Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний


14 марта 2024 года Андрей Коршунов, Мария Недюк, Известия


Космический корабль Starship был потерян в ходе третьего испытательного полета 14 марта. Это произошло при прохождении плотных слоев атмосферы. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю. Однако в процессе испытаний был протестирован ряд систем первой и второй ступени, что даст разработчикам много полезной информации, считают эксперты.

Всё еще невыполнима

14 марта был выполнен третий испытательный запуск ракетной системы Starship. В этот раз в полет отправились космический корабль Starship S28 и сверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy B10. Главная цель миссии — изучить, что происходит с компонентами ракетной системы во время полета, выявить и исправить их слабые места, а также не допустить отказов во время следующих запусков.

По техническим причинам старт Starship несколько раз переносился. И всё же в 16:25 мск ракета оторвалась от земли.

В ходе миссии обе ступени имели самостоятельные цели. Super Heavy подняла космический корабль на высоту 75 км, после чего при помощи аэродинамических рулей выполнила серию маневров.

Затем предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако последнюю операцию выполнить не удалось из-за нештатной работы двигателей торможения. В итоге ракета-носитель разрушилась при ударе о воду.

Вместе с тем все 13 двигателей Starship после отделения заработали планово. Аппарат поднялся на высоту порядка 230 км, набрал скорость, близкую к первой космической, и вышел на траекторию орбитального полета.

На этом этапе инженеры центра управления провели проверку ряда бортовых систем. В частности, открытие и закрытие крышки грузового люка, процесс перекачки криогенного топлива из одного бака в другой. Таким образом были испытаны технологии вывода полезной нагрузки в космос и заправки космических кораблей на орбите.

Все путешествие Starship заняло порядка 50 минут. В течение полета космический корабль пролетел на над Атлантическим океаном и Африкой и, обогнув четверть Земли, начал снижение над Индийским океаном. При входе в плотные слои атмосферы камеры на внешней поверхности корабля продолжали работать, что дало возможность в режиме прямой трансляции впервые в истории увидеть облако плазмы, которое окутывает аппарат на этой высоте.

Однако на высоте 80 км связь со Starship прекратилась, после чего компания Space X сообщила о потере корабля. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю.

Starship — очень сложная система, состоящая из невероятного количества компонентов, каждый из которых нуждается в полноценном тестировании в реальных условиях, пока не будет доведен до требуемых характеристик и надежности, чтобы совершить реальный полет, сказал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.

— По сути, ноябрьский запуск уже можно считать реальным полетом, так как была преодолена линия Кармана (100 км, она же граница космоса), но для полноценного доведения всех систем, в связи с их сложностью, я бы закладывал еще года полтора-два точно, — добавил эксперт.

Необходимые потери

— Проект Starship имеет значимую роль в мировой космонавтике и, при его реализации, изменит правила игры. В частности, вторая ступень системы планируется как самостоятельный космический корабль, а его модификации готовят для будущих пилотируемых полетов на Луну, — прокомментировала итоги испытаний популяризатор космонавтики, планетарный геолог и автор Telegram-канала NewSpace Алиса Зарипова.

Поэтому, по ее словам, проблемы, которые были отмечены в ходе полетов имеют важное значение, и наверняка они станут предметом разборов и отправными точками для будущих усовершенствований.

— Несмотря на не 100%-ю выполненную тестовую программу, этот полет — важная веха в развитии космической техники. Дело в том, что Starship — это первая полностью возвращаемая система, — поделился своим мнением научный журналист Михаил Котов.

По его мнению, развитие Starship может дать новый толчок отработки методик по выводу на орбиту больших модулей, орбитальных станций и крупногабаритной исследовательской техники. Например, телескопов и орбитальных обсерваторий нового поколения. При этом эксперт отметил, что пока не понятно, найдется ли для Super Heavy и Starship достаточно полезной нагрузки.

— Испытания — это проверка работоспособности всей системы. При этом во время полета всё что угодно может пойти не так, поскольку предварительные расчеты и стендовые испытания не могут в полной мере воспроизвести все факторы. Тем не менее во время полета Starship значительная часть запланированных операций была выполнена, — поделился своим мнением заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков.

Вместе с тем он добавил, что в проекте Starship заложено большое количество интересных идей. В их числе заправка на орбите или использование частей системы для космического туризма.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос, в истории человечества. Общий вес системы — 5 тыс. т, а высота первой и второй ступени вместе — 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями. Благодаря им ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 т грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать и для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 т.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer