Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов


15 марта 2024 года Валерий Кодачигов, Максим Талавринов, Известия


Операторам дронов выделят специальные частоты для оперативной связи с экипажами других воздушных судов. Об этом говорится в материалах Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), с которыми ознакомились «Известия». Это означает, что согласование и подготовка к полету такого аппарата по маршруту сократится с нескольких дней до одного. Полеты станут безопаснее, а доставка грузов беспилотниками — оперативнее, отмечают эксперты.

Пилотируемый проект

Государство намерено усилить безопасность совместных полетов гражданской авиации под управлением экипажей и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Для этого операторов дронов должны обеспечить голосовой связью с пилотами самолетов и вертолетов. Такие планы содержатся в материалах Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), подготовленных к заседанию в конце марта. С документами ознакомились «Известия».

В них говорится, что для голосовой связи между операторами беспилотников и других воздушных судов Росавиация запросила диапазон 117–137 МГц. Сейчас он используется для переговоров летчиков с наземными службами. ГКРЧ планирует выделить ведомству эти частоты на 10 лет, говорится в проекте решения комиссии. От открытия для этих целей другого диапазона, 902–928 МГц, запрошенного Росавиацией, планируется отказаться, говорится в документе. В частности, потому, что сейчас в этом диапазоне работают сотовые операторы, отметил источник «Известий» на рынке связи.

«Известия» направили запросы в Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК ОРВД), в Минобороны, а также в Минцифры, курирующее работу ГКРЧ.

Как технически и организационно будет налажена связь между находящимися на земле операторами беспилотников и другими летательными аппаратами, в документах ГКРЧ не сказано. Один из участников рынка беспилотной авиации и чиновник профильного ведомства признают: наличие такой связи необходимо.

По словам замруководителя Росавиации Андрея Потемкина, выделение полос частот для разработки радиосредств — это установленная процедура федеральным законом «О связи».

— В случае принятия ГКРЧ данного решения, конкретное предприятие получит право на разработку стандартного радиоэлектронного оборудования голосовой связи в диапазоне 117–137 МГц, аналогичного другим бортовым и наземным радиостанциям, применяемым в гражданской авиации. При этом Росавиация радиочастоты не получает, — рассказал он «Известиям».

По его словам, такая голосовая радиосвязь необходима для управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов. Эксплуатантам беспилотных авиационных систем это дает возможность выполнять полеты без установления дополнительных ограничений, отметил Андрей Потемкин.

С 1 марта 2024 года вступили в силу изменения в федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие доступ к нему беспилотных воздушных судов, сказал заместитель гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков. Теперь наличие постоянной двусторонней голосовой радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения, работающей на тех же частотах, что и связь с пилотируемыми судами, позволяет проводить полеты дронов без установки запрещений или ограничения использования пространства, объяснил он «Известиям».

— Это значит, что владельцу дрона не надо за три-пять дней предоставлять запрос на установление временного или местного режима. Достаточно будет подать план полета за сутки, а после полета позвонить в ОРВД, — отметил Андрей Яблоков.

Несмотря на такую либерализацию согласования полетов БПЛА, техническая сторона вопроса нуждается в проработке, отмечает Андрей Яблоков. Например, если станция связи расположена в зоне действия связи с ОРВД, то внешний пилот БВС должен на всем протяжении полета реагировать на команды диспетчера. В настоящее время часть полета может проходить в автономном режиме, когда нет возможности управлять беспилотным воздушным судном, говорит эксперт.

Аксиома дрона

Вопрос о частотном обеспечении беспилотной авиации российские власти прорабатывают не первый год. Например, в конце 2021-го ГКРЧ выделило для управления летающими дронами диапазон 5,85–6,43 ГГц. В конце 2022-го стало известно, что чиновники и участники рынка прорабатывают вопрос об использования для управления БПЛА и получения информации с них частоты, использующиеся для сотовой связи, в частности 1,7–1,8 ГГц. Это нужно для того, чтобы в будущем превратить сотовые сети в системы управления беспилотниками, охватывающие большую часть населенных пунктов России, отметили эксперты.

По их словам, необходимость выделения новых частот для беспилотной авиации связана с тем, что диапазон, используемый для связи с ними сейчас (2,4 ГГц), приходится делить с WiFi-роутерами и другими гаджетами: из-за его перегрузки с контролем и управлением БПЛА могут возникать проблемы.

Выделение частот для голосовой связи между операторами дронов, диспетчерами и воздушными судами — во многом хороший задел на будущее, считают опрошенные эксперты в отрасли связи и БПЛА.

По сути, сейчас государство дает возможность операторам БПЛА использовать те же частоты, что и экипажи обычных самолетов и вертолетов. Это нужно для тяжелых дронов, которые, как считается, будут летать в то же воздушном пространстве, что и другие суда, и приземляться в тех же аэропортах, отмечает один из собеседников «Известий» в отрасли связи. Это значит, что к ним должны применяться такие же или почти такие же требования, как и к обычным самолетам, в том числе по связи с другими летательными аппаратами и диспетчерами, указал он.

Без гармонизации правил для пилотируемой и беспилотной авиации невозможно реализовать множество авиационных проектов в отрасли — например, доставку дронами товаров в отдаленные регионы России, рассказал источник на рынке беспилотных технологий. К примеру, не получится оперативно перегрузить в одном и том же аэропорту отправления с обычного грузового лайнера на беспилотники для последующей их отправки в пункты доставки или конечным адресатам, приводит он пример.

Организация голосовой связи между обычными самолетами, операторами дронов и диспетчерами — в первую очередь вопрос безопасности полетов: без его решения невозможно дальнейшее развитие в РФ пилотируемой и беспилотной авиации, уверен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Также, по его словам, такой подход позволит сократить согласование полета беспилотника на маршрутах, совместных с обычной авиацией, с нескольких дней до одного.

Без унификации требований по безопасности к более или менее крупным БПЛА, маршруты которых пересекаются с обычной авиацией, — а таких дронов в РФ к началу прошлого года было более 60 тыс., — совместная работа такой техники в небе и в аэропортах будет крайне затруднительна, если вообще возможна, считает он. Без этого не будет возможности реализовывать в России крупные современные логистические или медицинские проекты (например, связанные с оперативной доставкой анализов в лаборатории, лекарств и медоборудования), необходимые людям, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer