Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет с господдержкой


22 мая 2024 года Алексей Иванов, Эксперт


Первый коммерческий беспилотник пролетел над рисовыми полями Японии более 40 лет назад. С тех пор рынок активно развивается по всему миру, причем во многом за счет господдержки отрасли: БПЛА используются для доставки грузов, изучения местности и сельского хозяйства. В нашей стране по прогнозам Минпромторга России, к 2030 году рынок беспилотной авиации вырастет в 5 раз. О том, как государства во всем мире поддерживают производителей и потребителей беспилотников — в материале «Эксперта».

Маршрут построен

Пионером системного применения беспилотной авиации можно с уверенностью назвать Германию. В 2013 г. логистический оператор DHL провел летные испытания дрона Parcelcopter (в переводе — буквально «посылколет»): он доставлял грузы через реку Рейн в районе штаб-квартиры DHL. Протяженность маршрута составляла около одного километра. В 2014-2016 гг. оператор повторил эксперименты с беспилотниками, перевозившими грузы между курортом Нордайх и островом Йюст и в Баварских Альпах. Рейсы стали длиннее — 12 и 8,3 км соответственно.

Через три года был запущен регулярный маршрут в КНР: компания договорилась с китайским автопроизводителем EHang об эксплуатации беспилотников Falcon для обслуживания клиентов в провинции Гуандун. Расстояние от места отправления до пункта назначения было уже 8 км, дрон пролетал его за 8 минут, тогда как автомобилю требовалось 40 минут из-за дорожных пробок. Компания подсчитала, что на этом маршруте благодаря использованию БАС расходы на доставку грузов снизились на 80%.

Одновременно с Германией к использованию беспилотников в гражданских целях подошли США. Еще в 2013 г. стало известно о планах Amazon применять их для доставки товаров в отдаленные районы. В конце 2022 г. Amazon Prime Air объявила о старте коммерческих рейсов по транспортировке товаров в Калифорнии и Техасе. Но пока прорывных результатов достигнуто не было — выполнено всего 100 рейсов вместо ожидавшихся 10 тыс.

Гораздо более успешным оказался американский ритейлер Walmart: еще за 2 года до Amazon он договорился о сотрудничестве с тремя компаниями, имеющими собственные флоты дронов — DroneUp, Flytrex и Zipline. Их беспилотники обслуживают клиентов магазинов Walmart в Техасе, Юте, Виргинии, Аризоне, Арканзасе и Флориде на расстояния до 1,6 км.

По итогам 2022 г. Walmart доставил с помощью дронов свыше 6 тыс. посылок, среднее время выполнения заказов — 30 минут, стоимость перевозки груза весом до 4,5 кг на беспилотнике — почти $4 (в то время как у Amazon она составляет более $480). В планы Walmart теперь входит расширение числа воздушных доставок до 1 миллиона в год и обеспечение этой услугой 4 миллионов домохозяйств.

Оценки перспектив развития мировой беспилотной авиации разнятся, однако почти все эксперты сходятся во мнении, что рынок будет расти. Согласно прогнозу немецкого консалтингового агентства Drone Industry Insights, в 2023-2030 гг. глобальный рынок гражданских дронов будет увеличиваться со среднегодовым темпом 7,7% и достигнет в 2030 г. объема $54,6 млрд против $33,8 млрд в 2023 г. Наиболее расширяющимися сегментами рынка будут транспортировка грузов по складам и их доставка до потребителей.

Лидировать же на глобальном рынке беспилотников, как и в предыдущие годы, будут страны Азии — благодаря быстро развивающемуся производству в Китае и Японии. Не слишком будут отставать от них государства Ближнего Востока и Африки — там спрос на беспилотники будет расти со среднегодовым темпом 15,4%.

Американская исследовательская фирма Strategic Market Research предполагает расширение глобального рынка с $13 млрд в 2023 г. до $47,4 млрд в 2030-м, Fortune Business Insights — с $11 млрд до $54,8 млрд.

Полет на правительственном уровне

Европа
Во многих странах Европы поддержка разработчиков и производителей дронов осуществляется на уровне правительства. Например, в Великобритании, согласно стратегии развития беспилотной авиации до 2030 г., государство поддерживает компании—производители дронов, а также проекты университетов в рамках программы «The Future Flight Challenge» стоимостью 300 млрд фунтов стерлингов.

А в Германии в 2022 г. Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры одобрило гранты на сумму 4,3 млн евро для семи проектов. Один из которых, AMIFlyingIN2Air, призван обеспечить безопасное движение в небе над аэропортом Мюнхена.

США
Обращают на себя внимание меры поддержки производителей беспилотников в США. В августе 2020 г. министерство юстиции США ввело запрет на их госзакупки у «организаций, находящихся под влиянием правительства иностранного государства». Хотя в официальном документе ведомства не говорилось, какая именно страна имеется в виду, можно предположить, что подразумевался Китай. Причиной назывались риски для кибербезопасности и конфиденциальности информации, собираемой с помощью дронов, выпущенных за пределами США.

Это решение минюста США сразу же вызвало претензии со стороны китайской группы Da-Jiang Innovations (DJI), являвшейся на тот момент лидирующим экспортером беспилотников на американский рынок. Как следовало из ее заявления — многочисленные проверки показали безопасность и надежность продукции DJI.

Тем не менее, министерство внутренних дел США, управляющее государственными землями и заповедниками, объявило о временном прекращении эксплуатации сразу всего парка дронов (свыше 800 машин), которые были выпущены в КНР или имели компоненты китайского производства.

Ведомство стало постепенно заменять беспилотники из КНР машинами, выпущенным в Северной Америке. Так, в январе 2021 г. для сбора данных оно выбрало дроны канадской фирмы Dragonfly.

Китай
Китайский рынок беспилотников в последние несколько лет показал взрывные темпы роста: развивается технологическая база, появляются все новые производители дронов, а детально проработанная нормативно-правовая база и государственная политика в области БАС успешно поддерживает внутренний спрос. В результате, суммарный доход китайских предприятий по производству дронов, по данным Deutsche Geselschaft fur Internationale Zusammenarbeit, в 2020 г. превысил $8,6 млрд (и, как ожидается, в 2025 г. достигнет $17,9 млрд), обогнав североамериканских конкурентов с общим оборотом в $6,9 млрд (прогноз на 2025 г. — $11,82 млрд).

Самым быстрорастущим сегментом китайского рынка дронов стал агропромышленный комплекс. Это обусловлено субсидированием на национальном уровне как продаж беспилотников, так и их аренды. По данным министерства сельского хозяйства КНР, в 2016 г. на полях эксплуатировалось 4,8 тыс. дронов, а в 2021-м — уже 120 тыс. Вместе они обрабатывают порядка 71,3 млн га сельскохозяйственных земель.

Индия
В Индии заказы на дроны в сельском хозяйстве также поддерживаются на государственном уровне: продажи беспилотников субсидируются в зависимости от категории покупателей.

Например, Индийский совет сельскохозяйственных исследований, агротехнологические университеты, специализированные департаменты штатов, государственные предприятия имеют право на покрытие 100% стоимости дрона, фермерские организации — до 75% цены агродрона, самостоятельные фермеры — до 40-50%.

Для развития собственного производства в феврале 2022 г. министерство торговли и промышленности Индии ввело запрет на ввоз в страну дронов (как в собранном, так и разобранном виде). Исключение было сделано для государственных и образовательных организаций и производителей беспилотников, занимающихся научно-техническими разработками при условии получения ими официальных разрешений на импорт.

По замыслу индийских властей, к 2030 г. объем рынка агродронов достигнет $1 млрд, и занять его должны исключительно национальные изготовители.

Так полетим

Гражданская эксплуатация беспилотников в России в 2022 г. распределялась главным образом между мониторингом трубопроводов по перекачке нефти и природного газа и электрических сетей (около 40%), проведением работ по опрыскиванию полей (20%) и лесоустройству (7%), обследованием объектов капитального строительства (15%). Также они были задействованы для перевозки грузов (6%), картографирования (5%), геофизический съемки (3%).

В 2023 г. Правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Затем был утвержден национальный проект «Беспилотные авиационные системы», распространяющийся на период до 2030 г. с перспективой его дальнейшего продления. Национальным проектом предусмотрено 5 федеральных проектов, 2 из которых находятся в сфере ведения Минпромторга России: «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих».

Эти основополагающие документы направлены не только на развитие производства беспилотных авиационных систем, но и на формирование новых сегментов их рынка, создание системы сертификации и безопасного управления полетами беспилотников, качественную подготовку кадров и обеспечение технологического суверенитета. В целом они посвящены поиску решений, которые будут прямо влиять на будущее беспилотной авиации в стране.

Одним из ключевых механизмов национального проекта является государственный гражданский заказ, который окажет прямое влияние на внутренний рынок.

Его объем (без учета дронов менее 1 килограмма, в большей степени являющихся образовательными БАС) должен вырасти с почти 3 тыс. в 2024 г. до 15 тыс. гражданских машин в 2030 г. Потребителями этих машин выступят органы власти, их подведомственные учреждения и компании с государственным участием.

Сейчас Минпромторг России активно знакомит отрасль с возможностями и перспективами развития гражданских беспилотников. В своем павильоне «Сделано нами» на выставке «Россия» ведомство демонстрирует макеты, интерактивные инсталляции и даже настоящие летательные аппараты. Например, первый в России беспилотник вертолетного типа — БАС-200, который уже используется для доставки грузов «Почтой России».

Дорожная карта полета

Деятельность Минпромторга России направлена на решение трех ключевых проблем, тормозящих развитие отрасли: во-первых, снятие барьеров для использования беспилотников, в том числе в сферах стандартизации, сертификации и безопасности их эксплуатации; во-вторых, недостатка массовости производства БАС из-за отсутствия гарантированного долгосрочного спроса; в-третьих, зависимости от импорта по ряду критических комплектующих, включая двигатели, винты, сервоприводы, аккумуляторные батареи, силовую электронику, элементы трансмиссии, пилотажно-навигационное оборудование.

Для решения поставленных задач Минпромторг России работает по нескольким направлениям.

В первую очередь были утверждены Правила допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях (постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2023 г. № 701). В 2023 г. были выданы первые сертификаты эксплуатантов беспилотных авиационных систем. Помимо этого, были сформулированы требования к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам беспилотников.

В этом направлении важным шагом стало введение классификации машин (по кодам ОКПД-2) и выделение «разработки и производства БАС» в отдельный вид деятельности (по кодам ОКВЭД) (приказ Росстандарта от 7 июля 2023 г. № 491-ст).

Для того, чтобы стимулировать спрос на отечественные БАС со стороны госзаказчиков и одновременно мотивировать производителей повышать локализацию таких систем, внесены изменения в постановление, которое вводит балльную систему оценки «российскости» БАС. Кроме того, введены особые режимы закупок беспилотников через уже отработанные в других отраслях промышленности механизмы, как, например, «второй лишний». «Так будет обеспечен приоритет отечественных беспилотных авиационных систем при госзакупках» — отметил начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга России Алексей Сердюк.

По его оценке, органы власти и подведомственные учреждения закажут у производителей БАС более 9 тысяч преимущественно российских машин уже в 2024-2026 гг. (без учета образовательных БАС) В числе компаний с государственным участием, предполагающих закупать беспилотники, можно назвать «Транснефть», «Газпромнефть» и «РЖД».

В части увеличения спроса и тиражирование практики оказания услуг с использованием БАС предусмотрены: программа льготного лизинга АО «ГТЛК», механизм субсидирования лётного часа и механизм предоставления скидки на отечественные машины. Максимальный размер такой скидки может составить не более 40% цены реализации беспилотника.

На этапах разработки, сертификации и производства предусмотрены: программа грантовой поддержки разработки конструкторской документации, оператором которой является АНО «Агентство по технологическому развитию», субсидирование «сквозных НИОКР», поддержка проектов в сфере БАС через программы Фонда развития промышленности, а также предоставление грантов на сертификацию БАС.

«С текущего года тяжелые и средние аппараты, которые созданы разработчиками до внедрения нацпроекта, будут поддержаны грантами на сертификацию для прохождения процедур в Росавиации. Гранты на сертификацию российских беспилотников составят до 150 млн руб. и 250 млн руб. соответственно в зависимости от взлетной массы БАС. Разработка новых машин будут просубсидирована в рамках инструмента „сквозных НИОКР“. Он предполагает обеспечение до 90% затрат, необходимых для разработки новых типов беспилотников и унифицированных комплектующих», — говорит Алексей Сердюк.

Весь инструментарий дополнен созданием сети научно-производственных центров, которыми активно занимаются «Платформа НТИ» и Правительство Москвы. Флагманский проект реализован в индустриальном парке «Руднево». Еще две инициативы поддержаны Минпромторгом России: в декабре 2023 г. заключены соглашения с Томской и Самарской областями на сумму в 3,8 млрд руб. на оснащение НПЦ. Сеть станет инфраструктурной средой для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем и развитию смежных отраслей. Для их оснащения предусмотрена субсидия субъектам Российской Федерации.

Благодаря этому портфелю мер планируется обеспечить выпуск российских дронов весом от 1 килограмма и более к 2030 г. в объеме свыше 30 тыс. единиц в год, сократить зависимость от импорта, приблизившись к технологическому паритету с государствами-лидерами в области передовых разработок, новые рабочие места и ресурсную базу для развития инфраструктурного и кадрового потенциала.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?



Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer