Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров


3 мая 2024 года Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв, РБК


Авиакомпания «Победа» после ее внесения властями США в SDN-лист, по версии экспертов, может прекратить полеты по части международных направлений после 30 июля. Пока компания продолжает продажи билетов на эти рейсы

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) 1 мая обновило SDN-лист (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List), дополнив его несколькими десятками российских и зарубежных юридических и физических лиц. В SDN-листе находятся крупные российские компании с государственным участием: Сбербанк с дочерними структурами, банк ВТБ и многие другие. SDN-лист считается самой жесткой версией американских санкций, так как запрещает любые расчеты в долларах США и создает угрозу наложения вторичных санкций на контрагентов внесенных в перечень компаний.

В обновленный 1 мая перечень попала в том числе дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». «Победа» — второй в России перевозчик по количеству перевезенных пассажиров по итогам первого квартала 2024 года. За три месяца авиакомпания обслужила 3,2 млн человек, что на 12,7% больше аналогичного периода 2023 года, следует из статистики Росавиации (есть у РБК; ее подтверждает и официальный представитель перевозчика).

Лоукостер — пока единственная на сегодняшний день российская авиакомпания, внесенная в SDN-лист. В сообщении OFAC говорится, что перевозчику предоставлена генеральная лицензия № 95, которая вводит отсрочку применения статуса SDN-лица до 12:01 «восточного дневного времени» (действует на восточном побережье США, минус семь часов от московского времени) 30 июля 2024 года.

Что про санкции говорит «Победа»

На момент публикации материала авиакомпания так и не представила собственной оценки последствий включения в SDN-лист. Отказываются от комментариев и в группе «Аэрофлот». На новость о санкциях инвесторы отреагировали слабо — в течение торгового дня 2 мая стоимость бумаг снижалась в пределах 2%.

РБК направил запрос в Минтранс и Росавиацию. На данный момент в авиакомпании нет понимания, какое влияние окажет попадание в SDN-лист на ее работу, утверждает собеседник, знакомый с топ-менеджментом «Победы». По его словам, попадание в SDN-лист 1 мая «стало полной неожиданностью» для руководства авиакомпании.

Будут ли ограничения полетов

Главный вопрос после включения «Победы» в SDN-лист — возможность дальнейшего выполнения международных рейсов: авиакомпания совершает полеты в Дубай, Абу-Даби, Стамбул, Анталью, Самарканд, Ереван, Минск и другие города.

Прогнозы собеседников РБК о дальнейшей работе «Победы» за рубежом разнятся. Топ-менеджер одной из российских авиакомпаний уверен, что новые санкции не окажут влияния на международную сеть «Победы». По его словам, для обслуживания российских перевозчиков в зарубежных аэропортах (заправка, санитарная обработка, техническое обслуживание воздушных судов) еще в 2022 году созданы компании, которые юридически не аффилированы ни с оператором аэропорта, ни с хендлерами, работающими в нем. Расчеты с поставщиками услуг ведутся в национальных валютах, а средств на счетах, вырученных от продажи авиабилетов, хватает для покрытия аэропортовых услуг.

В мировой гражданской авиации есть примеры, когда авиакомпании, находящиеся в SDN-листе, продолжают выполнять международные рейсы. Так, иранская Mahan Air выполняет еженедельные перелеты по маршруту Тегеран — Бангкок и ежедневные — на направлении Тегеран — Дубай.

Гендиректор Friendly Avia Support Олександр Ланецкий говорит, что возможность выполнения рейсов в зарубежные аэропорты будет зависеть от отношений властей этих стран с властями США. Он считает, что рейсы «Победы» могут сохраниться в те аэропорты, куда летают подсанкционные Mahan Air и Iran Air. Эксперт не исключил, что в обслуживании самолетов «Победы» будут задействованы те же организации, которые обслуживают иранских перевозчиков.

Собеседники в других авиакомпаниях не исключают, что «Победе» придется отказаться от части или от всех международных рейсов.

Источник РБК, близкий к одной из крупных российских авиакомпаний, считает, что выполнять рейсы между городами Ирана и ОАЭ проще из-за их близкого расположения. «Самолет, выполняющий рейс из России в страну, например, Ближнего Востока, летит через территорию нескольких государств и пользуется услугами организаций, предоставляющих навигационное обслуживание на этих территориях. Вряд ли лоукостеру удастся договориться со всеми этими организациями. Крупные аэропорты, в свою очередь, вряд ли будут рисковать ради двух-трех ежедневных рейсов «Победы», — считает он.

Управляющий юрист практики сопровождения международных проектов CLS Валентина Аликова считает, что после попадания авиакомпании «Победа» в SDN-лист Минфина США существует риск осложнения или даже прекращения полетов лоукостера в зарубежные аэропорты. «Победа» может столкнуться с риском отказа в продолжении сотрудничества зарубежных партнеров — управляющих компаний аэропортов и организаций, обслуживающих самолеты перевозчика в воздушной гавани. Это может произойти, если у лоукостера заключены с партнерами прямые соглашения и они увидят для себя риски вторичных санкций», — объясняет она.

Денис Примаков, руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП, считает, что риски прекращения международных рейсов у «Победы» возрастают, поскольку ее статус в блокирующих санкциях препятствует взаимодействию с другими акторами — аэропортами и юридическими лицами, опасающимися вторичных санкций. Возможность выполнения рейсов будет зависеть от риск-аппетита контрагентов. Свою роль в возможном прекращении полетов также может сыграть договоренность между США и Турцией о соблюдении санкций в отношении России.

Артем Касумян, юрист коллегии адвокатов Delcredere, называет два сценария прекращения полетов «Победы» в зарубежные страны. Первый — прекращение расчетов с иностранными контрагентами: долларовые расчеты станут для лоукостера незаконными, а оплата в другой валюте может быть осложнена из-за рисков вторичных санкций. Второй — отзыв у «Победы» разрешений на выполнение полетов зарубежными авиавластями. При этом рейсы в часть стран все же могут продолжиться, если власти той или иной страны примут соответствующее решение.

Много ли может потерять «Победа»

Один из собеседников РБК утверждает, что доходы от международных полетов сегодня занимают небольшую долю в прибыли авиакомпании.

По итогам 2023 года лоукостер получил чистую прибыль по РСБУ в размере 21,3 млрд руб., что на 42% больше, чем в 2022 году. «Победа» — единственная авиакомпания в группе «Аэрофлот», приносящая прибыль. В сентябре 2023 года гендиректор «Победы» Дмитрий Тыщук в интервью РБК говорил, что международная сеть в 2022-м давала 8% пассажирооборота компании, долю доходов, приходящуюся на международные рейсы, он тогда не раскрыл.

«У «Победы» никогда международная сетка не превалировала: в 2021 году это было всего 6% от пассажирооборота, в этом [2022] году — где-то около 8%. Но если говорить про допандемийный 2019-й, было 23%, и, конечно, хочется вернуться к таким показателям», — говорил он.

Перевозчик, вероятно, будет просить господдержку в случае, если возможность выполнения международных перелетов исчезнет, считает источник РБК, близкий к «Победе». В 2022-м — первом квартале 2023 года попавшие под санкции российские авиакомпании получили рекордную господдержку — единовременную выплату на уровне 125 млрд руб. Выплата не повторялась, в течение следующего года средства выделялись только на выкуп самолетов иностранного производства у зарубежных лизингодателей. При этом, как утверждал Тыщук, «как компания-лоукостер» «Победа» старается работать без субсидий: «Та субсидия, которая была в прошлом году для авиакомпаний, поддержала целый рынок. «Победа» ею пользовалась в том числе — это позволило держать цены на уровне 2021 года. Несмотря на то что объем перевозок уменьшился, и, соответственно, это не могло не повлиять на себестоимость авиабилета. И меры, которые правительство приняло в виде поддержки отрасли, конечно, были очень нужны в тот момент. Но в долгосрочной перспективе мы не смотрим в сторону субсидий в принципе».

Что происходит с продажей билетов на потенциально рискованные направления

Лоукостер продолжает вести продажи на зарубежные направления: на официальном сайте компании можно купить билеты в Стамбул, Дубай и Абу-Даби на август, сентябрь, октябрь. В октябре авиакомпания планирует выполнять до трех рейсов в день на маршруте Внуково (Москва) — Международный аэропорт Стамбул. Билеты продаются по цене 19,3–26,2 тыс. руб. Билеты в Дубай на начало октября (планируется два рейса в день) стоят от 25,9 тыс. до 40,9 тыс. руб. Билеты на ежедневный рейс в Дубай продаются от 23 тыс. до 30,7 тыс. руб.

Если в авиакомпании поймут, что выполнение этих рейсов рискованно, и примут решение отменить полеты, «Победа» просто вернет клиентам деньги, полученные за продажу билетов, говорит собеседник РБК в одной из авиакомпаний.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer