Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей


5 августа 2024 года 74.RU


За первую половину 2024 года стоимость авиабилетов эконом-класса выросла, по данным Росстата, на 30%. Власти задумались над более жестким регулированием рынка. Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендовал правительству ввести для авиабилетов ценовой потолок в 20% от себестоимости и узаконить 50-процентную скидку детям от 2 до 12 лет. Разбираем, насколько реальна реализация подобных инициатив и как на самом деле это скажется на доступности перелетов.

«Недовольство вызывает игнорирование скидок»

Участники совещания в Совете Федерации предложили разработать единую методику расчета себестоимости полетов. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на письмо руководителя комитета по экономической политике Совета Федерации Андрея Кутепова, адресованное вице-премьеру Виталию Савельеву.

Сейчас часть авиабилетов с ранним сроком приобретения продается ниже себестоимости, а непосредственно перед вылетом — выше себестоимости. Но такая схема, по словам участников совещания, может противоречить постановлению правительства № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы», в котором уровень рентабельности на авиаперевозки пассажиров установлен в размере 20% к себестоимости.

Потолок цены — законодательно устанавливаемая максимальная цена на товар или услугу с целью защиты потребителей при развитии инфляции.

— Обоснованное недовольство граждан вызывает и фактическое игнорирование авиакомпаниями норм о предоставлении 50-процентной скидки на перевозку детей от 2 до 12 лет, — говорится в письме сенаторов.

В итоге сенаторы рекомендовали правительству принять меры по повышению доступности воздушных перевозок. Среди них — предоставление скидок детям, запрет на аннулирование оплаченного билета из нескольких полетных сегментов при пропуске одного из них, систематизация аэропортовых сборов и расширение льготных программ.

— Сейчас важно понять, насколько восстановилась пострадавшая из‑за санкций отрасль авиаперевозок, то есть насколько наши авиакомпании смогли восстановить пассажиропоток. Другие актуальные вопросы — какие механизмы ценообразования применяют компании отрасли, как и кем эти механизмы контролируются, — отметил на совещании первый заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын.

— А также какие меры государственной поддержки доступности авиаперелетов сохраняются, а какие отменены, и насколько эффективны оставшиеся меры для наших авиакомпаний.

За 6 месяцев этого года перелеты эконом-классом на внутрироссийских рейсах подорожали, по данным Росстата, в среднем на 31%. При этом средняя стоимость полета по России эконом-классом в расчете на тысячу километров пути составила 7363 рубля.

«Избавимся от дорогих билетов, но потеряем дешевые»

Власти в очередной раз взялись за регулирование ценообразования в авиационной отрасли. Эксперты связали это с пиком отпускного сезона, когда все кинулись за билетами, а остались последние и дорогие.

— Билеты действительно дорожают. Это обусловлено в первую очередь тем, что растет себестоимость авиаперевозки. Элементарно посмотрите на уровень инфляции в стране. Почему Центробанк все время поднимает ставку? Чтобы остановить инфляцию, но никак не можем. Соответственно, как минимум, на уровне инфляции цены уже должны вырасти. Во-вторых, дорожает топливо. Недавно на Петербургской бирже установлен исторический рекорд стоимости авиакеросина. Конечно, это сказывается на себестоимости, — отметил редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Авиакомпании продают билеты заранее, на будущие периоды. Они пытаются спрогнозировать, какой будет цена на керосин в день полета. Поэтому в стоимость билета всегда закладываются риски роста цен на топливо. А теперь давайте еще зафиксируем 20%. От чего считать эти проценты? Как авиакомпания может в мае просчитать себестоимость перевозки в августе? Да никак.

"Мы не знаем, что будет с ценами через месяц, не говоря уже про полгода", — Роман Гусаров, редактор портала «Авиа.ру».

По словам эксперта, не раз бывало, что авиакомпании рассчитывали заработать летом, в высокий сезон, но подскакивала цена керосина, а это примерно 25−30% от стоимости авиабилета. В итоге перевозчики в убытке, а вся прибыль авиакомпаний доставалась нефтяникам.

Несмотря на рост цен, спрос на авиаперелеты продолжает увеличиваться. В прошлом году авиакомпании перевезли на 10 миллионов пассажиров больше. За первое полугодие объемы перевозок, по данным Росавиации, выросли ещё на 7,6%.

— Динамическое ценообразование позволяет продавать большую часть билетов по умеренным или низким тарифам и какую-то часть по высоким тарифам. Когда авиакомпании начинают продажи за 3−4 месяца до вылета, они готовы реализовать первые билеты без прибыли. Потому что им нужна гарантированная загрузка. А прибыль получают за счет дорогих билетов, которые покупают в последний момент, — объяснил Роман Гусаров. — Если ограничить верхнюю планку, то тогда и дешевых билетов не станет. Авиакомпании сразу поставят цену дороже. То есть мы избавим общество от дорогих билетов, но потеряем дешевые. На мой взгляд, это неправильно.

Не зря во всех странах используют именно динамическое ценообразование — в зависимости от спроса и предложения. В конце концов, это рынок, добавил эксперт.

«Владельцам авиакомпаний захочется продать бизнес»
 

Эксперты скептично оценили желание законодателей зарегулировать авиаотрасль.

— Барьер в 20% от себестоимости при формировании цены авиабилетов — мысль интересная. Сегодня можно положить деньги в банк под 19–20% и вообще ни о чём не беспокоиться: ни о самолётах, ни о персонале, ни о сенаторах... Если реализовать это предложение, частным инвесторам — владельцам авиакомпаний — захочется просто продать свой бизнес. Это будет самым рациональным решением, — иронизирует исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Рентабельность авиакомпаний по выручке гораздо ниже 20%, напомнил эксперт.

— Если ограничить возможность авиаперевозчиков зарабатывать на тех, кто готов платить, авиакомпании поднимут нижнюю планку тарифов. А это значит, что вход на борт самолёта окажется недоступен для тех, чьи финансовые возможности ограничены, — объяснил Олег Пантелеев. — Наконец, мы знаем, к чему приводят такие подходы: достаточно вспомнить СССР с его очередями и кассиршами с коронной фразой «билетов нет».

В то же время эксперт поддержал инициативу о предоставлении скидки на авиабилеты для детей от 2 до 12 лет, но с учетом нюансов. Некоторые авиакомпании и так предлагают скидки или особые условия для отдельных категорий пассажиров — это элемент конкурентной борьбы. К тому же государство реализует нацпроект «Демография», запускает нацпроект «Семья». Поэтому логично включить эту меру поддержки в периметр нацпроектов, чтобы авиакомпании получали компенсацию из бюджета за перевозку детей по сниженным тарифам.

Что касается запрета на аннулирование неиспользованных сегментов — решение давно обсуждаемое, добавил эксперт.

— Для авиакомпаний это, очевидно, недополученная выручка. Если перевозчик лишается этих средств, он попытается взять их с пассажира по-другому — повысив цены на билеты для всех, — отметил Олег Пантелеев.

Кто должен платить за ценовую доступность авиаперелётов? По словам экспертов, на этот вопрос может быть три ответа:

  • пассажир и грузоотправитель;
  • налогоплательщик;
  • владелец авиакомпании.

"Оптимальный сценарий — когда за полёты платит тот, кто летит, а не все налогоплательщики сразу", — Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт».

— Если владелец авиакомпании — частник, он не сможет быть планово-убыточным, он просто закроет бизнес. Если компания государственная, если она может получать государственную поддержку — это значит, что за всё платит налогоплательщик, — отметил Олег Пантелеев.

Конечно, есть исключения, которые касаются социальных обязательств, которые государство приняло на себя. Тут расходы принимают на себя бюджеты разных уровней: федеральный, региональные и муниципальные.

В целом сейчас складывается ситуация, когда авиакомпаниям нужно всё больше и больше средств тратить на поддержание лётной годности, а вскоре грядёт масштабное обновление флота. Это не лучшее время для того, чтобы пытаться «обжать» авиаперевозчиков по доходам, резюмировали эксперты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer