Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну


7 марта 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Юрий Гагарин участвовал в программе освоения Луны и в качестве командира отряда космонавтов, и в качестве одного из кандидатов на облет спутника Земли. Об этом рассказал историк космонавтики Антон Первушин. В частности, Гагарин был дублером Владимира Комарова во время его полета на «Союзе-1» в апреле 1967 года. В дальнейшем первый космонавт готовился в рамках этой программы совершить свой второй орбитальный полет. А затем имел все шансы принять участие в экспедиции в окололунное пространство. Какие события помешали развитию этих планов — в материале «Известий».

Лунный этап — как часть «марсианского проекта»

Долгое время значительная часть биографии Гагарина оставалась засекреченной. По этой причине до сих пор в ней остаются белые пятна. Один из спорных вопросов: мог ли первый космонавт планеты принять участие в экспедициях на Луну?

Как рассказал «Известиям» писатель-документалист и исследователь истории космонавтики Антон Первушин, у Гагарина были шансы полететь к спутнику Земли уже в конце 1967 года.

— Первоначально отечественная космическая программа была ориентирована на Марс. Луна в этом контексте воспринималась как промежуточный полигон для отработки технологий. Поэтому еще до полета Гагарина в космос был проработан подробный план освоения межпланетного пространства, — объяснил историк.

Поэтому когда Гагарин и его товарищи совершали свои первые космические полеты, их автоматически записывали в лунный этап «марсианского проекта».

— Это, кстати, была одна из значимых причин, почему в первый отряд космонавтов набирали молодых летчиков, которые имели небольшой налет. Королев уже на этом этапе предполагал, что к тому времени, когда построят корабли для экспедиций на Марс, у него уже будут подготовленные специалисты, которые с самого начала занимаются космонавтикой и прошли путь от пилотов до командиров космических кораблей, — уточнил Антон Первушин.

Он напомнил, что Советский Союз еще в 1959 году с помощью автоматов приступил к изучению Луны. Первой вблизи нее в январе пролетела станция «Луна-1». Следом в сентябре «Луна-2» достигла поверхности спутника. А в октябре «Луна-3» облетела его и сфотографировала невидимую с Земли сторону.

После успешного космического полета Юрия Гагарина, специалисты приступили к проработке пилотируемых экспедиций. В частности, в 1962 году в ОКБ-1 под руководством Королева начали проектировать комплекс, который состоял из аппаратов 7К, 9К, 11К. Первый из них представлял собой лунный корабль, второй — его разгонный блок, а третий — танкеры для доставки топлива в космос. Предполагалось, что корабли 7К и 9К состыкуются на орбите Земли, затем их заправят четыре подряд 11К, после чего система 7К-9К отправится в облет Луны.

В августе 1964 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена новая лунная пилотируемая программа, которая уже предполагала прямой запуск аппаратов к Луне, минуя стыковку на орбите. Эта программа включала в себя две базовые задачи — облет спутника космическим кораблем с пилотами на борту и доставку автоматов и космонавтов на поверхность Луны.

Для первой миссии в ОКБ-1, начиная с 1965 года, разрабатывали пилотируемый аппарат Л1. Чтобы скорее реализовать проект, его создавали на основе корабля «Союз» 7К-ОК. Облетный аппарат получил обозначение 7К-Л1. Предполагалось, что в космос его будет выводить ракета-носитель УР-500 — будущий «Протон».

Экспедиция с облетом Луны должна была состояться в конце 1967 года и была бы приурочена к 50-летию Советской власти.

Как Гагарин готовился к лунной программе

Как пояснил Антон Первушин, по мере конкретизации советской лунной программы менялась и роль первого космонавта в ней.

— Сначала Гагарин участвовал в этих проектах как командир отряда космонавтов и как один из кандидатов в экспедицию в общем на спутник. Потом он стал готовиться к облету Луны. А когда в августе 1967 года на орбиту запустили пилотируемый «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту, Гагарин был его дублером, — рассказал историк.

Он уточнил, что несколько полетов «Союзов» были необходимым этапом при подготовке экспедиции на Луну. Поэтому наверняка, если бы обстоятельства сложились благоприятно, Гагарин принял бы участие в одном из следующих околоземных полетов. А затем, вполне возможно, что отправился бы и к окрестностям спутника.

Вместе с тем, как напомнил исследователь, Юрий Алексеевич неоднократно заявлял о своей готовности повторно совершить космический полет. Об этом вспоминали и многие его мемуаристы. В частности, о включении Гагарина в состав экипажей кораблей 7К-ОК (для экспериментов на орбите Земли) и Л1 (для облета Луны) указывал в своих дневниках, опубликованных в книге «Скрытый космос», организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин.

24 апреля 1967 года полет Владимира Комарова на «Союзе-1» закончился катастрофой. В результате космонавт погиб, что стало первой смертью человека при выполнении космического полета. Эта трагедия спровоцировала сдвиг планов советских лунных экспедиций на более поздние сроки.

Что повлияло на «лунную» карьеру Гагарина

По мнению Антона Первушина, катастрофа с Комаровым практически перечеркнула планы Гагарина повторно побывать в космосе. Это было связано с опасением за жизнь первого космонавта планеты. Тем не менее он продолжил заниматься лунными проектами.

— В частности, незадолго до собственной гибели, 2 марта 1968 года на полигоне Тюратам (Байконур) он наблюдал старт очередного беспилотного лунного корабля «7К-Л1», который получил название «Зонд-4». Запуск был произведен успешно, после чего Гагарин отправился в Евпаторию, где находился пункт дальней космической связи. Там он на практике осваивал дистанционное управление лунным аппаратом, — рассказал историк.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета на МиГ-15УТИ. Поэтому история его участия в лунной программе оказалась незаконченной, отметил Антон Первушин.

Кроме того, в декабре 1968-го американские астронавты на корабле «Апполон-8» совершили облет спутника. В результате в СССР закрыли аналогичный проект, поскольку приоритет отечественной космонавтики в этом направлении оказался недостижим.

— Если внимательно прочитать биографию Юрия Гагарина, то существует некая двойственность. Часть авторов пишут, что он был важен для советской власти, и она его сверхопекала и берегла. С другой стороны, не секрет, что он был дублером Комарова. Да и погиб Гагарин при подготовке к следующим космическим полетам, — прокомментировал «Известиям» исследователь истории космонавтики Павел Шубин.

По его словам, никакого противоречия здесь нет. Просто некоторые забывают ситуацию в советской космонавтике в конце 1960-х годов. Так, уже при подготовке первого этапа лунной программы встала проблема с дефицитом космонавтов для лунных миссий. Это было связано с тем, что изначально ставилась задача стыковки кораблей на орбите. Для этого были необходимы одновременно несколько экипажей с командирами, которые имеют опыт реального космического полета.

С учетом этого, подчеркнул историк, вряд ли выглядит удивительным назначение Юрия Алексеевича дублером на «Союз-1». Если бы эти корабли начали успешно летать, то, скорее всего, Гагарин еще раз бы слетал в космос.

Вместе с тем в РКК «Энергия» (предприятии, основанном на базе ОКБ-1) в ответ на запрос «Известий» сообщили, что Гагарин действительно принимал участие в проектировании и испытаниях корабля «Союз» 7К-ОК, на котором отрабатывались технологии стыковки в интересах лунной программы Л3. Эта программа предполагала высадку космонавтов на поверхность Луны.

Однако непосредственно в экипажи лунных экспедиций он не включался и погиб до летных испытаний комплекса Л3. Каких-либо документальных подтверждений участия в проектировании «Союз» 7К-ОК в архивах РКК «Энергия» не сохранилось.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов



Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer