Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты

2 апреля 2024 года Анастасия Николаева, Интерфакс

Как Россия осваивала космос: от запуска первого спутника, созданного Королевым, до многоразовой ракеты "Ангара".

Когда в СССР начали осваивать космос?

Мифология многих народов содержит рассказы о полетах человека в небо. Еще в древнекитайских легендах описываются попытки полета с использованием ракетных двигателей, а в древнеиндийской эпической поэме "Махабхарата" есть наставления для полета на Луну.

Теоретическое обоснование возможности полетов в космическое пространство впервые было дано Константином Циолковским, который считается основоположником современной космонавтики. Именно теории и ход мыслей выдающегося русского ученого, предсказавшего изобретение искусственных спутников и орбитальных станций, а также полет человека в космос, определили дальнейшее развитие этой науки.

Формирование практической космонавтики началось при СССР. Еще в 1921 году для проведения практических работ в Москве была основана Газодинамическая лаборатория, а в 1931 году — Группа изучения реактивного движения, которые позже объединились в Реактивный научно-исследовательский институт. Именно здесь к началу Великой Отечественной войны было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали "Катюшей".

Развитие советской и мировой космонавтики также неразрывно связано с именем величайшего ученого-конструктора Сергея Королева. Он сконструировал первый искусственный спутник Земли, который был успешно запущен в 1957 году. Это событие ознаменовало начало космической эпохи человечества.

Какими важными космическими достижениями может похвастать СССР?

Триумфальным успехом в исследовании космоса в 50-60-е годы прошлого века СССР во многом обязан Королеву. Под его руководством развернулись грандиозные работы по созданию баллистических ракет различного назначения, началось формирование производственной базы, ставшей впоследствии основой российской ракетно-космической отрасли.

Космический корабль "Восток", на котором был выполнен первый в истории человечества пилотируемый полет вокруг Земли, так же, как и сама ракета-носитель, создана в конструкторском бюро, которым руководил Королев.

С его именем связаны:

• первый в мире искусственный спутник Земли (4 октября 1957 года);
  • первые в мире автоматические межпланетные станции, отправившиеся к Луне (1959), Венере (1961) и Марсу (1962);
  • первый в мире возвращенный на Землю космический аппарат с животными — собаками Белкой и Стрелкой на борту (1960);
  • первый в мире полет человека в космос (12 апреля 1961 года);
  • первый в мире многоместный пилотируемый корабль (1964);
  • первый в мире выход человека в открытый космос (18 марта 1965 года).

Международная федерация астронавтики спустя десять лет после запуска первого космического спутника провозгласила 4 октября 1957 года Днем начала космической эры человечества. Кстати, дата запуска первого искусственного спутника Земли также считается днем Космических войск, поскольку именно военные осуществляли запуск и контроль полета первого спутника.

И в дальнейшем и первый полет человека в космос, и многие отечественные и международные космические программы осуществлялись при участии воинских частей запуска и управления космических аппаратов. В связи с увеличением роли космоса в вопросах национальной безопасности указом президента России в 2001 году был создан самостоятельный род войск — Космические войска. Сегодня Космические войска входят в состав ВКС ВС России.

Кто первым в мире полетел в космос?

12 апреля 1961 года все радиостанции Земли прерывали свои передачи, чтобы сообщить сенсационную новость о полете человека в космос. Всего лишь спустя три с половиной года после того, как СССР запустила первый искусственный спутник Земли, Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" облетел Землю.

Тогда в мире услышали гагаринское "Поехали!", ознаменовавшее начало пилотируемой космонавтики. Полет Гагарина стал выдающимся событием для всего человечества. Мировая общественность встречала первопроходца космоса как национального героя, как гражданина планеты Земля.

По решению Международной авиационной федерации 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

Первые советские космонавты

Всего в первый отряд космонавтов в 1960 году были зачислены 20 человек, включая Гагарина. На момент зачисления самому старшему — Павлу Беляеву — было 34 года, а самому младшему — Валентину Бондаренкову — 23 года. В космосе побывали 12 человек из первого отряда космонавтов. И некоторые стали участниками не только первой космической программы "Восток", но и других — "Восход" и "Союз".

В полетах "Востоков" исследовали воздействие на организм космонавтов перегрузок и невесомости, влияние длительного пребывания в кабине ограниченного объема. Так, первый "Восток", пилотируемый Гагариным, совершил только один оборот вокруг Земли.

В том же году Герман Титов, через несколько месяцев после полета Гагарина, провел в космосе целые сутки и доказал, что человек в невесомости может жить и работать. За 25 часов 11 минут он сделал 17 витков вокруг Земли. Титов первым из космонавтов сделал фотоснимки Земли, став первым космическим фотографом.

11-15 августа 1962 года Андриян Николаев и Павел Попович на кораблях "Восток-3" и "Восток-4" осуществили первый в мире "парный" космический полет.

Полет корабля "Восток-5" с космонавтом Валерием Быковским продолжался уже около 5 суток.

Следующим покорителем космоса 16 июня 1963 года стала Валентина Терешкова — первая в мире женщина-космонавт. На космическом корабле "Восток-6" она сделала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе.

Кто первым в мире вышел в открытый космос?

Первым в мире осуществил выход в открытый космос 18 марта 1965 года также советский космонавт Алексей Леонов. Он находился за бортом корабля "Восход-2" всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики.

"Восход" также стал первым в мире многоместным пилотируемым космическим кораблем.

В международной космонавтике Леонов стал еще и первым из тех, кто начинал российско-американское космическое сотрудничество. 17 июля 1975 года американский "Аполлон" под командованием Томаса Стаффорда успешно пристыковался к "Союзу-19", которым командовал Леонов. Встреча на орбите стала итогом многолетней работы ученых и инженеров Советского Союза и США.

Первой женщиной Земли, совершившей выход в открытое космическое пространство, также стала советский космонавт Светлана Савицкая. 25 июля 1984 года она провела за пределами станции 3 часа 35 минут. Вместе с космонавтом Владимиром Джанибековым они провели испытания уникального универсального ручного инструмента, с помощью которого можно было сваривать, резать и паять металл.

Савицкая также стала первой женщиной, совершившей два космических полета — первый ее полет состоялся в августе 1982 года в составе экипажа космического корабля "Союз-Т7" и орбитальной станции "Салют 7".

Космические комплексы: от "Салюта" до МКС

За прошедшие годы наша страна прошла огромный путь от 106 минут "гагаринского полета" до создания пилотируемых космических комплексов.

Первая стыковка на орбите (в ручном режиме) двух пилотируемых кораблей произошла еще 16 января 1969 года. Тогда был выполнен переход двух космонавтов — Алексея Елисеева и Евгения Хрунова — через открытый космос из "Союза-5" в "Союз-4".

Новый этап орбитальных полетов начался в июне 1971 года полетом "Союза-11" и экспедицией на первую долговременную орбитальную станцию "Салют". На орбите космонавты в течение 22 суток впервые отработали цикл полетных операций, ставших впоследствии типовыми для длительных экспедиций на космических станциях.

В период с 1971 по 1997 год было выведено на орбиту восемь советских, а затем российских пилотируемых космических станций. Эксплуатация первых космических станций по программе "Салют" позволила получить опыт в разработке сложных орбитальных пилотируемых комплексов, обеспечивающих долгое пребывание человека в космосе. На борту "Салютов" в общей сложности работали 34 экипажа.

Следующим, уже международным, многоцелевым комплексом стал орбитальный комплекс "Мир". На нем была осуществлена практическая отработка будущих пилотируемых космических комплексов. Так, космонавт Валерий Поляков в 1994-1995 годах выполнил полет, равный по длительности полету на Марс и обратно. Он продолжался 438 суток. На "Мире", проработавшем 15 лет, побывали 71 человек из 12 стран, выполнив 27 международных научных программ.

К началу работ на Международной космической станции в 1993 году Россия уже имела 25-летний опыт эксплуатации орбитальных станций и соответственно развитую наземную инфраструктуру. МКС вобрала в себя опыт и технологии всех предшествующих ей программ развития пилотируемой космонавтики и стала проектом, в котором приняли участие уже 16 стран.

Откуда летают в космос в России?

За два года до запуска первого в мире космического спутника — в 1955 году — было принято решение построить стартовую площадку для космических ракет в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место для космодрома выбрали с учетом целого ряда требований, выдвинутых Королевым.

Важнейшими среди них были:

• наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли;
  • обеспечение секретности испытаний ракет;
  • безопасность для гражданского населения;
  • благоприятные условия местности;
  • метеорологические условия.

Только с 1957 по 1960 годы с площадки N1 советского космодрома были осуществлены 54 запуска. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название "Гагаринский старт". Байконуром космодром был также назван впервые в документах о запуске 12 апреля 1961 года.

Еще один космодром, теперь уже в России, — "Плесецк" (первый государственный испытательный космодром министерства обороны России) свою историю ведет с 11 января 1957 года, когда было принято решение создать военный объект с условным наименованием "Ангара". Это было первое в СССР войсковое ракетное соединение, оснащенное межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А.

Космодром и сегодня обеспечивает выполнение российских космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов. Там эксплуатируются ракеты-носители легкого класса "Ангара-1.2", "Союз-2.1в", "Рокот", среднего класса "Союз-2.1а", "Союз-2.1б" и тяжелого класса "Ангара-А5".

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве в Амурской области еще одного космодрома — "Восточный". На "Восточном" функционирует площадка для пусков ракет-носителей "Союз-2" и площадка под новую ракету "Ангара".

"Восточный" — первый гражданский космодром России — представляет собой современный космический комплекс, откуда будут проводиться запуски пилотируемых и грузовых кораблей, спутников различного назначения и автоматических межпланетных станций в ближний и дальний космос.

На чем сейчас в России летают в космос?

Полеты в космос в современной России осуществляют несколько ракет-носителей.

• "Протон-М" — (тяжелого класса, первый пуск комплекса состоялся 7 апреля 2001 года);
  • "Союз-ФГ" — (среднего класса, первый пуск состоялся 20 мая 2001 года);
  • "Союз-2.1а" — (среднего класса, первый пуск состоялся 8 ноября 2004 года);
  • "Союз-2.1б" — (среднего класса, первый пуск состоялся 27 декабря 2006 года);
  • "Союз-2.1в" — (легкого класса, первый пуск состоялся 28 декабря 2013 года);
  • "Стрела" — (легкого класса, первый пуск состоялся 5 декабря 2003 года);
  • "Ангара-1.2" — (легкого класса, первый пуск состоялся 9 июля 2014 года);
  • "Ангара-А5" — (тяжелого класса, первый пуск состоялся 23 декабря 2014 года).

Еще несколько ракет-носителей находятся в разработке. Среди них: "Ангара-А5В" (тяжелого класса повышенной грузоподъемности); "Союз-5"/"Иртыш" (среднего класса); "Союз-6"/"Волга" (среднего класса); "Амур-СПГ" (среднего класса, использующая сжиженный природный газ); "Енисей" (сверхтяжелого класса).

Еще в 2016 году "Роскосмос" приступил к созданию образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя, для этого в центре им.Хруничева собрана команда специалистов, разрабатывавших систему "Энергия-Буран". Центр проектирует крылатую первую ступень, способную возвращаться на космодром как самолет и садиться на взлетно-посадочную полосу.

Кто отвечает за космос в России?

Реструктурирование советской космонавтики неоднократно обсуждали в конце 1960-х годов, однако реальные изменения в этом направлении появились после перестройки.

В 1985 году был создан Главкосмос СССР, первоочередной задачей которого стал поиск иностранных клиентов для коммерческого использования запусков — иностранных спутников советскими носителями и полетов иностранных космонавтов на советских кораблях.

И все же космическая программа оказалась в сложном положении. В 1990 году Верховный совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%. А к концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратило существование.

В августе 2015 года для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России была создана Государственная корпорация "Роскосмос". В марте 2016 года постановлением правительства России утверждена Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы.

Евгения Бородина
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом

Анастасия Львова, Герман Костринский
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова