Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров


3 мая 2024 года Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв, РБК


Авиакомпания «Победа» после ее внесения властями США в SDN-лист, по версии экспертов, может прекратить полеты по части международных направлений после 30 июля. Пока компания продолжает продажи билетов на эти рейсы

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) 1 мая обновило SDN-лист (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List), дополнив его несколькими десятками российских и зарубежных юридических и физических лиц. В SDN-листе находятся крупные российские компании с государственным участием: Сбербанк с дочерними структурами, банк ВТБ и многие другие. SDN-лист считается самой жесткой версией американских санкций, так как запрещает любые расчеты в долларах США и создает угрозу наложения вторичных санкций на контрагентов внесенных в перечень компаний.

В обновленный 1 мая перечень попала в том числе дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». «Победа» — второй в России перевозчик по количеству перевезенных пассажиров по итогам первого квартала 2024 года. За три месяца авиакомпания обслужила 3,2 млн человек, что на 12,7% больше аналогичного периода 2023 года, следует из статистики Росавиации (есть у РБК; ее подтверждает и официальный представитель перевозчика).

Лоукостер — пока единственная на сегодняшний день российская авиакомпания, внесенная в SDN-лист. В сообщении OFAC говорится, что перевозчику предоставлена генеральная лицензия № 95, которая вводит отсрочку применения статуса SDN-лица до 12:01 «восточного дневного времени» (действует на восточном побережье США, минус семь часов от московского времени) 30 июля 2024 года.

Что про санкции говорит «Победа»

На момент публикации материала авиакомпания так и не представила собственной оценки последствий включения в SDN-лист. Отказываются от комментариев и в группе «Аэрофлот». На новость о санкциях инвесторы отреагировали слабо — в течение торгового дня 2 мая стоимость бумаг снижалась в пределах 2%.

РБК направил запрос в Минтранс и Росавиацию. На данный момент в авиакомпании нет понимания, какое влияние окажет попадание в SDN-лист на ее работу, утверждает собеседник, знакомый с топ-менеджментом «Победы». По его словам, попадание в SDN-лист 1 мая «стало полной неожиданностью» для руководства авиакомпании.

Будут ли ограничения полетов

Главный вопрос после включения «Победы» в SDN-лист — возможность дальнейшего выполнения международных рейсов: авиакомпания совершает полеты в Дубай, Абу-Даби, Стамбул, Анталью, Самарканд, Ереван, Минск и другие города.

Прогнозы собеседников РБК о дальнейшей работе «Победы» за рубежом разнятся. Топ-менеджер одной из российских авиакомпаний уверен, что новые санкции не окажут влияния на международную сеть «Победы». По его словам, для обслуживания российских перевозчиков в зарубежных аэропортах (заправка, санитарная обработка, техническое обслуживание воздушных судов) еще в 2022 году созданы компании, которые юридически не аффилированы ни с оператором аэропорта, ни с хендлерами, работающими в нем. Расчеты с поставщиками услуг ведутся в национальных валютах, а средств на счетах, вырученных от продажи авиабилетов, хватает для покрытия аэропортовых услуг.

В мировой гражданской авиации есть примеры, когда авиакомпании, находящиеся в SDN-листе, продолжают выполнять международные рейсы. Так, иранская Mahan Air выполняет еженедельные перелеты по маршруту Тегеран — Бангкок и ежедневные — на направлении Тегеран — Дубай.

Гендиректор Friendly Avia Support Олександр Ланецкий говорит, что возможность выполнения рейсов в зарубежные аэропорты будет зависеть от отношений властей этих стран с властями США. Он считает, что рейсы «Победы» могут сохраниться в те аэропорты, куда летают подсанкционные Mahan Air и Iran Air. Эксперт не исключил, что в обслуживании самолетов «Победы» будут задействованы те же организации, которые обслуживают иранских перевозчиков.

Собеседники в других авиакомпаниях не исключают, что «Победе» придется отказаться от части или от всех международных рейсов.

Источник РБК, близкий к одной из крупных российских авиакомпаний, считает, что выполнять рейсы между городами Ирана и ОАЭ проще из-за их близкого расположения. «Самолет, выполняющий рейс из России в страну, например, Ближнего Востока, летит через территорию нескольких государств и пользуется услугами организаций, предоставляющих навигационное обслуживание на этих территориях. Вряд ли лоукостеру удастся договориться со всеми этими организациями. Крупные аэропорты, в свою очередь, вряд ли будут рисковать ради двух-трех ежедневных рейсов «Победы», — считает он.

Управляющий юрист практики сопровождения международных проектов CLS Валентина Аликова считает, что после попадания авиакомпании «Победа» в SDN-лист Минфина США существует риск осложнения или даже прекращения полетов лоукостера в зарубежные аэропорты. «Победа» может столкнуться с риском отказа в продолжении сотрудничества зарубежных партнеров — управляющих компаний аэропортов и организаций, обслуживающих самолеты перевозчика в воздушной гавани. Это может произойти, если у лоукостера заключены с партнерами прямые соглашения и они увидят для себя риски вторичных санкций», — объясняет она.

Денис Примаков, руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП, считает, что риски прекращения международных рейсов у «Победы» возрастают, поскольку ее статус в блокирующих санкциях препятствует взаимодействию с другими акторами — аэропортами и юридическими лицами, опасающимися вторичных санкций. Возможность выполнения рейсов будет зависеть от риск-аппетита контрагентов. Свою роль в возможном прекращении полетов также может сыграть договоренность между США и Турцией о соблюдении санкций в отношении России.

Артем Касумян, юрист коллегии адвокатов Delcredere, называет два сценария прекращения полетов «Победы» в зарубежные страны. Первый — прекращение расчетов с иностранными контрагентами: долларовые расчеты станут для лоукостера незаконными, а оплата в другой валюте может быть осложнена из-за рисков вторичных санкций. Второй — отзыв у «Победы» разрешений на выполнение полетов зарубежными авиавластями. При этом рейсы в часть стран все же могут продолжиться, если власти той или иной страны примут соответствующее решение.

Много ли может потерять «Победа»

Один из собеседников РБК утверждает, что доходы от международных полетов сегодня занимают небольшую долю в прибыли авиакомпании.

По итогам 2023 года лоукостер получил чистую прибыль по РСБУ в размере 21,3 млрд руб., что на 42% больше, чем в 2022 году. «Победа» — единственная авиакомпания в группе «Аэрофлот», приносящая прибыль. В сентябре 2023 года гендиректор «Победы» Дмитрий Тыщук в интервью РБК говорил, что международная сеть в 2022-м давала 8% пассажирооборота компании, долю доходов, приходящуюся на международные рейсы, он тогда не раскрыл.

«У «Победы» никогда международная сетка не превалировала: в 2021 году это было всего 6% от пассажирооборота, в этом [2022] году — где-то около 8%. Но если говорить про допандемийный 2019-й, было 23%, и, конечно, хочется вернуться к таким показателям», — говорил он.

Перевозчик, вероятно, будет просить господдержку в случае, если возможность выполнения международных перелетов исчезнет, считает источник РБК, близкий к «Победе». В 2022-м — первом квартале 2023 года попавшие под санкции российские авиакомпании получили рекордную господдержку — единовременную выплату на уровне 125 млрд руб. Выплата не повторялась, в течение следующего года средства выделялись только на выкуп самолетов иностранного производства у зарубежных лизингодателей. При этом, как утверждал Тыщук, «как компания-лоукостер» «Победа» старается работать без субсидий: «Та субсидия, которая была в прошлом году для авиакомпаний, поддержала целый рынок. «Победа» ею пользовалась в том числе — это позволило держать цены на уровне 2021 года. Несмотря на то что объем перевозок уменьшился, и, соответственно, это не могло не повлиять на себестоимость авиабилета. И меры, которые правительство приняло в виде поддержки отрасли, конечно, были очень нужны в тот момент. Но в долгосрочной перспективе мы не смотрим в сторону субсидий в принципе».

Что происходит с продажей билетов на потенциально рискованные направления

Лоукостер продолжает вести продажи на зарубежные направления: на официальном сайте компании можно купить билеты в Стамбул, Дубай и Абу-Даби на август, сентябрь, октябрь. В октябре авиакомпания планирует выполнять до трех рейсов в день на маршруте Внуково (Москва) — Международный аэропорт Стамбул. Билеты продаются по цене 19,3–26,2 тыс. руб. Билеты в Дубай на начало октября (планируется два рейса в день) стоят от 25,9 тыс. до 40,9 тыс. руб. Билеты на ежедневный рейс в Дубай продаются от 23 тыс. до 30,7 тыс. руб.

Если в авиакомпании поймут, что выполнение этих рейсов рискованно, и примут решение отменить полеты, «Победа» просто вернет клиентам деньги, полученные за продажу билетов, говорит собеседник РБК в одной из авиакомпаний.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer