Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний


7 февраля 2024 года Анастасия Львова, Герман Костринский, РБК


Бюджет фонда реконструкции аэродромов может составить 10 млрд руб. ежегодно. Источником средств для малых аэродромов может стать новый сбор с авиакомпаний, крупные авиаузлы должны восстанавливаться через формат ГЧП

Минтранс прорабатывает новый механизм финансирования реконструкции региональных аэродромов в 2025–2030 годах. Как рассказали РБК четыре источника, знакомых с планами министерства, авиаузлы предполагается разделить на две группы с разным подходом к схеме финансирования.

Под финансирование первой — малые аэродромы — должен появиться специальный фонд, который будет наполняться за счет сборов в подведомственную Росавиации Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационного обслуживания в России). Такая схема может приносить в фонд 10 млрд руб. ежегодно, указывают собеседники РБК. Доход будет формироваться или за счет введения нового специализированного сбора в адрес ГК по ОрВД, или за счет повышения размера уже существующей платы (тарифа) за аэронавигацию для авиакомпаний. «В конечном итоге заплатить за реконструкцию придется пассажиру. Но в пересчете на одного пассажира цена билета может вырасти не более чем на 50 рублей», — отметил один из собеседников.

Еще один источник РБК уточняет, что решение по фонду пока финально не проработано. Но он настаивает, что схема финансирования реконструкции все же будет включать сбор в ГК по ОрВД.

Во вторую группу аэродромов, требующих реконструкции, войдут более крупные гавани, которые находятся под управлением частных инвесторов, говорит источник РБК в одном из аэропортов. На данный момент Росавиация составила перечень, в который входят 28 таких пунктов. Их предлагается развивать по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой часть средств будет выделена из федерального или регионального бюджета в виде безвозмездного капитального гранта. «На данный момент Минтранс предлагает пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60% от расходов на проект. Остальные 40% инвестор привлечет сам, взяв кредитные средства. Отбивать их планируется частично через повышение аэропортовых сборов с авиакомпаний, частично через неавиационные доходы, такие как сдача в аренду коммерческих площадей в терминалах и эксплуатация парковок», — пояснил источник РБК в одном из аэропортов.

Источник в группе «Аэрофлот» подтвердил, что создание фонда для реконструкции аэродромов сейчас обсуждается, но его параметры еще не определены. РБК направил запросы в Минтранс, Госкорпорацию по ОрВД, Минфин, аэропортовые холдинги, а также в авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

В Росавиации считают комментарии преждевременными, так как механизмы реконструкции аэродромов находятся в проработке. «Конкретные условия и перечень аэродромов, к которым планируется применить механизм ГЧП, еще не утверждены», — сказал РБК представитель агентства.

Как и зачем искали финансирование

Создание фонда глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал в январе на совещании у президента Владимира Путина с членами правительства. «Я бы хотел предложение внести по аэропортам: у нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из них на сегодняшний день 228 — это действующие аэродромы, из которых 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На все это нам необходимо 383 млрд руб., и часть этих денег мы будем привлекать за счет механизма государственно-частного партнерства», — сказал Савельев. Тем не менее, отметил тогда министр, требуется создание фонда.

Президент сказал, что «это возможный проект», но нужно подумать над источниками финансирования.

В ноябре 2023 года «Коммерсантъ» писал, что холдинги «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» просили правительство выделить на реконструкцию аэродромов средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в виде льготных кредитов на 25–30 лет. Эту инициативу в итоге не удалось провести через Минфин, отметил один из собеседников РБК. Источники также утверждают, что министерство не согласовало и финансирование всех проектов на 383 млрд руб., о которых говорил министр транспорта в январе, «поэтому и разрабатывается альтернативный вариант финансирования».

В целом работа над новыми способами финансирования началась в связи с завершением в этом году нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Об этом, в частности, говорил в ноябре на форуме «Транспорт России» помощник президента Игорь Левитин. При этом он отмечал, что Минтрансу удалось согласовать резерв средств на работы по объектам, реконструкция которых уже была начата или начнется в этом году. В результате в федеральном бюджете заложено 40,2 млрд руб. на реконструкцию аэропортов в 2024 году, 5,3 млрд руб. — в 2025-м и 9,4 млрд руб. — в 2026-м.

В 2023 году на госпрограмму «Развитие региональных аэропортов» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) кабмин потратил 47,4 млрд руб., сообщает исследовательская компания Sherpa Group. Причем лимит по проекту был увеличен в четвертом квартале года в качестве опережающего финансирования. «Мы полагаем, что дополнительный приток связан с возросшей эффективностью освоения средств в рамках федпроекта», — отмечают аналитики компании. При этом по программе развития аэродромов Sherpa зафиксировала минимальное бюджетное исполнение среди других программ нацпроекта — на уровне 98,9% от запланированного объема.

По данным Минтранса, в 2023 году было сдано 14 объектов аэродромной инфраструктуры. Это, например, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельск, Благовещенск, Магнитогорск, Чара (Забайкальский край), Усть-Нера, Черский, Якутск. Также была завершена реконструкция инфраструктуры в аэропортах Вилюйск и Нерюнгри в Якутии, Зея в Амурской области, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов в самом северном городе страны — Певеке. В Камчатском крае завершены работы в аэропортах Елизово и Усть-Камчатск. Обновленную инфраструктуру получил аэропорт Братска. Для сравнения: в 2019–2021 годах было сдано 13 объектов воздушной инфраструктуры, в 2022 году — восемь, уточнял Минтранс.

В 2024 году, как анонсировал летом прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин, запланирована модернизация инфраструктуры в аэропортах Геленджика, Грозного, Охотска и Братска.

Директор центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что и эта инициатива — финансирование реконструкции через фонд — может натолкнуться на противодействие Минфина. «В предыдущие годы выдвигались идеи создать фонды для авиакомпаний на случай их банкротств, чтобы вывозить пассажиров. Были попытки создания фондов развития аэропортов и воздушных трасс на примере США: со всех участников отрасли собирают определенный процент с каждого проданного авиабилета, с каждой грузовой накладной, с каждого галлона проданного керосина. Прописано, куда тратятся эти средства: что-то идет на техобслуживание, на аэровокзалы, на радиосвязь, на аэродром. Но когда мы пытались прописать нечто подобное в российское законодательство, Минфин выступил против», — рассказал Фридлянд. По его словам, финансовый блок правительства трактует такие инициативы как попытки собрать и использовать налог в обход бюджета и Минфина.

Инвесторы в российские аэропорты пока тоже не очень довольны работой транспортного блока. На состоявшемся 6 февраля форуме NAIS гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в «Новапорт» группы AEON) Евгений Янкелевич заявил, что в перечень Росавиации, который предполагает выделение безвозмездного гранта, не вошли восемь аэропортов холдинга — Пермь, Владикавказ, Воронеж, Белгород, Элиста, Томск, Барнаул, Кемерово. На реконструкцию аэродромной инфраструктуры этих аэропортов требуется 43,45 млрд руб.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу
Сергей Бондаренко
Деловой Петербург
Косвенно смертоносные: как производят петербургские "Орланы"
Иван Петров, Яна Штурма
Известия
Звездный чес: в чем подозревают замглавы «Роскосмоса»

"Московские новости"
Подковы, бубен и банка с тарантулом: что чаще всего теряют россияне в общественном транспорте и как вернуть потерянные вещи

РИА Новости
Итоги года в космонавтике: станции РОС быть, подготовка к пуску "Ангары"
Питер Сучу, The National Interest
ИноСМИ
Су-35: России удался по-настоящему быстрый и опасный истребитель
Анастасия Львова
РБК
Росавиация перенесла сертификацию российских беспилотников на 2024 год
Евгения Перцева, Максим Талавринов
Известия
Залетный момент: Союз потребителей подал иск к «Аэрофлоту» за аннулирование билетов
Анастасия Львова
РБК
«Аврора» объяснила проблемы с полетами на Дальнем Востоке
Ирина Мишина
Новые Известия
Угнать навеки: отнимут ли у России 37 лизинговых самолетов?
Анастасия Платонова, Максим Талавринов
Известия
Два года не ждут: что даст туристам открытие аэропорта Краснодара
Дмитрий Струговец
Известия
Рос, да не вырос
Анастасия Львова
РБК
Против «Аэрофлота» подан коллективный иск за отмененные билеты на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer