Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам


12 сентября 2024 года Маргарита Грошева, РБК


В ходе приемной кампании вузы открыли новые и увеличили набор на имеющиеся программы по беспилотникам. Сейчас специалисты востребованы в военной сфере, но в будущем спрос увеличится в гражданских секторах, уверены эксперты

На какие программы по беспилотникам набирали студентов

В Московском физико-техническом институте в этом году открыли новое направление под названием «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Оно дополнило существующую программу «Авиационные технологии». В сумме на эти две образовательные программы зачислены 36 студентов, сообщил РБК заместитель руководителя Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ Алексей Рудометкин.

14 абитуриентов поступили по общему конкурсу, восемь воспользовались правом поступить без вступительных испытаний, шесть человек поступили на целевые места, еще восемь приняли на платной основе. Абитуриенты поступали по общему набору, а распределяться будут уже в процессе обучения.

«Первоначально планировалось набрать 28 человек, но, увидев неподдельный интерес и мотивацию со стороны ребят, приемная комиссия рекомендовала к зачислению большее количество человек», — отметил Рудометкин. По его словам, поступающие на программы БАС и авиационных технологий продемонстрировали очень высокий уровень подготовки и желание стать частью быстроразвивающейся отрасли.

В прошлом году только на программу «Авиационные технологии» в вуз зачислили 14 человек. Такой рост числа зачисленных с учетом увеличения проходных баллов, по мнению Рудометкина, наглядно показывает повышение интереса к авиации, беспилотным технологиям и к инженерным специальностям в целом.

В Передовой инженерной школе МФТИ также есть образовательные программы бакалавриата «Радиолокационные технологии» и «Программная инженерия», которые тоже связаны с беспилотной тематикой. «Так как любой летательный аппарат летает не в вакууме, он должен видеть, что происходит вокруг, и без радиолокаторов это невозможно», — пояснил Рудометкин. В 2024 году на обе эти программы приняты 44 человека.

Новые программы базового высшего образования (так называется первая ступень обучения в рамках реформы образования) запустил и Томский государственный университет. На «Программное и аппаратное обеспечение беспилотных авиационных систем» приняли, как и планировалось, 20 человек, еще 30 студентов поступили на новое направление «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами». Всех этих студентов приняли по общему конкурсу на бюджет, уточнил РБК заместитель декана факультета инновационных технологий ТГУ Дмитрий Шашев.

К 2030 году в России должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров (НПЦ) для разработки и выпуска дронов в регионах. Работа по созданию таких центров ведется в рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Томская область стала одним из пилотных регионов по созданию сети аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров для разработки и выпуска дронов в регионах к 2030 году. В регионе такой центр должен заработать уже в 2024 году.

В Московском авиационном институте (МАИ) с 2023 года запущены три направления подготовки в рамках специализированного высшего образования: «Проектирование БАС», «Моделирование и оптимизация в БАС», «Обработка данных полезных нагрузок БАС». В этом году в совокупности на эти направления вуз принял 48 человек, трое из них — на платной основе, сообщили РБК в пресс-службе института. В прошлом году на программы поступили 30 студентов.

В Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) на программы по беспилотным авиационным системам приняли 67 человек, следует из приказов, опубликованных на сайте вуза. Как подсчитал РБК, большинство из них (54 человека) поступили на бюджет, на платное — шесть человек. По отдельной квоте, предусмотренной для участников военной операции и их детей, зачислили пять человек, в рамках особой квоты для инвалидов и на целевое обучение поступили по одному человеку. К тому же среди поступивших есть три иностранца.

В Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), согласно данным на сайте, на две программы, касающиеся беспилотных авиационных систем, в общей сложности поступили 73 студента, из них 49 — на бюджет.

В Московском государственном университете им. Н.Э. Баумана нет отдельного бакалавриата по беспилотным авиационным системам, уточнил РБК ответственный секретарь приемной комиссии Иван Сидельников. При этом сейчас в вузе есть восемь программ, студенты которых в той или иной степени могут быть причастны к разработке БАС в части разработки систем управления, баллистики летательных аппаратов, разработки двигателей, разработки электронной компонентной базы, программного обеспечения, конструкций, а также в части применения композитных материалов.

«Мы перечислили только основные, наиболее тесно связанные. Так, конечно, причастных направлений намного больше», — пояснил Сидельников. В общей сложности на эти программы в 2024 году в рамках бюджета поступили 848 человек, еще 100 — на платное обучение.

В 2024 году стартовал национальный проект по развитию беспилотной авиации в России до 2030 года. Президент Владимир Путин поручил создать систему обучения кадров для развития этой отрасли.

Министр образования и науки Валерий Фальков в июне сообщал, что обучающие программы по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в гражданских специальностях разрабатываются в 70 вузах. В 2024 учебном году некоторые университеты уже внедрили новые программы бакалавриата по конструированию и управлению беспилотниками.

Где еще готовят специалистов по беспилотникам

Помимо программ бакалавриата вузы давно обучают специалистов БАС в рамках курсов, программ магистратуры или переквалификации.

К примеру, Удмуртский государственный университет и МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с компанией ZALA, которая производит беспилотные системы, открыли специализированные направления в магистратуре.

В ТГУ помимо только запустившегося бакалавриата есть программы магистратуры для специалистов по беспилотникам, а также программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Отдельные курсы по беспилотным авиационным системам с сентября также запустил университет «Иннополис».

Кроме того, в Министерстве просвещения в апреле этого года сообщали, что в 523 школах откроются специализированные кружки, а в 30 колледжах — центры практической подготовки для обучения управлению беспилотниками. В проекте участвуют 30 регионов. «Полная готовность программы должна быть обеспечена с 1 сентября, когда учащиеся начнут следующий учебный год», — заявлял Андрей Белоусов, бывший тогда первым заместителем председателя правительства (с мая — министр обороны).

Где нужны специалисты по беспилотникам

В общий национальный проект по беспилотным авиационным системам, который стартовал в 2024 году, в том числе входит федеральный проект по подготовке кадров для БАС. Согласно планам к 2030 году число специалистов в сфере беспилотников в России должно вырасти до 1 млн человек.

Кадров действительно сейчас не хватает, отметил в разговоре с РБК руководитель компании «Аэрокон», специализирующейся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов разного назначения, эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Эдуард Багдасарян. При этом, по его словам, основной недостаток специалистов сейчас именно в военной области.

«Проблемы возникают у компаний, которые активно занимаются выпуском беспилотников для армии и осуществляют массовый серийный выпуск. И разработчики этих компаний, и производственные подразделения нуждаются в квалифицированных специалистах: сборщиках, наладчиках, программистах, электронщиках, слесарях, электриках», — рассказал Багдасарян.

В то же время при описании учебных программ на сайтах вузов обычно указывают перспективные гражданские направления применения беспилотников. К примеру, в описании бакалавриата МФТИ указано, что «уже сегодня с помощью БАС: доставляют грузы, ведут метеонаблюдение, ищут пропавших людей, наблюдают за использованием природных ресурсов, обрабатывают поля», но никак не упомянуто применение дронов в военных целях.

На странице факультета беспилотных технологий университета «Синергия» среди мест трудоустройства указаны ведущие российские вендоры и интеграторы, технопарки, крупнейшие промышленные предприятия НИОКР.

Самые востребованные области применения беспилотников, по словам директора Центра беспилотных авиационных систем университета «Иннополис» Дмитрия Девитта, те, которые ранее уже сталкивались с беспилотниками в решении своих бизнес-задач: энергетический сектор и аграрный. В целом также фиксируется огромный интерес по решению вопросов мониторинга во многих областях, сказал он РБК.

Какой уровень зарплат

В течение 2024 года на сервисе по поиску работы hh.ru опубликовали 451 вакансию с упоминанием беспилотной авиации в названии или функционале, сообщили РБК в пресс-службе сервиса. Лидерами по спросу на специалистов по БАС являются отрасли электроники и приборостроения (порядка 100 вакансий в 2024 году), информационных технологий (более 80 вакансий), автобизнес (74), госсектор (42), образовательные учреждения (30). По данным сервиса, диапазон предлагаемых зарплат достаточно широкий — от 70 тыс. до 290 тыс. руб. При этом в основном предлагают доход от 90 тыс. до 125 тыс. руб.

В основном кадры готовят сами компании, потому что у любой компании своя техника и специфические программы, есть особенности использования, применения каждого вида беспилотников, говорит Багдасарян. Поэтому у конкретной фирмы, которая производит комплексы, есть свои обучающие программы.

Багдасарян положительно оценивает внедрение специализированных программ по беспилотникам на этапе бакалавриата. «Человек, получивший образование в области беспилотных авиационных систем, получает классическое серьезное образование с хорошей перспективой. Техника будет развиваться, ее нужно будет эксплуатировать, нужны будут специалисты», — считает эксперт.

По словам Багдасаряна, Россия пока отстает в создании высоких технологий в области авиации, робототехники, беспилотных систем. Инвестиции очень незначительны, в основном инвестирует государство, и в военные технологии, в то время как во всем мире развивается применение дронов в гражданских сферах. Военная операция действительно послужила импульсом в развитии инженерной сферы, в том числе и области беспилотных авиационных систем, но после ее окончания российский рынок технологий БАС будет расти, и специалисты будут востребованы, считает Багдасарян.

Рынок получил огромное ускорение за счет нацпроекта и понимания необходимости развития этой области со стороны государства, отметил Девитт. «Сейчас активный спрос исходит от крупных и подведомственных компаний, для работы с которыми требуются довольно серьезные финансовые затраты. С упрощением регуляции и правовой нагрузки бизнес постепенно начнет повсеместное внедрение технологий», — уверен он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer