Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс


23 сентября 2024 года Мария Недюк, Известия


Космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб, а также астронавт Трейси Дайсон вернулись на Землю на борту корабля «Союз МС-25», который приземлился юго-восточнее казахстанского города Жезказгана. Россияне пробыли в космосе 374 суток, что стало самым длительным полетом по программе МКС. Рекорд имеет большое значение для подготовки к длительным межпланетным миссиям, например, к экспедициям на Марс, рассказали эксперты. Причем полученные в результате эксперимента данные будут необходимы всей мировой отрасли, в том числе и Илону Маску, так как у SpaceX нет необходимого опыта столь длительного пребывания человека в космосе. Как работа на орбите связана с перспективой межпланетных полетов — в материале «Известий».

Космонавты-рекордсмены вернулись на Землю

Рекорд Олега Кононенко и Николая Чуба имеет важное значение для космонавтики, особенно для подготовки к длительным межпланетным миссиям, например, к экспедициям на Марс, рассказал «Известиям» эксперты. Чем дольше человек находится в космосе, тем важнее понять, как такие факторы, как микрогравитация, радиация и изоляция, воздействуют на здоровье, физическую форму, когнитивные функции и психику, рассказал «Известиям» эксперт по пилотируемой космонавтике, автор Telegram-канала «Космодайвер» Николас Оксман.

— Долгосрочные экспедиции, как эта, помогают улучшить методы профилактики потери мышечной массы, плотности костей и других физиологических проблем, возникающих при длительном пребывании в условиях невесомости. Космонавты, проводящие много времени на станции, имеют возможность испытать различные системы жизнеобеспечения, управления ресурсами и автономных технологий, что будет критически важно для дальних миссий, где связь с Землей будет более ограниченной, — отметил эксперт.

Космонавты и астронавт Трейси Дайсон вернулись со станции на борту корабля «Союз МС-25», который приземлился юго-восточнее казахстанского города Жезказгана. 23 сентября, в 11:36 мск корабль отстыковался от Международной космической станции. Он отделился от российского узлового модуля «Причал». Посадка состоялась в 14:59.

По словам врача по авиационной и космической медицине Института медико-биологических проблем РАН Арслана Ниязов, основная сложность в столь долгих экспедициях для организма космонавтов заключается в длительном действии невесомости.

— Космонавты испытывают перегрузки только во время старта и посадки вне зависимости от длительности полета. А вот во время самого полета организм, напротив, ощущает недостаточность нагрузки. Например, Олег Кононенко в общей сложности провел на орбите более 1 тыс. дней. Ориентировочно будущая экспедиция на Марс продлится около 500 дней. То есть превышение практически вдвое. Поэтому такие длительные полеты действительно дают возможность лучше изучить влияние космоса на организм, — сказал Арслан Ниязов «Известиям».

По возвращении космонавтов на Землю будут проведены медицинские исследования, направленные на изучение изменений в сердечно-сосудистой системе, мышцах, костях и других органах после почти годового пребывания на МКС.

Зачем нужны космические рекорды

Основная задача пилотируемой космонавтики в целом — научиться жить и работать в космосе, рассказал «Известиям» эксперт отрасли Дмитрий Струговец.

— Постепенно шаг за шагом от одного витка полета Юрия Гагарина, через суточный полет Германа Титова, через 437 суток полета Валерия Полякова (по длительности он остается рекордным до сих пор), мы дошли до суммарного пребывания человека вне Земли в течение 1111 суток (хоть и в течение пяти полетов Олега Кононенко). Что такое 1 тыс. суток в космосе? Это два полета на Марс и обратно. То есть физическое состояние Олега Кононенко, грубо говоря, можно сравнить с человеком, который бы совершил две такие экспедиции, — подчеркнул эксперт.

При этом в реальности при путешествиях к другим планетам к факторам космического полета, которые воздействуют на человека, добавится еще космическая и солнечная радиация. По словам Дмитрия Струговца, согласно текущим требованиям к космонавтам, сейчас она лимитурется возможностью совершения за карьеру только одного длительного полета. И нашим космонавтам удалось доказать, что человек может существовать в условиях микрогравитации полтора года — как с перерывами, так и без них.

Практическая ценность длительных полетов на орбите не высока, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Из всех космических миссий, которые сейчас готовятся, сопоставимо долго продлится только экспедиция на Марс, но до реализации этого проекта еще очень далеко.

— Для экспедиции на Марс важно изучать не просто эффект нулевой гравитации, но те воздействия, которые будут в ходе полета. Например, радиацию. Но эксперименты на МКС не дают достаточной почвы, так как радиационный фон по дороге на Марс будет совсем другой. Остается надежда на РОС (Российская орбитальная станция. — «Известия»). Ее запуск планируется на полярной орбите. И там космонавты частично будут находится вне защиты радиационного поля Земли, — сказал он.

Илон Маск ранее объявил, что его первые ракеты отправятся на Марс в ближайшие годы, а если все пойдет нормально, то за ними полетят первые экспедиции, подчеркнул Дмитрий Струговец. Однако, по мнению эксперта, эти планы не будут реализованы так быстро. Помимо несовершенства технологий, Маску не хватает второй половины для комплексной реализации программы — опыта существования человека в космосе.

— Собственно, ради этого США в свое время пошли на сотрудничество с Россией и реализовали проект МКС, учились у нас, многое у нас переняли, а по некоторым направлениям и превзошли учителей. Но если брать ситуацию в целом, то может в технологиях ракетостроения наши «партнеры» нас и обошли, но в опыте жизни в космосе мы еще твердо удерживаем первые позиции, — сказал эксперт.

Эта экспедиция на МКС, действительно, особенная и в первую очередь потому, что она проходит на фоне весьма скандальной ситуации с Starliner компании Boeing, подчеркнул исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Александр Родин. Американский многоразовый пилотируемый аппарат оказался технически не готовым к обратному полету с людьми на борту и в итоге астронавты остаются на МКС без точной даты возвращения на Землю. Аппарат вернулся на Землю в беспилотном режиме, и к его работе были очень серьезные замечания.

На данный момент на МКС продолжил полет экипаж 72-й длительной экспедиции — космонавты Роскосмоса Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Александр Гребенкин, астронавты NASA Дональд Петтит, Мэттью Доминик, Майкл Барратт, Джанетт Эппс, Барри Уилмор и Сунита Уильямс.

Справка «Известий»

Олег Кононенко и Николай Чуб пробыли в космосе 374 суток, что стало самым длительным полетом по программе МКС. Впереди них теперь только соотечественники Валерий Поляков и Сергей Авдеев, которые провели на орбите, соответственно, 438 суток в 1994–1995 годах и 380 суток в 1998–1999-х, совершая полеты на станции «Мир». Трейси Дайсон пробыла в космосе 184 сутки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer