Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции


1 июля 2024 года Андрей Коршунов, Известия


На будущей Российской орбитальной станции начнут применять беспилотные летательные аппараты. Они смогут помогать космонавтам, а также выполнять функции инспекторов, проводить эксперименты и следить за состоянием приборов во время отсутствия экипажа. Разработкой устройств в инициативном порядке занимаются в РКК «Энергия», где в качестве одного из этапов опытно-конструкторских работ провели профильный конкурс среди молодежных инженерных команд. Подробнее о том, что будут делать роботы на орбите, читайте в эксклюзивном материале «Известий».

Чем будут заниматься беспилотники на орбите

На новой Российской национальной орбитальной станции планируют применять роботизированные дроны. Они должны будут помогать космонавтам проводить эксперименты, заменять их во время отсутствия на РОС и следить за техническим состоянием «космического дома».

Разработкой таких летательных аппаратов в инициативном порядке занимаются сотрудники РКК «Энергия». Для развития и поддержки данного направления на предприятии организовали открытый конкурс инженерных команд. В нем приняли участие коллективы из Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Королева.

— В рамках общей концепции РОС сформированы запросы на технологии, которые, возможно, будут востребованы при реализации проекта. Одна из них — это дроны-помощники на станции.

Пока эта конструкторская задача поставлена в общих чертах, без конкретизации их функций, — рассказал «Известиям» куратор конкурса, руководитель Центра развития технологий и инноваций РКК «Энергия» Павел Красноперов.

Как объяснил специалист, предполагается, что в будущем на РОС роботизированные БПЛА возьмут на себя часть вспомогательных функций, что снизит нагрузку на членов экипажа и избавит их от выполнения рутинных обязанностей.

В частности, беспилотники смогут следить за показаниями приборов и контролировать ход научных экспериментов, инспектировать состояние станции и выявлять возможные дефекты в конструкции. Помимо этого, дроны будут способны ассистировать космонавтам во время подготовки и проведения научных экспериментов, производя замеры и снимая исследуемые объекты с разных ракурсов.

Куратор конкурса отметил, что разрабатываемые аппараты не рассчитаны на работу в открытом космосе, поскольку для этого придется значительно усложнить их конструкцию. Это связано с необходимостью защиты технических систем от низких температур, солнечной радиации и других экстремальных космических факторов.

Требования к разработчикам

В целом в зависимости от предполагаемого функционала аппараты могут быть оборудованы разным набором инструментов. В том числе роборуками, динамическими подвесами и другими устройствами. Также может варьироваться комплекс бортовых приборов. Например, датчиками и анализаторами для изучения климата станции, монитором и динамиком — для выполнения роли искусственного собеседника, фильтрами — для очистки «космического дома» от пыли и других микрочастиц.

Однако аппарат не должен быть большим, но его вес будет определять конструкция, исходя из функциональных задач. Также космические условия определили еще ряд специфических требований.

— Принцип движения объекта в условиях микрогравитации таков, что для совершения маневра двигатели должны сначала дать мгновенный импульс на движение, а затем остановить объект таким же, но противоположным по направлению импульсом.

То есть в космосе двигателям не приходится преодолевать силу притяжения Земли, поэтому они могут быть менее мощными и более энергоэффективными, но при этом им нужно постоянно обеспечивать не только перемещение дрона, но и его стабилизацию в пространстве, что требует наличия у аппарата большего количества двигателей, способных обеспечивать его перемещение во всех плоскостях, — сообщил Павел Красноперов.

Он добавил, что для обеспечения безопасности космонавтов и сохранности оборудования на борту РОС должны быть предусмотрены решения, которые исключат возможность повреждения беспилотником приборов или нанесения травм членам экипажа. Поэтому все подвижные элементы конструкции аппарата должны быть защищены, а также предусмотрена активная система поддержания дистанции от экипажа и окружающих объектов.

Также серьезные требования предъявляются к системам управления беспилотниками. Например, они должны работать и в автоматическом, и в управляемом режимах. Причем оператором дрона может быть как космонавт на борту РОС, так и сотрудник Центра управления полетами на Земле. В перспективе предполагается, что БПЛА оснастят программными комплексами с алгоритмами искусственного интеллекта.

Конкурс инженерных команд

Конкурс по разработке беспилотников проходил в течение трех дней. За это время команды спроектировали и изготовили аппараты в соответствии с указанными требованиями. Причем в распоряжении участников были только 3D-принтеры и наборы готовых комплектующих, таких как микросхемы, электродвигатели, винтомоторные группы и тому подобные компоненты.

— Перед участниками конкурса не ставилась цель создать готовое изделие, что невозможно за такие сжатые сроки. Однако важно было, чтобы они раскрыли свой творческий потенциал и сформировали видение решения задачи, — объяснил Павел Красноперов.

В результате определили три лучших проекта. В дальнейшем работы по ним продолжат в составе акселератора РКК «Энергия».

— Если РОС будет работать в режиме посещаемой станции, как планировали, то беспилотники станут актуальны, поскольку при отсутствии экипажа могут возникать ситуации, которые требуют оперативной реакции.

Дроны способны справиться с такой задачей. Также они оправданны при проведении экспериментов, опасных для здоровья космонавтов. Например, в периоды повышенного радиационного фона, связанные со вспышками на Солнце, — прокомментировал «Известиям» разработку инженеров эксперт космонавтики Андрей Ионин.

Однако, добавил он, если на РОС экипаж будет присутствовать постоянно, то целесообразность дронов-помощников сомнительна, поскольку их функции можно заменить другим менее сложным и более адаптированным к условиям станции оборудованием.

Вместе с тем, отметил эксперт, кроме летающих аппаратов, разработчики могут предложить и другие конфигурации беспилотников. Например, устройства, которые передвигаются по стенам или на рельсе. Возможно, такие конструкции будут более эффективны и безопасны для экипажа и бортового оборудования.

Зарубежный опыт

Специалист по космическим аппаратам и руководитель отдела развития компании «Образование будущего» Илья Овчинников рассказал, что американские астронавты с 2006 года испытывали на борту на МКС дроны проекта Sphere («Сферы»). Эта система из трех аппаратов с 18 гранями, массой 4 кг и диаметром 21 см.

Для перемещения внутри станции они использовали реактивные мини-двигатели с холодным углекислым газом и ультразвуковые маяки для ориентации. Беспилотники могли выполнять операции по отдельности и в составе роя.

В 2019 году им на смену пришли три дрона кубической формы проекта Astrobee («Астропчелы»). Ширина их граней — чуть более 30 см. Эти роботы оснащены рукой-манипулятором, которая позволяет им брать предметы, помогая астронавтам, и хвататься за поручни для экономии энергии.

По мнению Ильи Овчинникова, несмотря на то что БПЛА применяются внутри космической станции, их испытания могут, помимо прочего, означать отработку действий спутников-инспекторов или спутников-шпионов на орбите.

— Дроны станут более востребованы в дальних космических экспедициях. Например, на орбитах Луны или Марса и других небесных тел, которые будут длительное время проходить в опасных для человека условиях, — поделился мнением исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров.

Он пояснил, что на РОС условия не такие сложные. Поэтому там будет возможность хорошо отработать применение таких устройств для решения дальнейших более амбициозных задач по освоению Солнечной системы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов



Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer