Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний


7 февраля 2024 года Анастасия Львова, Герман Костринский, РБК


Бюджет фонда реконструкции аэродромов может составить 10 млрд руб. ежегодно. Источником средств для малых аэродромов может стать новый сбор с авиакомпаний, крупные авиаузлы должны восстанавливаться через формат ГЧП

Минтранс прорабатывает новый механизм финансирования реконструкции региональных аэродромов в 2025–2030 годах. Как рассказали РБК четыре источника, знакомых с планами министерства, авиаузлы предполагается разделить на две группы с разным подходом к схеме финансирования.

Под финансирование первой — малые аэродромы — должен появиться специальный фонд, который будет наполняться за счет сборов в подведомственную Росавиации Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационного обслуживания в России). Такая схема может приносить в фонд 10 млрд руб. ежегодно, указывают собеседники РБК. Доход будет формироваться или за счет введения нового специализированного сбора в адрес ГК по ОрВД, или за счет повышения размера уже существующей платы (тарифа) за аэронавигацию для авиакомпаний. «В конечном итоге заплатить за реконструкцию придется пассажиру. Но в пересчете на одного пассажира цена билета может вырасти не более чем на 50 рублей», — отметил один из собеседников.

Еще один источник РБК уточняет, что решение по фонду пока финально не проработано. Но он настаивает, что схема финансирования реконструкции все же будет включать сбор в ГК по ОрВД.

Во вторую группу аэродромов, требующих реконструкции, войдут более крупные гавани, которые находятся под управлением частных инвесторов, говорит источник РБК в одном из аэропортов. На данный момент Росавиация составила перечень, в который входят 28 таких пунктов. Их предлагается развивать по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой часть средств будет выделена из федерального или регионального бюджета в виде безвозмездного капитального гранта. «На данный момент Минтранс предлагает пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60% от расходов на проект. Остальные 40% инвестор привлечет сам, взяв кредитные средства. Отбивать их планируется частично через повышение аэропортовых сборов с авиакомпаний, частично через неавиационные доходы, такие как сдача в аренду коммерческих площадей в терминалах и эксплуатация парковок», — пояснил источник РБК в одном из аэропортов.

Источник в группе «Аэрофлот» подтвердил, что создание фонда для реконструкции аэродромов сейчас обсуждается, но его параметры еще не определены. РБК направил запросы в Минтранс, Госкорпорацию по ОрВД, Минфин, аэропортовые холдинги, а также в авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

В Росавиации считают комментарии преждевременными, так как механизмы реконструкции аэродромов находятся в проработке. «Конкретные условия и перечень аэродромов, к которым планируется применить механизм ГЧП, еще не утверждены», — сказал РБК представитель агентства.

Как и зачем искали финансирование

Создание фонда глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал в январе на совещании у президента Владимира Путина с членами правительства. «Я бы хотел предложение внести по аэропортам: у нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из них на сегодняшний день 228 — это действующие аэродромы, из которых 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На все это нам необходимо 383 млрд руб., и часть этих денег мы будем привлекать за счет механизма государственно-частного партнерства», — сказал Савельев. Тем не менее, отметил тогда министр, требуется создание фонда.

Президент сказал, что «это возможный проект», но нужно подумать над источниками финансирования.

В ноябре 2023 года «Коммерсантъ» писал, что холдинги «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» просили правительство выделить на реконструкцию аэродромов средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в виде льготных кредитов на 25–30 лет. Эту инициативу в итоге не удалось провести через Минфин, отметил один из собеседников РБК. Источники также утверждают, что министерство не согласовало и финансирование всех проектов на 383 млрд руб., о которых говорил министр транспорта в январе, «поэтому и разрабатывается альтернативный вариант финансирования».

В целом работа над новыми способами финансирования началась в связи с завершением в этом году нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Об этом, в частности, говорил в ноябре на форуме «Транспорт России» помощник президента Игорь Левитин. При этом он отмечал, что Минтрансу удалось согласовать резерв средств на работы по объектам, реконструкция которых уже была начата или начнется в этом году. В результате в федеральном бюджете заложено 40,2 млрд руб. на реконструкцию аэропортов в 2024 году, 5,3 млрд руб. — в 2025-м и 9,4 млрд руб. — в 2026-м.

В 2023 году на госпрограмму «Развитие региональных аэропортов» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) кабмин потратил 47,4 млрд руб., сообщает исследовательская компания Sherpa Group. Причем лимит по проекту был увеличен в четвертом квартале года в качестве опережающего финансирования. «Мы полагаем, что дополнительный приток связан с возросшей эффективностью освоения средств в рамках федпроекта», — отмечают аналитики компании. При этом по программе развития аэродромов Sherpa зафиксировала минимальное бюджетное исполнение среди других программ нацпроекта — на уровне 98,9% от запланированного объема.

По данным Минтранса, в 2023 году было сдано 14 объектов аэродромной инфраструктуры. Это, например, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельск, Благовещенск, Магнитогорск, Чара (Забайкальский край), Усть-Нера, Черский, Якутск. Также была завершена реконструкция инфраструктуры в аэропортах Вилюйск и Нерюнгри в Якутии, Зея в Амурской области, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов в самом северном городе страны — Певеке. В Камчатском крае завершены работы в аэропортах Елизово и Усть-Камчатск. Обновленную инфраструктуру получил аэропорт Братска. Для сравнения: в 2019–2021 годах было сдано 13 объектов воздушной инфраструктуры, в 2022 году — восемь, уточнял Минтранс.

В 2024 году, как анонсировал летом прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин, запланирована модернизация инфраструктуры в аэропортах Геленджика, Грозного, Охотска и Братска.

Директор центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что и эта инициатива — финансирование реконструкции через фонд — может натолкнуться на противодействие Минфина. «В предыдущие годы выдвигались идеи создать фонды для авиакомпаний на случай их банкротств, чтобы вывозить пассажиров. Были попытки создания фондов развития аэропортов и воздушных трасс на примере США: со всех участников отрасли собирают определенный процент с каждого проданного авиабилета, с каждой грузовой накладной, с каждого галлона проданного керосина. Прописано, куда тратятся эти средства: что-то идет на техобслуживание, на аэровокзалы, на радиосвязь, на аэродром. Но когда мы пытались прописать нечто подобное в российское законодательство, Минфин выступил против», — рассказал Фридлянд. По его словам, финансовый блок правительства трактует такие инициативы как попытки собрать и использовать налог в обход бюджета и Минфина.

Инвесторы в российские аэропорты пока тоже не очень довольны работой транспортного блока. На состоявшемся 6 февраля форуме NAIS гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в «Новапорт» группы AEON) Евгений Янкелевич заявил, что в перечень Росавиации, который предполагает выделение безвозмездного гранта, не вошли восемь аэропортов холдинга — Пермь, Владикавказ, Воронеж, Белгород, Элиста, Томск, Барнаул, Кемерово. На реконструкцию аэродромной инфраструктуры этих аэропортов требуется 43,45 млрд руб.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer