Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»


23 апреля 2024 года Анастасия Львова, Герман Костринский, РБК


Строительством нового аэропорта на Кавказе займется холдинг «Аэропорты регионов», выяснил РБК. Предварительная стоимость проекта — 25 млрд руб., план — к 2030 году количество туристов в регионе увеличится вдвое

Строительством нового аэропорта в Карачаево-Черкесии займется холдинг «Аэропорты регионов», рассказали РБК три источника, знакомых с ходом обсуждения проекта.

По словам источника РБК, знакомого с проектом создания аэропорта, предварительная оценка стоимости строительства — 25 млрд руб. Прогнозный туристический поток в Карачаево-Черкесскую Республику (КЧР) в 2030 году оценивается на уровне 4 млн человек (по итогам 2023-го, по данным минтуризма республики, регион посетили 2,1 млн туристов). Карачаево-Черкесия — это единственный регион Северного Кавказа, где еще нет аэропорта. На данный момент воздушную гавань планируют строить в станице Зеленчукская, рассказал один из источников. Предполагается, что аэропорт будет международным. «Самая большая проблема — в создании взлетно-посадочной полосы», — добавил один из собеседников РБК.

В конце 2023 года глава КЧР Рашид Темрезов анонсировал начало строительства аэропорта в 2025 году. В марте он уточнил, что завершить проект планируется в 2028-м. По словам источника РБК, начало реализации проекта намечено не ранее чем на 2027 год. Как рассказывают собеседники РБК, в 2023 году в качестве потенциальных инвесторов в правительстве обсуждались структуры, близкие к Роману Троценко, Олегу Дерипаске, бывшему губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву.

В «Аэропортах регионов» отказались от комментариев.

Что известно про инвестора

УК «Аэропорты регионов» — это холдинг, управляющий аэропортами Кольцово (Екатеринбург), Платов (Ростов-на-Дону), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), Гагарин (Саратов), Елизово (Петропавловск-Камчатский) и др. (всего десять аэропортов). УК принадлежит компании «Ретранс». «Ретрансом», в свою очередь, владеют бывший топ-менеджер «Реновы» Виктора Вексельберга Владимир Резер (90%) и менеджмент УК «Аэропорты регионов» (10%). Суммарный пассажиропоток аэропортов, находящихся в управлении «Аэропортов регионов», в 2023 году превысил 17,4 млн человек.

Схема финансирования

По словам одного из источников, сейчас инвестор, федеральные и региональные власти обсуждают коммерческую привлекательность проекта. Источник в одной из компаний, которая рассматривала вариант участия в проекте, утверждает, что сомнения вызывает прогнозируемый пассажиропоток. «Мы сомневаемся, что там будет даже миллион человек в год, а это необходимый трафик, чтобы окупить такой дорогой проект. Высокие показатели в Архызе возможны, только если к 2030 году страны Европы все еще будут закрыты», — уверен он.

Другой собеседник в одном из крупных аэропортов считает прогноз инвестиций на уровне 25 млрд руб. излишне оптимистичным — аэропорт, по его мнению, будет стоить дороже.

По данным источника РБК, близкого к авиавластям, новый аэропорт возле курорта Архыз войдет в число 75 планируемых к реконструкции (или строительству) до 2030 года. По нему имеется предварительное подтверждение инвестора на реализацию по схеме государственно-частного партнерства. При этом бюджетное софинансирование будет проходить по госпрограмме Минэкономразвития, а не по программам Минтранса, рассказал источник.

По информации РБК, последнее совещание, на котором обсуждалось строительство воздушной гавани, прошло 10 апреля. На нем присутствовали, в частности, глава Росавиации Дмитрий Ядров и министр экономики Максим Решетников.

В Росавиации, Минэкономразвития, Минтрансе и «Кавказ.РФ» не ответили на вопросы РБК на момент публикации.

Перспективы проекта

Аэропорты регионов Северо-Кавказского округа испытывают повышенные нагрузки и фиксируют рост трафика на фоне закрытия 11 аэропортов юга и центральной части России с 2022 года. В Минводах — крупнейшем аэропорту СКФО — в прошлом году было обслужено 4,8 млн пассажиров (+17,3% к 2022 году). Сейчас «Новапорт» строит там новый терминал внутренних линий. Ожидается, что новый аэровокзальный комплекс будет запущен в эксплуатацию в 2025 году.

Другой аэропорт округа — Грозный — по итогам 2023 года впервые преодолел отметку в 1 млн обслуженных пассажиров, нарастив трафик на 29,3% в годовом выражении. Аэропорт включен в программу Минтранса «Развитие региональных аэропортов», на его реконструкцию выделено только из федерального бюджета более 6 млрд руб., сообщил источник. Реконструкция должна завершиться в 2026 году, сообщал ранее глава Минтранса.

Пассажиропоток Нальчика в 2023 году составил 137 тыс. человек, аэропорта Владикавказа — 916,6 тыс. человек, Магаса — 145 тыс., Махачкалы — 2,8 млн (+11,6%). Последний аэропорт также включен в программу Минтранса (стоимость работ — 13 млрд руб., работы должны быть завершены в 2026 году).

Пассажиропоток аэропорта, очевидно, будет зависеть от того, как будет развиваться горнолыжный курорт «Архыз», считает ведущий эксперт центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Любые количественные прогнозы на 2030 год сейчас делать трудно. Но вряд ли в ближайшие годы что-то серьезно поменяется, поэтому я бы ориентировался на оптимистичный прогноз. Людям все равно нужно где-то отдыхать. Любой хороший горнолыжный проект найдет своих туристов», — отмечает эксперт. С другой стороны, проблема курорта сейчас в том, что ближайший аэропорт до него находится в 210 км, поэтому «продать его» статусным клиентам трудно.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у будущего аэропорта «есть все шансы выйти на пассажиропоток, близкий к 1 млн»: «Фактически уже в 2024 году курорт «Архыз» ожидает более 1 млн туристов, а в первом квартале этот показатель вырос на 10%, до 625 тыс. человек. При этом в 2024 году горнолыжный сезон продлен до 1 мая, и он стал самым продолжительным. Этому способствовали и погодные условия, и новые системы снежения, которые позволяют обеспечить покрытие искусственным снегом всех 100% трасс. То есть горнолыжный сезон с декабря по апрель может гарантированно осуществляться».

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин отмечает, что «инфраструктурное развитие станет ключевым фактором успеха этого региона»: «На него наблюдается стабильно высокий спрос, ответом на который должно стать наращивание инфраструктурного предложения — не только транспортно-логистического, но также гостиничной и другой туристской инфраструктуры».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer