К слову, там же, в Толмачево, находится и Ту-134 с бортовым номером RA-65693, которому суждено было стать последним самолетом этой модели, выполнившим коммерческий рейс в России. 22 мая 2020-го он перелетел из Мирного в Иркутск, откуда затем отправился в Новосибирск, где и встал на вечную стоянку в Музее истории авиации аэропорта «Толмачево».

Собственно, с 2020 года обычные россияне на самолетах марки Ту могли полетать только за границей, например, в Северной Корее, где национальная авиакомпания Air Koryo эксплуатирует два лайнера Ту-204. На родине же самолеты Туполева либо перевозили грузы (например, два Ту-204 в ливрее «Почты России»), либо использовались специальными службами – «Роскосмосом», МЧС, Минобороны, а также специальным летным отрядом «Россия», который обслуживает высших лиц государства и правительственные делегации.

Новый старый самолет

Разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов Ту-204 (а затем и его модификация Ту-214) к началу 2000-х должен был заменить вырабатывающие свой ресурс основные среднемагистральные самолеты Советского Союза – Ту-154. Но проекту не повезло – СССР развалился.

После того как в 90-х российским перевозчикам открылся западный авиационный рынок, они предпочли заказывать поддержанные иностранные самолеты. А если в парки крупных авиакомпаний и попадали отечественные лайнеры, то владельцы спешили от них избавиться: либо продавали (как, например, S7), либо передавали дочерним компаниям (как, например, «Аэрофлот»). Та же «Трансаэро» в 2000-х заказала два Ту-214 только ради того, чтобы сохранить скидку на пошлину при покупке американских Boeing.

«Причиной нежелания эксплуатировать этот самолет были его конструктивные особенности, – говорит авиаэксперт, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – В первую очередь, недостатки бортового радиоэлектронного комплекса, который предполагает наличие третьего члена экипажа, в то время как западными лайнерами управляли два пилота. Также самолет был перетяжелен, он потреблял больше топлива, чем его зарубежные аналоги».

Все это, говорит Синицкий, негативно влияло на экономику: эксплуатировать наши лайнеры было дороже, чем иномарки. Плюс проблемы с послепродажным обслуживанием. После того как на завод «Авиастар» в Ульяновске, который выпускал Ту-204, в 2006-м перенесли производство военно-транспортных самолетов Ил-76, предприятие полностью сосредоточилось на них. Что же касается Казани, где производились Ту-214, там больше были заняты модернизацией и производством ракетоносцев Ту-22М и Ту-160, а не пассажирскими лайнерами, заказы на которые можно было пересчитать по пальцам. «Грубо говоря, ни в Ульяновске, ни в Казани просто не было рук, чтобы серьезно заниматься этими проектами и доводить их до ума», – говорит эксперт.

Не везло новым Ту-204/214 и с авиакомпаниями, приобретавшими такие лайнеры: практически все банкротились, причем нередко еще до того, как заказанные самолеты поступали в парк. В их числе, например, «Внуковские авиалинии», которые стали одним из первых заказчиков Ту-204. Также ушли с рынка «Красноярские авиалинии», «Омскавиа», «Дальавиа», «Кавминводыавиа», да и сама «Трансаэро», бывшая когда-то крупнейшей частной авиакомпанией страны (по числу пассажиров и размеру флота уступала только «Аэрофлоту»).

Долгое время крупнейшим в стране эксплуатантом лайнеров Ту-204/214 являлась как раз Red Wings (до 2007 года назвалась «Авиалинии 400»). В середине 2010-х в ее парке насчитывалось восемь таких самолетов. Но с 2017-го перевозчик начал их, а также лайнеры «Сухой Суперджет», постепенно выводить из флота и пересаживаться на Airbus. После того как в 2022 году российские авиакомпании из-за санкций лишились возможности покупать иностранные самолеты, Red Wings пересмотрела стратегию.

Перевозчик избавился от Airbus и сделал заказ на новые «Суперджеты». Сейчас парк авиакомпании состоит из 19 лайнеров SuperJet 100 и трех Boeing-777, доставшихся ей от «ИрАэро». В конце 2022-го представители Red Wings заявили, что в ближайшие два года вернут в эксплуатацию отправленные в 2018 году на вечное хранение четыре самолета Ту-204/214.

Как ожидается, в 2024-м Red Wings получит еще один восстановленный Ту-204. Что же касается Ту-214, то в Сочи он сделает еще несколько рейсов, а затем будет летать из московского аэропорта Домодедово в Ереван (Армения) и Батуми (Грузия), а позднее – в Тель-Авив (Израиль).

Третий лишний

Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что в новых экономических реалиях некоторые недостатки Ту-204/214 (типа повышенного расхода топлива) могут быть нивелированы, например, более низкими лизинговыми платежами или более дешевыми запчастями, которые для иностранных лайнеров из-за падения курса рубля и сложной логистики подорожали в разы.

«Вот наличие третьего члена экипажа, бортинженера – это проблема, потому что летный состав для авиакомпании – это дорого. Да плюс еще этих бортинженеров надо найти», – добавил Гусаров.

Неслучайно именно таким было одно из основных пожеланий «Аэрофлота» к авиапроизводителю. «В части Ту-214 у нас однозначно будут требования по переходу или приведению его к двухчленному экипажу. Это сложновыполнимая задача для производителя, но мы это требование не снимем и будем на нем настаивать», – заявлял в конце 2022 года в интервью РБК гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Сможет ли производитель исполнить требование перевозчиков – вопрос открытый. Тем не менее «Аэрофлот» уже сделал заказ на 339 самолетов отечественного производства. Из них 40 составят как раз Ту-214. Остальные – это 270 самолетов МС-21 и 89 «Суперджетов».

Всего, согласно инвестпрограмме российского правительства, к 2030 году в стране должны выпустить более 600 отечественных самолетов. Из них Ту-214 – 115 штук, МС-21 – 270 лайнеров, «Суперджеты» – 142, а также семьдесят Ил-114 и двенадцать Ил-96-300. В их производство планируют вложить 865,6 млрд рублей.

Воплотить в жизнь столь амбициозные планы будет крайне сложно. «Тут простая арифметика. За 30 лет два завода выпустили менее ста Ту-204/214. Фактически производили по три самолета в год. А теперь планируется, что за шесть лет они соберут 115 лайнеров, то есть будут выпускать по 20 самолетов в год. Такого ускорения авиационная промышленность еще не знала», – говорит Роман Гусаров.

Эксперт считает, что заводы соберут еще «пару десятков» самолетов моделей Ту-204/214, на которых российские перевозчики долетают до начала действительно массового производства лайнеров МС-21 (по плану первые поставки серийных моделей с российскими двигателями «Аэрофлоту» должны состояться уже в этом году).

«Самолеты Туполева хоть и хороши, и отвечают многим современным требованиям, но все-таки эти модели родом из СССР. Разработке уже больше тридцати лет, и, конечно, они не могут соревноваться с современными моделями. Поэтому, когда появится МС-21 – та же ниша, тот же класс, что и Ту-204, но намного современнее и экономичнее в эксплуатации, – многие отдадут предпочтение ему», – уверен Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer