Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс


23 сентября 2024 года Мария Недюк, Известия


Космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб, а также астронавт Трейси Дайсон вернулись на Землю на борту корабля «Союз МС-25», который приземлился юго-восточнее казахстанского города Жезказгана. Россияне пробыли в космосе 374 суток, что стало самым длительным полетом по программе МКС. Рекорд имеет большое значение для подготовки к длительным межпланетным миссиям, например, к экспедициям на Марс, рассказали эксперты. Причем полученные в результате эксперимента данные будут необходимы всей мировой отрасли, в том числе и Илону Маску, так как у SpaceX нет необходимого опыта столь длительного пребывания человека в космосе. Как работа на орбите связана с перспективой межпланетных полетов — в материале «Известий».

Космонавты-рекордсмены вернулись на Землю

Рекорд Олега Кононенко и Николая Чуба имеет важное значение для космонавтики, особенно для подготовки к длительным межпланетным миссиям, например, к экспедициям на Марс, рассказал «Известиям» эксперты. Чем дольше человек находится в космосе, тем важнее понять, как такие факторы, как микрогравитация, радиация и изоляция, воздействуют на здоровье, физическую форму, когнитивные функции и психику, рассказал «Известиям» эксперт по пилотируемой космонавтике, автор Telegram-канала «Космодайвер» Николас Оксман.

— Долгосрочные экспедиции, как эта, помогают улучшить методы профилактики потери мышечной массы, плотности костей и других физиологических проблем, возникающих при длительном пребывании в условиях невесомости. Космонавты, проводящие много времени на станции, имеют возможность испытать различные системы жизнеобеспечения, управления ресурсами и автономных технологий, что будет критически важно для дальних миссий, где связь с Землей будет более ограниченной, — отметил эксперт.

Космонавты и астронавт Трейси Дайсон вернулись со станции на борту корабля «Союз МС-25», который приземлился юго-восточнее казахстанского города Жезказгана. 23 сентября, в 11:36 мск корабль отстыковался от Международной космической станции. Он отделился от российского узлового модуля «Причал». Посадка состоялась в 14:59.

По словам врача по авиационной и космической медицине Института медико-биологических проблем РАН Арслана Ниязов, основная сложность в столь долгих экспедициях для организма космонавтов заключается в длительном действии невесомости.

— Космонавты испытывают перегрузки только во время старта и посадки вне зависимости от длительности полета. А вот во время самого полета организм, напротив, ощущает недостаточность нагрузки. Например, Олег Кононенко в общей сложности провел на орбите более 1 тыс. дней. Ориентировочно будущая экспедиция на Марс продлится около 500 дней. То есть превышение практически вдвое. Поэтому такие длительные полеты действительно дают возможность лучше изучить влияние космоса на организм, — сказал Арслан Ниязов «Известиям».

По возвращении космонавтов на Землю будут проведены медицинские исследования, направленные на изучение изменений в сердечно-сосудистой системе, мышцах, костях и других органах после почти годового пребывания на МКС.

Зачем нужны космические рекорды

Основная задача пилотируемой космонавтики в целом — научиться жить и работать в космосе, рассказал «Известиям» эксперт отрасли Дмитрий Струговец.

— Постепенно шаг за шагом от одного витка полета Юрия Гагарина, через суточный полет Германа Титова, через 437 суток полета Валерия Полякова (по длительности он остается рекордным до сих пор), мы дошли до суммарного пребывания человека вне Земли в течение 1111 суток (хоть и в течение пяти полетов Олега Кононенко). Что такое 1 тыс. суток в космосе? Это два полета на Марс и обратно. То есть физическое состояние Олега Кононенко, грубо говоря, можно сравнить с человеком, который бы совершил две такие экспедиции, — подчеркнул эксперт.

При этом в реальности при путешествиях к другим планетам к факторам космического полета, которые воздействуют на человека, добавится еще космическая и солнечная радиация. По словам Дмитрия Струговца, согласно текущим требованиям к космонавтам, сейчас она лимитурется возможностью совершения за карьеру только одного длительного полета. И нашим космонавтам удалось доказать, что человек может существовать в условиях микрогравитации полтора года — как с перерывами, так и без них.

Практическая ценность длительных полетов на орбите не высока, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Из всех космических миссий, которые сейчас готовятся, сопоставимо долго продлится только экспедиция на Марс, но до реализации этого проекта еще очень далеко.

— Для экспедиции на Марс важно изучать не просто эффект нулевой гравитации, но те воздействия, которые будут в ходе полета. Например, радиацию. Но эксперименты на МКС не дают достаточной почвы, так как радиационный фон по дороге на Марс будет совсем другой. Остается надежда на РОС (Российская орбитальная станция. — «Известия»). Ее запуск планируется на полярной орбите. И там космонавты частично будут находится вне защиты радиационного поля Земли, — сказал он.

Илон Маск ранее объявил, что его первые ракеты отправятся на Марс в ближайшие годы, а если все пойдет нормально, то за ними полетят первые экспедиции, подчеркнул Дмитрий Струговец. Однако, по мнению эксперта, эти планы не будут реализованы так быстро. Помимо несовершенства технологий, Маску не хватает второй половины для комплексной реализации программы — опыта существования человека в космосе.

— Собственно, ради этого США в свое время пошли на сотрудничество с Россией и реализовали проект МКС, учились у нас, многое у нас переняли, а по некоторым направлениям и превзошли учителей. Но если брать ситуацию в целом, то может в технологиях ракетостроения наши «партнеры» нас и обошли, но в опыте жизни в космосе мы еще твердо удерживаем первые позиции, — сказал эксперт.

Эта экспедиция на МКС, действительно, особенная и в первую очередь потому, что она проходит на фоне весьма скандальной ситуации с Starliner компании Boeing, подчеркнул исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Александр Родин. Американский многоразовый пилотируемый аппарат оказался технически не готовым к обратному полету с людьми на борту и в итоге астронавты остаются на МКС без точной даты возвращения на Землю. Аппарат вернулся на Землю в беспилотном режиме, и к его работе были очень серьезные замечания.

На данный момент на МКС продолжил полет экипаж 72-й длительной экспедиции — космонавты Роскосмоса Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Александр Гребенкин, астронавты NASA Дональд Петтит, Мэттью Доминик, Майкл Барратт, Джанетт Эппс, Барри Уилмор и Сунита Уильямс.

Справка «Известий»

Олег Кононенко и Николай Чуб пробыли в космосе 374 суток, что стало самым длительным полетом по программе МКС. Впереди них теперь только соотечественники Валерий Поляков и Сергей Авдеев, которые провели на орбите, соответственно, 438 суток в 1994–1995 годах и 380 суток в 1998–1999-х, совершая полеты на станции «Мир». Трейси Дайсон пробыла в космосе 184 сутки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения



Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer