Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников


26 мая 2024 года Инесса Фотева, Парламентская газета


Минтранс установил исчерпывающий перечень оснований для начала поисково-спасательных операций и помощи потерпевшим бедствие самолетам и кораблям, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов. Например, если получен сигнал с пострадавшего борта или от очевидцев события, или радиосвязи с экипажем нет пять минут, или объект пропал с экрана слежения. При этом планируется активно использовать беспилотники. Такой проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Кто и как будет координировать ответственные службы, разбиралась «Парламентская газета».

Связанные документы

В конце февраля 2023 года Правительство утвердило правила привлечения государственной и экспериментальной авиации к поисковым и аварийно-спасательным работам. Речь идет о воздушных судах с экипажами, средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательных парашютно-десантных группах со специальным снаряжением, беспилотниках, наземных поисково-спасательных командах и аварийно-спасательных командах аэропортов. Документ вступит в силу чуть более чем через три месяца — 1 сентября.

С этой же даты начнут применять изменения в статье 88 Воздушного кодекса, утвержденные Федеральным законом от 30 января 2024-го. Одно из таких предусматривает создание в стране единой системы авиационно-космического поиска и спасания для координации всех участников операции. Теперь на очереди рассмотрение правил ее проведения, которые сейчас обсуждают на портале проектов нормативных правовых актов. Планируется, что они заработают одновременно с ранее согласованными новшествами как обязательные для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой поисково-спасательной системы.

«Такие изменения своевременны и актуальны, — считает первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. — Во-первых, это улучшит координацию между службами, решения будут согласовываться быстрее, чтобы не терять время, аккумулировать возможности различных поисковых подразделений. Это значительно увеличит шанс на спасение людей».

Во-вторых, как отметил парламентарий, у спасателей станет совершеннее «оптика», которая позволит ориентироваться даже на труднопроходимой местности и при плохих погодных условиях. Например, когда речь идет о расширении функционала Росавиации и Роскосмоса, спасатели смогут активнее задействовать современные и более надежные функциональные технические решения — российские системы спутниковой навигации, беспилотники с тепловизорами и так далее.

«Уже сегодня Росавиация помогает воздушным судам в случае сбоя или глушения сигнала GPS — подхватывает ГЛОНАСС, — рассказал «Парламентской газете» Анатолий Выборный. — Как показывает опыт, спасателям крайне важно оперативно получать данные разведки и мониторинга для определения границ поиска и координат места бедствия. Наличие приемника, который »видит» российские спутники, позволяет определять местоположение объекта с точностью до 3-10 метров. В-третьих, будет накапливаться практика такого взаимодействия. Значит, спустя какое-то время появятся новые стандарты, единые подходы и алгоритмы совместного поиска и спасения. Уже сейчас Россия накопила самый передовой опыт в этой сфере, что позволяет помогать другим странам в сложнейших спасательных операциях».

В режиме готовности

Руководители организаций, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации), авиационные предприятия, государственная и экспериментальная авиация, которым в любую секунду может поступить сигнал SOS, предварительно должны подтвердить свою готовность прийти на помощь. Например:

  • обеспечить дежурство органов управления полетами, поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд,
  • наличие аварийно-спасательного имущества и снаряжения,
  • на воздушных судах — средства для спасания и жизнеобеспечения экипажей.

Спасательные операции организуют по зонам авиационно-космического поиска, границы которых совпадают с территориями Единой системы организации воздушного движения в России. Алгоритм действий закрепят в инструкции, утвержденной подразделением Росавиации по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В частности, информацию о попавших в беду воздушных или морских судах будет аккумулировать авиационный координационный центр.

Если случилась беда

Авторы проекта перечислили ситуации, когда следует начинать поисково-спасательные работы. Поводы для оперативной реакции:

  • сигнал бедствия с борта воздушного судна,
  • доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего несчастье,
  • сообщение о судах в небе и на воде, людях в море, попавших в нештатную ситуацию, от очевидцев, правоохранителей или местных властей,
  • воздушное судно не прибыло в пункт назначения через десять минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует более пяти минут. Правда, это не относится к полетам, выполняемым в уведомительном порядке использования воздушного пространства,
  • самолет получил разрешение на посадку, но не сел в расчетное время, а радиосвязь с ним потеряна,
  • пропала радиосвязь с экипажем самолета, а также само судно на экране слежения или связи с ним нет дольше пяти минут, если радиолокационного контроля не было,
  • проводится спуск аппарата с орбиты искусственного спутника Земли или спуск при аварии ракеты-носителя.

Под контролем от и до

За спасение попавших в беду жизней отвечает руководитель территориального подразделения Росавиации, а если идут контртеррористические операции и военные действия — командующий объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа. Если же события развиваются в двух и более зонах — Главный авиационный координационный центр поиска и спасания.

Работы считаются начатыми с вылета или выхода дежурных сил и средств либо с команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам. Операция завершается после эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром или в населенный пункт, либо когда подтвердили гибель экипажа и пассажиров самолета, либо после доставки спускаемого аппарата и его экипажа на аэродром. При ЧП на воде — когда решают прекратить поиск людей, если усилия не дали результатов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17



Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer