Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими


4 июня 2024 года Денис Давыдов, MASHNEWS


Минпромторг подготовил проект поправок в государственную программу РФ «Развитие авиационной промышленности». В 2024-2030 годах гражданская авиация России должна получить 990 самолетов, сказано в документе. Эксперты прокомментировали реальность этих планов.

Чуть меньше тысячи

Поправки в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности» размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас документ находится на стадии антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с обновленной программой в 2024 - 2030 годы авиационная промышленность должна поставить для нужд гражданской авиации 990 самолетов, в том числе:

142 единицы SSJ-NEW,

270 единиц МС-21,

51 единица Ил-114-300,

113 единиц Ту-214,

12 единиц Ил-96-300,

105 единиц «Ладога» (ТВРС-44),

158 единиц «Освей» (ЛМС-192),

139 единиц «Байкал» (ЛМС-901).

Сенсаций в этих цифрах нет – такие же в январе 2024 года называл премьер-министр Михаил Мишустин. До этого – в декабре 2023 года - президент РФ Владимир Путин говорил о 1000 самолетов, но это, вероятно, округление 990 до тысячи.

Больше половины из заявленного количества (588) должны выпустить «Ростех» - его предприятия производят Superjet, МС-21, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114-300.

Самый крупное, не связанное с «Ростехом» предприятие, - Уральский завод гражданской авиации. Он должен выпускать «Ладоги» (на  замену Ан-24) и «Байкалы» (на замену Ан-2).

В итоге к 2030 году в парках крупнейших российских авиаперевозчиков должно быть не менее 50% самолетов российского производства и 90% отечественных вертолетов.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Из документов Минпроторга следует, что в 2023 году предприятия-участники госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» поставили на внутренний и внешний рынок 81 самолет (в том числе 5 гражданских), 243 вертолета (в том числе 83 гражданских) и 1018 авиационных двигателей.
  • Авиационная промышленность дает стране 215 тысяч рабочих мест без учета смежных отраслей экономики и 0,3% ВВП.

Планы - реальны

Это уже третья редакция госпрограммы, поправки в нее вносятся по мере изменения планов авиапромышленности, рассказал Mashnews главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

«Речь идет о комплексной программе развития авиационной промышленности, это живой документ, это не первая его редакция, вроде она третья, если я не ошибаюсь, и она каждый раз корректируются с учетом планов промышленности по импортозамещению и планов по срокам завершения испытаний самолетных двигателей и других частей», - говорит Гусаров.

На взгляд Гусарова, данные по выпуску самолетов полностью адекватны ситуации в российской авиационной промышленности. «В частности, на 2025 год планируется начало поставок МС-21, на 2026 – Superjer 100», – сказал он.

Авиастроение в России живет в суровых условиях фактически закрытого импорта откуда бы то ни было, отметил Гусаров.

«Для производства этих авиационных систем не используются компоненты из недружественных стран, а дружественные страны нам почти ничего предложить не могут.  За минувшие лет 15 правительство и «Ростех» провели большую работу по модернизации производств, и сегодня на многих авиапредприятиях стоят новые станки и подготовлен персонал. Так что мы уже на финишной прямой к созданию независимой авиапромышленности», – говорит эксперт.

Этот путь был полон трудностей, в частности, санкции затруднили разработку самолета МС-21. «В 2019 году ввели санкции на «черное крыло», то есть композитное крыло для МС-21, тогда у нас были технологии, но материалы мы закупали. За два года мы создали свои материалы, произвели и испытали крыло. Потом, в 2022 году ввели тотальные санкции и на все импортные комплектующие для МС-21, теперь они недоступны. Однако в России уже создан свой авиадвигатель ПД-14, полностью свое «черное крыло» и все основные компоненты для МС-21 у нас есть», – говорит  главный редактор портала Авиа.ру.

Китай отстает на десятилетия

Но впереди еще много проблем, теперь надо разработать сопутствующие компоненты для производства самолетов. Для проекта МС-21 разработчиками всех систем являются российские компании, но им вначале разрешили использовать импортные комплектующие. Так, например, концерн КРЭТ разработал авионику МС-21, но в ее производстве использовали примерно половину импортных деталей.

В этой связи Гусаров напомнил о серии тендеров на разработку микроэлектроники, которые в мае объявил Минпромторг.

Эксперт считает, что если тендеры объявили, это значит, что у производителей уже есть готовые наработки, которые они могут предоставить на конкурс или адаптировать под его условия.

В России микроэлектроника производится в основном под оборонные цели для космоса и авиации, но это несколько другие компоненты, к ним предъявляются очень высокие требования, производство мелкосерийное, потому они дорогие, но они в России есть, объясняет Гусаров. Например, в двигателе ПД-14 стоит блок управления - и там все отечественное с очень жесткой системой приемки.

«Чтобы перенести технологии на гражданскую сферу, надо удешевлять производство, расширять его серийность. При этом для гражданских самолетов требования очень высокие, так как ракета летает один раз, а самолет должен летать 20 лет. В этой области на фоне санкций у России нет помощников, Китаю до этих технологий еще далеко, в авиации они отстают от России на десятилетия», – полагает Гусаров.

Нерешенные проблемы

Другая проблема с  МС-21 – незавершенность сертификации самолета с двигателями ПД-14, напомнил основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

«Это [сертификация], по словам Дениса Мантурова, тогда еще министра промышленности и торговли, должно произойти до конца текущего года. Ту-214 в принципе готов к производству, но как выяснилось, часть компонентов также нужно импортозамещать, в частности, аварийно-спасательное оборудование. Но в целом Ту-214 ближе всего к серийному производству, потому что он уже сертифицирован, под него уже начали готовить экипажи и бортинженеров», - говорит он.

Главная же проблема авиаотрасли – нехватка персонала, которую невозможно решить быстро, а подготовка кадров займет минимум 10 лет, полагает Шатилин.

«Если вы сейчас какого-то школьника привлекли в кружок авиамоделирования, то ему нужно закончить школу, поступить в профильный вуз, закончить его, пройти практику на предприятии – то есть только лет через десять от него будет какая-то польза. То есть если сейчас 2024 год, то эти люди появятся на производстве не ранее 2034 года, а почти тысячу самолетов надо произвести к 2030 году», – заключил он.

Дальний Восток и Кавказ – в приоритете

Отдельно в проект программу развития авиапромышленности записано в качестве приоритета создание конкурентоспособной авиационной промышленности на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Сейчас на Дальнем Востоке авиационная промышленность представлена в 4-х субъектах РФ (Хабаровский край, Приморский край, Забайкальский край и Республика Бурятия). На Северном Кавказе в 2-х субъектах РФ (Дагестан и Карачаево-Черкесия) работают 4 авиационных завода.

Программы говорит о необходимости:

- обеспечить полной загрузкой авиационные предприятия Дальнего Востока и Северного Кавказа,

- модернизировать эти заводы с помощью субсидий;

- продвигать на внутренние и внешние рынки продукцию, произведенную предприятиями авиационной промышленности на территориях Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов



Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer