Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летное бремя


23 сентября 2024 года Михаил Миронюк, Известия


Доцент ВШЭ Михаил Миронюк — о том, к чему приведет масштабный кризис в корпорации «Боинг»

Третья неделя сентября 2024 года выдалась богатой на события (правда, преимущественно в форме происшествий) в разных регионах мира. Новости о том, что у гиганта американской аэрокосмической отрасли (и гражданской, и военной части ее части) — корпорации «Боинг» проблемы с собственными работниками, состоящими в профсоюзе Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической отрасли, потерялись на фоне наводнения: в Центральной и Восточной Европе, взрывающихся электронных средств связи в Ливане накануне приближающейся годовщины очередной войны в Газе, появления все новых признаков очередной Ливанской войны, неожиданно более существенного снижения ставки Федеральной резервной системы в США.

Сама забастовка более 33 тыс. работников последовала вскоре после относительно успешного завершения злоключений первого пилотируемого полета многоразового транспортного космического корабля «CST-100 Starliner» от «Боинг». Корабль приземлился, но без экипажа, который застрял на МКС почти на восемь месяцев, вероятно до февраля 2025 года (вместо предполагавшихся изначально восьми дней).

Как гласит народная мудрость, беда не приходит одна. В этот раз за забастовкой, о которой профсоюз объявил в пятницу 13 сентября, в понедельник, 16 сентября, последовало заявление руководства корпорации о том, что оно отправляет в неоплачиваемый отпуск десятки тысяч работников, прекращает прием новых сотрудников и принимает другие меры для стабилизации финансового состояния. Как результат, приостанавливается выпуск самых востребованных самолетов семейства «737 MAX», хотя и другие модели тоже пострадают, за исключением «787 Dreamliner».

Кстати, в неделю «Боинг» производил 25 «737 MAX», а в планах к концу года было увеличить это число до 38. Последний раз забастовка, инициированная профсоюзом, была в 2008 году и продолжалась почти два месяца.

В общем, ничего хорошего для корпорации более чем с вековой историей — долги подбираются к $60 млрд, а стоимость акции в этом году упала на 40%. К этому можно добавить «смещение вправо» программы разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального Boeing 777X, который предполагалось сертифицировать еще пять лет назад, проблемы с качеством семейства «737 MAX».

Впрочем, всё это не повод для хотя и искреннего, но сомнительного с моральной, и особенно с практической точки зрения злорадства. Новых боингов и эйрбасов российским авиакомпаниям в обозримом будущем не видать — остается обходить всевозможные ограничения. Впрочем, даже опытным иранцам удается приобретать только подержанные самолеты, так что обход санкций в сфере гражданской авиации, когда на кону жизни, проблематичен.

Тем временем беда, которая не приходит одна, была почти неизбежна. И у нее два главных источника, имеющих отношение к политике и экономике.

Популярное объяснение случившихся «бед» — за точку отсчета берут слияние корпорации с ее американским конкурентом, концерном «Макдоннелл Дуглас», у которого после поражения в конкурсе на новый истребитель следующего поколения для американских ВВС и на фоне скромного модельного ряда перспективы стали совсем не многообещающие. И хотя формально это «Боинг» приобрел конкурента, а не наоборот, руководство корпорации окончательно сделало ставку на максимизацию прибыли в интересах акционеров, причем именно такая модель была характерна для поглощенного конкурента.

Кстати, в этой логике были совершены приобретения еще нескольких компаний-конкурентов по аэрокосмической отрасли, производственные мощности которой оказались избыточными после окончания холодной войны, а конкуренция снижала заработки на фоне уменьшения военных заказов. Лидерство на конкурентном рынке преходяще, и к началу 2000-х вызов в лице европейского конкурента «Эйрбас» стал настолько серьезной угрозой, что уже «Боинг» периодически выступал в роли догоняющего. Затраты на разработку новых моделей росли, расходы выходили из-под контроля, традиционных заказчиков уже не устраивали устаревающие модели, проигрывавшие всё более привлекательным по эксплуатационным расходам, топливной эффективности и ценам самолетам «Эйрбас», сделавшим ставку на увеличение доли рынка (даже в ущерб прибыли). И в ответ на «Airbus 320neo», о разработке которого было объявлено в 2010 году и число заказов на который практически сразу побили все самые смелые ожидания, «Боинг» ответил не новым самолетом, а по сути очередной модернизаций семейства «737» с приставкой «MAX».

Нехватка времени на фоне успехов главного конкурента (первый полет в 2014 году и первая поставка серийного самолета заказчику в 2016-м), ограничения возрастной конструкции, под которую во всем мире была создана экосистема из обученных и привычных пилотов, аэродромной инфраструктуры, стремление сэкономить средства и огромный лоббистский потенциал (самолет был сертифицирован так, что в 2020 году для получения разрешения снова летать его пришлось сертифицировать заново) позволили поднять четвертое поколение самого массового реактивного пассажирского самолета в истории в воздух уже в 2017 году, но итог — две катастрофы, почти двухлетний запрет на полеты, а затем лихорадочное наращивание производства в ущерб качеству и всё новые авиапроисшествия.

Нет, забастовка 2024 года и прочие напасти, которые еще могут случиться до конца года, не добьют «Боинг». Корпорация слишком большая, чтобы упасть. Власти США и с работниками помогут договориться, и на грешки (и грехи) закроют глаза, забыв о декларируемых принципах свободного рынка, честной конкуренции.

Перед вами не только и не столько история про ужасы современного американского капитализма. Принцип «прибыль превыше всего» (или «интересы акционеров превыше всего») зафиксирован в модных учебниках, его проповедуют модные коучи и нас в этом настойчиво убеждали много лет. Но он ведет к обману, к большим издержкам, подрывает доверие, восстановление которого дорого. Но это также история о том, как тяжело вернуть утраченные компетенции, долю рынка, репутацию, когда твои собственные коллеги по работе перестают верить в общее дело.

Автор — доцент департамента политики и управления НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer