Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России


4 февраля 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


После того как в 2020-м Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнил последний пассажирский рейс, полетать на самолетах Туполева россияне могли лишь за границей. На родине эти лайнеры использовали только военные и специальные службы. В начале февраля авиакомпания Red Wings вернула в коммерческую эксплуатацию один из своих законсервированных Ту-214, на котором перевозчик совершал рейсы до 2017 года. О возвращении легендарного бренда в российское небо и его перспективах – в материале «Профиля».

Шампанское и шоколадки

Первый в России с 2020 года коммерческий рейс самолета марки Ту выполнил Ту-214 (бортовой номер RA-64518) авиакомпании Red Wings. Вечером 2 февраля лайнер совершил полет из подмосковного Жуковского в Сочи.

В аэропорту Адлера новый самолет, как и полагается, встретили воздушной аркой. «Мы рады, что первый пассажирский рейс обновленного российского Ту-214 выполнен именно в Сочи», – говорится в сообщении воздушной гавани. Ту-214 привез в Сочи 177 пассажиров, загрузка составила около 90%.

Блогер-путешественник Иван Герасименко описал полет так: «Рейс прошел гладко. Вентиляция работала хорошо. В Сочи прилетели вовремя. При посадке аплодировал один человек». Пассажир отметил новизну салона, однако обратил внимание, что багажные полки меньше привычных: «Ручная кладь с нормальными размерами (до 55 см в высоту) влезла в полки тютелька в тютельку».

Не обошлось без небольшого инцидента. Как пишет Герасименко, «через несколько минут после взлета у соседей вывалились кислородные маски», но после набора высоты «пришел бортмеханик и засунул всё обратно». Также возникали проблемы при обращении командира судна по громкой связи: «его попросту не было слышно». Но зато, по словам блогера, «всем разносили интеллигентный набор: шоколадка+игристое».

«Еще из нетипичного: непонятные «светодиодные» табло в проходах, олдскульная розетка и новые пепельницы в дверях туалета. Они-то зачем?» – удивляется Герасименко (последний рейс, на котором можно было курить, в России был совершен 30 марта 2002 года).

Долгая дорога в небо

Ту-214, прилетевший в Сочи, не новый: он был построен на Казанском авиазаводе в 2009-м и до 2015 года эксплуатировался «Трансаэро». После ее банкротства лайнер попал в Red Wings, где летал до 2017-го, пока перевозчик не вернул самолет лизинговой компании ИФК, после чего он отправился в Казань – как казалось тогда, на вечное хранение.

Но в конце 2022 года из-за западных санкций, веденных против российской авиации, Red Wings объявила, что решила восстановить несколько своих законсервированных самолетов Ту-204/214, на которых летала до 2017–2018 годов.

Первым на завод-изготовитель – Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова (КАПО) – отправился борт RA-64518. Работы по его восстановлению и обновлению длились практически год. В сентябре 2023-го лайнер отправился на покраску в Ульяновск, а затем вернулся в Казань. К слову, самолет окрашен не в фирменные цвета Red Wings, а в корпоративную ливрею Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): фюзеляж украшает огромная надпись «Ту-214».

20 декабря Росавиация выдала лайнеру новый сертификат летной годности, пока сроком на восемь месяцев, и под самый конец года он прибыл в Жуковский, где его в торжественной обстановке передали Red Wings. «После модернизации мы фактически получили уникальный самолет с новым салоном, который рассчитан на 194 пассажирских кресла. Наш расчет – на удобство для пассажиров и летного состава», – заявила авиакомпания после первого рейса.

Единственная «Тушка»

Восстановленный Ту-214 сейчас фактически единственный в России летающий пассажирский лайнер марки Ту. Коммерческих перевозок на самолетах этого конструкторского бюро не было последние три года. Последний рейс с пассажирами лайнер Туполева выполнил 20 октября 2020-го: это был Ту-154 авиакомпании «Алроса», который доставил 141 пассажира из Мирного (Якутия) в Новосибирск.

Тот «последний» Ту-154 с бортовым номером RA-85757 до сих пор стоит в новосибирском аэропорту Толмачево, хотя еще в 2021-м была информация, что лайнер выкупил владелец омского аэродрома имени Егора Летова в Поповке Александр Анисимов. Он собирался перегнать самолет в Омск и создать на его базе музей гражданской авиации.

К слову, там же, в Толмачево, находится и Ту-134 с бортовым номером RA-65693, которому суждено было стать последним самолетом этой модели, выполнившим коммерческий рейс в России. 22 мая 2020-го он перелетел из Мирного в Иркутск, откуда затем отправился в Новосибирск, где и встал на вечную стоянку в Музее истории авиации аэропорта «Толмачево».

Собственно, с 2020 года обычные россияне на самолетах марки Ту могли полетать только за границей, например, в Северной Корее, где национальная авиакомпания Air Koryo эксплуатирует два лайнера Ту-204. На родине же самолеты Туполева либо перевозили грузы (например, два Ту-204 в ливрее «Почты России»), либо использовались специальными службами – «Роскосмосом», МЧС, Минобороны, а также специальным летным отрядом «Россия», который обслуживает высших лиц государства и правительственные делегации.

Новый старый самолет

Разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов Ту-204 (а затем и его модификация Ту-214) к началу 2000-х должен был заменить вырабатывающие свой ресурс основные среднемагистральные самолеты Советского Союза – Ту-154. Но проекту не повезло – СССР развалился.

После того как в 90-х российским перевозчикам открылся западный авиационный рынок, они предпочли заказывать поддержанные иностранные самолеты. А если в парки крупных авиакомпаний и попадали отечественные лайнеры, то владельцы спешили от них избавиться: либо продавали (как, например, S7), либо передавали дочерним компаниям (как, например, «Аэрофлот»). Та же «Трансаэро» в 2000-х заказала два Ту-214 только ради того, чтобы сохранить скидку на пошлину при покупке американских Boeing.

«Причиной нежелания эксплуатировать этот самолет были его конструктивные особенности, – говорит авиаэксперт, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – В первую очередь, недостатки бортового радиоэлектронного комплекса, который предполагает наличие третьего члена экипажа, в то время как западными лайнерами управляли два пилота. Также самолет был перетяжелен, он потреблял больше топлива, чем его зарубежные аналоги».

Все это, говорит Синицкий, негативно влияло на экономику: эксплуатировать наши лайнеры было дороже, чем иномарки. Плюс проблемы с послепродажным обслуживанием. После того как на завод «Авиастар» в Ульяновске, который выпускал Ту-204, в 2006-м перенесли производство военно-транспортных самолетов Ил-76, предприятие полностью сосредоточилось на них. Что же касается Казани, где производились Ту-214, там больше были заняты модернизацией и производством ракетоносцев Ту-22М и Ту-160, а не пассажирскими лайнерами, заказы на которые можно было пересчитать по пальцам. «Грубо говоря, ни в Ульяновске, ни в Казани просто не было рук, чтобы серьезно заниматься этими проектами и доводить их до ума», – говорит эксперт.

Не везло новым Ту-204/214 и с авиакомпаниями, приобретавшими такие лайнеры: практически все банкротились, причем нередко еще до того, как заказанные самолеты поступали в парк. В их числе, например, «Внуковские авиалинии», которые стали одним из первых заказчиков Ту-204. Также ушли с рынка «Красноярские авиалинии», «Омскавиа», «Дальавиа», «Кавминводыавиа», да и сама «Трансаэро», бывшая когда-то крупнейшей частной авиакомпанией страны (по числу пассажиров и размеру флота уступала только «Аэрофлоту»).

Долгое время крупнейшим в стране эксплуатантом лайнеров Ту-204/214 являлась как раз Red Wings (до 2007 года назвалась «Авиалинии 400»). В середине 2010-х в ее парке насчитывалось восемь таких самолетов. Но с 2017-го перевозчик начал их, а также лайнеры «Сухой Суперджет», постепенно выводить из флота и пересаживаться на Airbus. После того как в 2022 году российские авиакомпании из-за санкций лишились возможности покупать иностранные самолеты, Red Wings пересмотрела стратегию.

Перевозчик избавился от Airbus и сделал заказ на новые «Суперджеты». Сейчас парк авиакомпании состоит из 19 лайнеров SuperJet 100 и трех Boeing-777, доставшихся ей от «ИрАэро». В конце 2022-го представители Red Wings заявили, что в ближайшие два года вернут в эксплуатацию отправленные в 2018 году на вечное хранение четыре самолета Ту-204/214.

Как ожидается, в 2024-м Red Wings получит еще один восстановленный Ту-204. Что же касается Ту-214, то в Сочи он сделает еще несколько рейсов, а затем будет летать из московского аэропорта Домодедово в Ереван (Армения) и Батуми (Грузия), а позднее – в Тель-Авив (Израиль).

Третий лишний

Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что в новых экономических реалиях некоторые недостатки Ту-204/214 (типа повышенного расхода топлива) могут быть нивелированы, например, более низкими лизинговыми платежами или более дешевыми запчастями, которые для иностранных лайнеров из-за падения курса рубля и сложной логистики подорожали в разы.

«Вот наличие третьего члена экипажа, бортинженера – это проблема, потому что летный состав для авиакомпании – это дорого. Да плюс еще этих бортинженеров надо найти», – добавил Гусаров.

Неслучайно именно таким было одно из основных пожеланий «Аэрофлота» к авиапроизводителю. «В части Ту-214 у нас однозначно будут требования по переходу или приведению его к двухчленному экипажу. Это сложновыполнимая задача для производителя, но мы это требование не снимем и будем на нем настаивать», – заявлял в конце 2022 года в интервью РБК гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Сможет ли производитель исполнить требование перевозчиков – вопрос открытый. Тем не менее «Аэрофлот» уже сделал заказ на 339 самолетов отечественного производства. Из них 40 составят как раз Ту-214. Остальные – это 270 самолетов МС-21 и 89 «Суперджетов».

Всего, согласно инвестпрограмме российского правительства, к 2030 году в стране должны выпустить более 600 отечественных самолетов. Из них Ту-214 – 115 штук, МС-21 – 270 лайнеров, «Суперджеты» – 142, а также семьдесят Ил-114 и двенадцать Ил-96-300. В их производство планируют вложить 865,6 млрд рублей.

Воплотить в жизнь столь амбициозные планы будет крайне сложно. «Тут простая арифметика. За 30 лет два завода выпустили менее ста Ту-204/214. Фактически производили по три самолета в год. А теперь планируется, что за шесть лет они соберут 115 лайнеров, то есть будут выпускать по 20 самолетов в год. Такого ускорения авиационная промышленность еще не знала», – говорит Роман Гусаров.

Эксперт считает, что заводы соберут еще «пару десятков» самолетов моделей Ту-204/214, на которых российские перевозчики долетают до начала действительно массового производства лайнеров МС-21 (по плану первые поставки серийных моделей с российскими двигателями «Аэрофлоту» должны состояться уже в этом году).

«Самолеты Туполева хоть и хороши, и отвечают многим современным требованиям, но все-таки эти модели родом из СССР. Разработке уже больше тридцати лет, и, конечно, они не могут соревноваться с современными моделями. Поэтому, когда появится МС-21 – та же ниша, тот же класс, что и Ту-204, но намного современнее и экономичнее в эксплуатации, – многие отдадут предпочтение ему», – уверен Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer