Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний


14 марта 2024 года Андрей Коршунов, Мария Недюк, Известия


Космический корабль Starship был потерян в ходе третьего испытательного полета 14 марта. Это произошло при прохождении плотных слоев атмосферы. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю. Однако в процессе испытаний был протестирован ряд систем первой и второй ступени, что даст разработчикам много полезной информации, считают эксперты.

Всё еще невыполнима

14 марта был выполнен третий испытательный запуск ракетной системы Starship. В этот раз в полет отправились космический корабль Starship S28 и сверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy B10. Главная цель миссии — изучить, что происходит с компонентами ракетной системы во время полета, выявить и исправить их слабые места, а также не допустить отказов во время следующих запусков.

По техническим причинам старт Starship несколько раз переносился. И всё же в 16:25 мск ракета оторвалась от земли.

В ходе миссии обе ступени имели самостоятельные цели. Super Heavy подняла космический корабль на высоту 75 км, после чего при помощи аэродинамических рулей выполнила серию маневров.

Затем предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако последнюю операцию выполнить не удалось из-за нештатной работы двигателей торможения. В итоге ракета-носитель разрушилась при ударе о воду.

Вместе с тем все 13 двигателей Starship после отделения заработали планово. Аппарат поднялся на высоту порядка 230 км, набрал скорость, близкую к первой космической, и вышел на траекторию орбитального полета.

На этом этапе инженеры центра управления провели проверку ряда бортовых систем. В частности, открытие и закрытие крышки грузового люка, процесс перекачки криогенного топлива из одного бака в другой. Таким образом были испытаны технологии вывода полезной нагрузки в космос и заправки космических кораблей на орбите.

Все путешествие Starship заняло порядка 50 минут. В течение полета космический корабль пролетел на над Атлантическим океаном и Африкой и, обогнув четверть Земли, начал снижение над Индийским океаном. При входе в плотные слои атмосферы камеры на внешней поверхности корабля продолжали работать, что дало возможность в режиме прямой трансляции впервые в истории увидеть облако плазмы, которое окутывает аппарат на этой высоте.

Однако на высоте 80 км связь со Starship прекратилась, после чего компания Space X сообщила о потере корабля. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю.

Starship — очень сложная система, состоящая из невероятного количества компонентов, каждый из которых нуждается в полноценном тестировании в реальных условиях, пока не будет доведен до требуемых характеристик и надежности, чтобы совершить реальный полет, сказал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.

— По сути, ноябрьский запуск уже можно считать реальным полетом, так как была преодолена линия Кармана (100 км, она же граница космоса), но для полноценного доведения всех систем, в связи с их сложностью, я бы закладывал еще года полтора-два точно, — добавил эксперт.

Необходимые потери

— Проект Starship имеет значимую роль в мировой космонавтике и, при его реализации, изменит правила игры. В частности, вторая ступень системы планируется как самостоятельный космический корабль, а его модификации готовят для будущих пилотируемых полетов на Луну, — прокомментировала итоги испытаний популяризатор космонавтики, планетарный геолог и автор Telegram-канала NewSpace Алиса Зарипова.

Поэтому, по ее словам, проблемы, которые были отмечены в ходе полетов имеют важное значение, и наверняка они станут предметом разборов и отправными точками для будущих усовершенствований.

— Несмотря на не 100%-ю выполненную тестовую программу, этот полет — важная веха в развитии космической техники. Дело в том, что Starship — это первая полностью возвращаемая система, — поделился своим мнением научный журналист Михаил Котов.

По его мнению, развитие Starship может дать новый толчок отработки методик по выводу на орбиту больших модулей, орбитальных станций и крупногабаритной исследовательской техники. Например, телескопов и орбитальных обсерваторий нового поколения. При этом эксперт отметил, что пока не понятно, найдется ли для Super Heavy и Starship достаточно полезной нагрузки.

— Испытания — это проверка работоспособности всей системы. При этом во время полета всё что угодно может пойти не так, поскольку предварительные расчеты и стендовые испытания не могут в полной мере воспроизвести все факторы. Тем не менее во время полета Starship значительная часть запланированных операций была выполнена, — поделился своим мнением заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков.

Вместе с тем он добавил, что в проекте Starship заложено большое количество интересных идей. В их числе заправка на орбите или использование частей системы для космического туризма.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос, в истории человечества. Общий вес системы — 5 тыс. т, а высота первой и второй ступени вместе — 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями. Благодаря им ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 т грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать и для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 т.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer