Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков


11 апреля 2024 года Анастасия Львова, РБК


Госкорпорация по организации воздушного движения вышла в прибыль после 3 лет убытков. Ее выручка от услуг аэронавигации выросла после провала 2022 года, а расходы снизились. Но профсоюз диспетчеров жалуется на урезание соцпакета

ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (провайдер аэронавигационного обслуживания в России, подведомственно Росавиации) по итогам 2023 года вышло в прибыль после трех лет убытков, следует из отчетности ФГУП.

Чистая прибыль предприятия составила 7,9 млрд руб. против убытка 25,5 млрд руб. в 2022 году. Выручка выросла на 79%, до 92,2 млрд руб., преимущественно за счет роста доходов от основного вида деятельности — аэронавигационного обеспечения, следует из отчетности. В 2023 году госкорпорация также получила бюджетные субсидии на поддержание деятельности в размере 5 млрд руб. Для сравнения: в 2022 году ей выделялось 18 млрд руб. господдержки.

До этого последний раз Госкорпорация по ОрВД получала прибыль в докризисном 2019 году — тогда она достигала 14,7 млрд руб., а в 2018 году была еще выше — 32,8 млрд руб.

«Прибыль ФГУП росла с 2014 года на фоне ослабления рубля, и они накопили неплохую финансовую подушку безопасности себе к 2020 году. До пандемии более 90% выручки приходилось на оплату аэронавигации иностранными перевозчиками, — напоминает ведущий эксперт центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. — А затем наложились два неудачных момента — резкая потеря доходов в пандемию и достаточно серьезные инвестиции по строительству укрупненных центров ОрВД. Также часть средств ФГУП пошла на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево».

В результате в 2020 году чистый убыток госкорпорации составил 28,1 млрд руб., в 2021 году — 17,3 млрд руб. В 2022 году, после начала военных действий на Украине, российская авиаотрасль столкнулась с масштабными западными санкциями, которые вновь снизили интенсивность полетов в воздушном пространстве России (из-за прекращения полетов многих зарубежных авиакомпаний и закрытия части аэропортов). ФГУП начало выводить часть сотрудников в простой. Летом 2022 года в простое находились до 15 тыс. работников, рассказывал президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев. Простой частично сняли в апреле 2023 года и полностью — осенью, писал РБК.

С учетом проведенных в 2022–2023 годах мероприятий по оптимизации расходов, а также субсидий правительства и повышения ставок сборов за аэронавигационное обслуживание финансовое состояние госкорпорации «оценивается как умеренно оптимистичное», сообщила РБК пресс-служба предприятия. В 2024 году Госкорпорация по ОрВД за господдержкой не обращалась и «при условии сохранения текущих объемов воздушного движения» планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность без нее, добавили там.

Жалобы диспетчеров

Несмотря на улучшение финансового состояния госкорпорации, профсоюз авиадиспетчеров вновь обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать работников предприятия (РБК ознакомился с копией их письма, профсоюз подтвердил его отправление). По данным отчетности ФГУП, за 2023 год численность персонала сократилась еще на 2290 человек (2013 человек были сокращены в 2022 году), а выплаты социального характера снизились с 4,5 млрд руб. в позапрошлом году до 1,7 млрд руб. в 2023 году.

Профсоюз в письме указывает, что на фоне мер экономии в корпорации работники испытывают давление, а их социальные условия продолжают ухудшаться. «Работодателем были введены ограничения по компенсации стоимости авиабилетов при перелетах к месту проведения отпуска, значительно сокращены жилищная корпоративная программа и программа привлечения специалистов на работу в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. В 2022 году были заморожены единовременные выплаты работникам, увольняющимся на пенсию», — пишет в обращении президент ФПАД Сергей Ковалев.

Он также указывает на снижение уровня зарплат: «За период с 1 января 2022 года по 1 января 2024 года фактически начисленная средняя заработная плата работников снизилась на 2,2%. И это несмотря на то, что в период с 2022 по 2024 год предприятие провело формальное повышение окладов работников суммарно на 5,99%». Согласно отчетности, средняя зарплата сотрудников ФГУП в 2023 году выросла на 8,8%, до 142 624 руб. в месяц. Уровень инфляции, по данным Росстата, за прошлый год составил 7,42%.

В прошлом году Минтранс просил поддержки для ФГУП в гораздо большем объеме, чем полученные 5 млрд руб.: запрашивалось 28 млрд руб. на три года вплоть до 2025 года. Но Минфин отказал и предложил реорганизовать убыточное предприятие из ФГУП в форму федерального казенного учреждения (ФКУ). Как поясняли в министерстве (письмо замглавы Минфина Ирины Окладниковой в Минтранс есть в распоряжении РБК), «осуществление систематически убыточной деятельности и необходимость непрерывного субсидирования расходов на обеспечение деятельности унитарного предприятия Минфином России не может быть поддержано». Минфин также указал на некорректные прогнозы Минтранса по остатку денежных средств на счетах предприятия на конец 2022 года и на некорректный прогноз роста доходов за аэронавигацию для иностранных пользователей в начале 2023 года (прогнозировался рост, фактически они снижались), следует из письма.

Предложения профсоюза

Профсоюз просит президента поручить правительству компенсировать расходы госкорпорации на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево (из средств ФГУП было направлено 8 млрд руб., полоса введена в 2019 году), а также компенсировать фактическое обнуление тарифа за аэронавигацию в аэропортах Дальневосточного федерального округа (мера введена в марте 2020 года на фоне пандемии СOVID-19). Также работники просят исключить ФГУП из списка предприятий, которые должны возвращать в бюджет 50% прибыли (по постановлению от 2011 года № 1060-р).

Помимо этого, предлагается приостановить инвестиции во все не имеющие критического значения для функционирования системы ОрВД проекты. «В первую очередь речь идет о закупках и установке многопозиционных систем наблюдения (МПСН), эффективность которых является до сих пор сомнительной», — пишет профсоюз. На сайте ГК по ОрВД сказано, что внедрение МПСН в России активизируется с 2018 года. Использование таких систем позволяет решить несколько задач: повысить качество работы по обеспечению безопасности полетов и точно измерять высоту полета воздушных судов в интересах передачи данных в региональные мониторинговые агентства. Агентство «Авиапорт» писало, что такие системы внедряют как минимум с 2009 года: тогда первая система P3D-AS была поставлена в аэропорт Домодедово, а в 2012 году введена в эксплуатацию.

«Когда МПСН начали закупать, то объяснялось это нуждой для более точных заходов на посадку, более точной навигацией. По существу же МПСН так и не работает, то есть диспетчер управляет воздушным движением на основании информации от радиолокационных станций: локаторы как были установлены, так и продолжают работать. Фактически 90% всей территории страны ими перекрывается, там, где есть воздушные трассы», — пояснил РБК глава профсоюза диспетчеров. «Возможно, МПСН когда-то будут востребованы для полетов беспилотных аппаратов, но точно мы этого сказать не можем. Пока же они требуют постоянного обслуживания, хоть и не востребованы. При этом станции и подстанции не всегда устанавливались в доступных местах, то есть для их обслуживания надо инженеров вертолетами забрасывать», — уточнил Ковалев.

Крамаренко из НИУ ВШЭ отмечает, что пик кризиса Госкорпорация по ОрВД уже прошла и в ближайшие годы крупные капитальные вложения не планируются, кроме того, с ноября 2022 года (а затем в апреле 2023 года) предприятие повысило сборы за аэронавигацию, что дало приток средств. «Думаю, с 2025 года у них появится возможность поработать с индексацией зарплат», — оптимистичен эксперт. Он считает, что еще не исчерпаны все возможности по снижению издержек на фонд оплаты труда (ФОТ) в аэропортах отдаленных районов, где авиатрафик минимален. «Если заменить диспетчеров на режим удаленного диспетчерского сопровождения в таких аэропортах, то за счет этих средств можно было бы поднять зарплаты диспетчерам в Поволжье, например», — предлагает Крамаренко. На перспективы выделения дополнительной поддержки или компенсаций из бюджета в этом году эксперт смотрит скептически.

РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, в пресс-службы Минтранса и Росавиации, а также представителю вице-премьера Андрея Белоусова. В пресс-службе Минфина вопросы РБК переадресовали в Минтранс.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов



Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer