Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний


14 марта 2024 года Андрей Коршунов, Мария Недюк, Известия


Космический корабль Starship был потерян в ходе третьего испытательного полета 14 марта. Это произошло при прохождении плотных слоев атмосферы. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю. Однако в процессе испытаний был протестирован ряд систем первой и второй ступени, что даст разработчикам много полезной информации, считают эксперты.

Всё еще невыполнима

14 марта был выполнен третий испытательный запуск ракетной системы Starship. В этот раз в полет отправились космический корабль Starship S28 и сверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy B10. Главная цель миссии — изучить, что происходит с компонентами ракетной системы во время полета, выявить и исправить их слабые места, а также не допустить отказов во время следующих запусков.

По техническим причинам старт Starship несколько раз переносился. И всё же в 16:25 мск ракета оторвалась от земли.

В ходе миссии обе ступени имели самостоятельные цели. Super Heavy подняла космический корабль на высоту 75 км, после чего при помощи аэродинамических рулей выполнила серию маневров.

Затем предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако последнюю операцию выполнить не удалось из-за нештатной работы двигателей торможения. В итоге ракета-носитель разрушилась при ударе о воду.

Вместе с тем все 13 двигателей Starship после отделения заработали планово. Аппарат поднялся на высоту порядка 230 км, набрал скорость, близкую к первой космической, и вышел на траекторию орбитального полета.

На этом этапе инженеры центра управления провели проверку ряда бортовых систем. В частности, открытие и закрытие крышки грузового люка, процесс перекачки криогенного топлива из одного бака в другой. Таким образом были испытаны технологии вывода полезной нагрузки в космос и заправки космических кораблей на орбите.

Все путешествие Starship заняло порядка 50 минут. В течение полета космический корабль пролетел на над Атлантическим океаном и Африкой и, обогнув четверть Земли, начал снижение над Индийским океаном. При входе в плотные слои атмосферы камеры на внешней поверхности корабля продолжали работать, что дало возможность в режиме прямой трансляции впервые в истории увидеть облако плазмы, которое окутывает аппарат на этой высоте.

Однако на высоте 80 км связь со Starship прекратилась, после чего компания Space X сообщила о потере корабля. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю.

Starship — очень сложная система, состоящая из невероятного количества компонентов, каждый из которых нуждается в полноценном тестировании в реальных условиях, пока не будет доведен до требуемых характеристик и надежности, чтобы совершить реальный полет, сказал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.

— По сути, ноябрьский запуск уже можно считать реальным полетом, так как была преодолена линия Кармана (100 км, она же граница космоса), но для полноценного доведения всех систем, в связи с их сложностью, я бы закладывал еще года полтора-два точно, — добавил эксперт.

Необходимые потери

— Проект Starship имеет значимую роль в мировой космонавтике и, при его реализации, изменит правила игры. В частности, вторая ступень системы планируется как самостоятельный космический корабль, а его модификации готовят для будущих пилотируемых полетов на Луну, — прокомментировала итоги испытаний популяризатор космонавтики, планетарный геолог и автор Telegram-канала NewSpace Алиса Зарипова.

Поэтому, по ее словам, проблемы, которые были отмечены в ходе полетов имеют важное значение, и наверняка они станут предметом разборов и отправными точками для будущих усовершенствований.

— Несмотря на не 100%-ю выполненную тестовую программу, этот полет — важная веха в развитии космической техники. Дело в том, что Starship — это первая полностью возвращаемая система, — поделился своим мнением научный журналист Михаил Котов.

По его мнению, развитие Starship может дать новый толчок отработки методик по выводу на орбиту больших модулей, орбитальных станций и крупногабаритной исследовательской техники. Например, телескопов и орбитальных обсерваторий нового поколения. При этом эксперт отметил, что пока не понятно, найдется ли для Super Heavy и Starship достаточно полезной нагрузки.

— Испытания — это проверка работоспособности всей системы. При этом во время полета всё что угодно может пойти не так, поскольку предварительные расчеты и стендовые испытания не могут в полной мере воспроизвести все факторы. Тем не менее во время полета Starship значительная часть запланированных операций была выполнена, — поделился своим мнением заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков.

Вместе с тем он добавил, что в проекте Starship заложено большое количество интересных идей. В их числе заправка на орбите или использование частей системы для космического туризма.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос, в истории человечества. Общий вес системы — 5 тыс. т, а высота первой и второй ступени вместе — 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями. Благодаря им ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 т грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать и для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 т.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer