Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами


8 апреля 2024 года Андрей Коршунов, Известия


В России развили технологию производства сетеполотен — трикотажных тканей из металлической проволоки. В основном их применяют в качестве отражающих поверхностей для антенн-ретрансляторов, размещенных в космосе. Инновации позволят расширить технические возможности материалов и открыть новые сферы их применения. В перспективе их можно использовать для создания устойчивых каналов связи с удаленными космическими объектами и другими планетами, уверены ученые.

Как создают металлические ткани

В Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина развили технологию для производства металлических трикотажных тканей, из которых создают элементы космической техники и инфраструктуры. Эти материалы представляют собой гибкие, легкие и прочные сетеполотна, связанные из металлической микропроволоки.

Они не сцепляются и не переплетаются между собой, легко растягиваются и при этом хорошо отражают электромагнитные волны. Поэтому одно из основных применений — это самораскрывающиеся крупногабаритные антенны для космических аппаратов. В настоящее время такие ткани используют, к примеру, в конструкции передатчиков отечественных спутников-ретрансляторов «Луч» нового поколения.

Их применяют на геостационарной орбите (на высоте около 36 тыс. м) для организации перенаправления сигналов между российскими орбитальными группировками и наземными объектами. В частности, «Лучи» задействованы в обеспечении постоянной устойчивой связи с МКС, системой ГЛОНАСС. Ширина параболических антенн этих аппаратов, сшитых из сетеполотен, порядка 4–5 м.

Также предполагается, что металлоткани будут присутствовать в конструкции перспективной космической обсерватории «Спектр-М» («Миллиметрон»). С ее помощью ученые рассчитывают исследовать структуру ядер активных галактик, черных дыр и пульсов, а также таких экзотических объектов, как «белые дыры», в которые ничто не может войти, или «кротовые норы» — тоннели между разными частями пространства-времени.

На данный момент на одном из российских предприятий из сетеполотен создают антенны с отражающей поверхностью диаметром 48 м. Когда их разместят в космосе, они смогут обеспечить устойчивую телефонную связь в любой точке планеты без дополнительных ретрансляторов. Это открывает революционные возможности для телекоммуникационных систем.

— Наши основные инновации заключаются в строении тканей. Например, для крупногабаритных антенн, которые должны самостоятельно раскладываться, лучше подходит трикотажная структура. Она включает различные виды петель. Изменяя их форму, способы соединения и размеры ячеек между ними, можно варьировать характеристики материала. Такие как прочность или отражающая способность, — рассказал «Известиям» руководитель проекта Никита Заваруев.

По его словам, для создания тканей используют проволоку из вольфрама, молибдена и других тугоплавких металлов. Ее толщина — порядка 15–20 мкм, что в несколько раз меньше, чем волос человека.

Как передать сигнал с другой планеты

В настоящее время отработана технология разработки и создания металлических тканей для различных нужд, уточнил Никита Заваруев. При этом состав нитей и их конфигурация могут меняться в зависимости от задач, для которых создаются сетеполотна. На Земле они могут быть востребованы для создания специальных материалов с улучшенными характеристиками по термостойкости, ударопрочности и радиозащите. Широкие возможности открываются при использовании разработок на основе сетеполотен в медицине. Например, для биосовместимых протезов.

В космосе помимо перечисленных применений металлоткани можно использовать для укрепления обшивки орбитальных спутников или создания подложек для оборудования за бортом космических аппаратов. Возможно, они будут применяться и в конструкциях кубсатов (наноспутников) и малых космических аппаратов, бум которых сейчас происходит и в мире, и в России, сказал эксперт космонавтики Дмитрий Струговец.

— Любой спутник связи — это, по сути, ретранслятор. С их помощью, например, осуществляются телевизионные трансляции, передается интернет-трафик и сигналы сотовой связи между отдаленными регионами. Поэтому появление разнообразных технических приспособлений будет способствовать развитию телекоммуникации, — пояснил специалист.

При этом он напомнил, что спутники-ретрансляторы уже сейчас работают для передачи сигналов на удаленных космических объектах. Например, аппарат «Цюэцяо» помог осуществить мягкую посадку модулю «Чанъэ-4» на обратной стороне Луны. Сейчас он выполняет функции ретрансляции сигнала.

Аналогично на Марсе исследовательские аппараты передают данные на ретрансляторы, а те перенаправляют трафик к Земле. Такие устройства необходимы, чтобы обеспечить энергию для прохождения сигнала и компенсировать помехи, которые возникают на траектории его пути. Подобные системы потребуются и при освоении дальних планет.

Каждая конкретная система космической связи имеет свои ограничения, которые необходимо учитывать, отметил генеральный директор ООО «Лаборатория инфокоммуникационных сетей» Владимир Григорьев. Так, например, антенна с 48-метровым рефлектором, которую сейчас создают в России, вряд ли станет альтернативой широкодоступной сотовой связи, поскольку ее возможности скорее будут ограничены узким кругом пользователей — государственными органами или спецслужбами.

— Сейчас производство сетеполотен — это штучный и трудоемкий процесс. По этой причине они дорогие, и конструкторы предпочитают более доступные по цене решения. Поэтому изготовление продолжится в небольших объемах для нишевых применений, — высказал свое мнение коммерческий директор компании «Спутникс» Анатолий Копик.

Однако, уточнил он, крупногабаритные рефлекторы с сетчатой отражательной поверхностью необходимы в целях обеспечения надежной связи с космическими аппаратами, в том числе военной и правительственной. Также они будут использоваться при организации каналов телекоммуникации с российской орбитальной станцией (РОС). Ее развертывание в космосе запланировано на 2027 год.

По мнению специалиста, по мере развития технологий металлические ткани будут более популярны и могут найти применение в различных технических системах — как космических, так и наземных.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer