Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»


22 марта 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Отмена старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-25», которая произошла 21 марта, не приведет к серьезным последствиям, считают эксперты. По их мнению, произошел только технический сбой и инфраструктуре космодрома Байконур ничего не угрожало, а процедура по устранению последствий регламентирована. Однако существует вероятность, что в случае серьезного ЧП отечественная космонавтика может остаться без единственного стартового комплекса для пилотируемых запусков, добавили специалисты.

Как отменили старт ракеты

21 марта в 16:21 мск со стартовой площадки №31 («Восток») на космодроме Байконур должен был состояться запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25». Он должен был доставить на Международную космическую станцию (МКС) россиянина Олега Новицкого, белоруску Марину Василевскую и американку Трейси Дайсон. Планировалось, что экипаж полетит на орбиту по сверхкороткой трехчасовой схеме.

К запуску было приковано повышенное внимание, так как впервые на орбите должен был побывать представитель Белоруссии. Кроме того, полет был посвящен 90-летию Юрия Гагарина. Однако за 20 секунд до запуска сработала автоматика, которая отменила старт.

Позднее глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов представил официальную причина отмены запуска. По словам руководителя, она заключалась «в просадке напряжения химического источника тока». Речь идет о проблемах с химическим аккумулятором, установленным на одном из блоков ракеты-носителя. Автоматическая диагностика зафиксировала сбой в его работе и прервала циклограмму предстартовых операций. В результате запуск был перенесен.

Предварительно новый старт назначили на субботу, 23 марта, в 15:36 мск. Правда, если полет на МКС состоится в эту дату, то космическое путешествие пройдет по более долгой двухсуточной схеме стыковки.

Почему сбой не приведет к серьезным последствиям

В разговоре с «Известиями» эксперты отрасли отметили, для отечественной космонавтики происшествие оказалось уникальным — никогда ранее старт корабля с экипажем на борту не отменяли на этапе обратного отсчета. При этом некоторые специалисты считают, что перенос полета на резервную дату не приведет к серьезным последствиям.

Научный журналист, автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов отметил, что пока реально ничего не произошло, специалисты все проверят и подготовят ракетный комплекс к резервной дате.

Аналогично прокомментировал событие эксперт по пилотируемой космонавтике Николас Оксман. По его словам, несмотря на большое количество сомнений, которые высказываются с разных сторон, такие события в мире — это штатные ситуации. Для сравнения, компания SpaceX регулярно переносит запуски Falcon 9. Причем как по погодным, так и по техническим причинам. Это позволяет существенно снизить количество аварийных пусков.

— Автоматика сработала, и это показывает надежность системы, которая позволяет распознавать нештатные ситуации и предотвратить аварию. Надеемся, что в ближайшее время все недочеты устранят и космонавты благополучно будут доставлены на МКС, — со своей стороны поделился мнением сотрудник ЦПК имени Ю.А. Гагарина, бывший член отряда космонавтов Олег Блинов.

При этом он отметил, что неисправность была выявлена только на последнем этапе, а не заранее, что позволило бы ее своевременно устранить.

Тем не менее в космической отрасли ни одна внештатная ситуация не проходит бесследно, добавил эксперт. По ее итогам обязательно проводится проверка, которая выявляет слабое звено и определяет причины произошедшего.

Источник в «Роскосмосе», который пожелал остаться неизвестным, рассказал, что в связи с переносом запуска на два дня может возникнуть ряд проблем. Например, необходимо принять меры для безопасного хранения керосина, который останется в баках и может вызвать коррозию металлических компонентов топливной системы. Также может возникнуть проблема с повторной работой некоторых бортовых систем, которые в момент первого старта оказали запитаны или взведены и уже частично исчерпали свой ресурс.

Откуда будут летать российские космонавты

Отмененный старт продемонстрировал проблемы, которые имеются в российской космонавтике, отметили специалисты.

— В случае ЧП на «Площадке №31» — единственном нашем стартовом комплексе для пилотируемых запусков — Россия теряет возможность отправлять космонавтов на орбиту. В настоящее время «Гагаринский старт» законсервирован, а доработка космодрома Восточный под пилотируемые нужды займет около года, — считает эксперт космонавтики Дмитрий Струговец.

Во время отмены запуска произошел только технический сбой и инфраструктуре космодрома ничего не угрожало, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— В этом случае вся процедура по устранению последствий хорошо регламентирована. Но в случае повреждения стартового комплекса придется принимать экстренные меры. Или по его восстановлению, или по доработке нового комплекса на Восточном. На это руководство космонавтики должно обратить пристальное внимание, — добавил он.

Вместе с тем эксперты отметили, что новый стартовый комплекс для пилотируемых пусков на космодроме Восточный будет введен в эксплуатацию, когда начнутся полеты космонавтов на новую Российскую орбитальную станцию. Ожидается, что это произойдет в 2028 году. Запускать с этого космодрома планируют пилотируемый транспортный корабль «Орел» с помощью ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». На текущий момент оба эти аппарата находятся в разработке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer