Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения


22 сентября 2024 года Дмитрий Корнев, Известия


Китай приступил к испытаниям палубного истребителя пятого поколения для вооружения строящихся авианосцев. Это один из ряда амбициозных проектов, реализуемых в этой стране. Как развиваются программы строительства новейших самолетов в КНР — в материале «Известий».

Китай создает новый палубный истребитель для авианосцев

Китайский военный летчик в эфире национального телевидения сообщил, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приступила к испытаниям палубного истребителя нового поколения. При этом в репортаже не было показано кадров непосредственно испытаний или нового летательного аппарата, но, предположительно, речь идет о самолете J-31 (или J-35) — модификации двухдвигательного истребителя пятого поколения FC-31, совершившего первый полет в 2012 году.

Зачем Китаю палубный самолет пятого поколения? Страна ведет амбициозную программу строительства океанского авианосного флота. Сегодня в ВМС КНР уже есть два действующих авианосца — «Ляонин» и «Шаньдун». При этом «Ляонин» — это перестроенный советский авианосец «Варяг», купленный Китаем в 1998 году. Третий авианосец «Фуцзянь» был спущен на воду в 2022 году, сейчас проходит испытания и будет передан флоту в 2025-м. Этот корабль уже оснащен электромагнитными катапультами. И далее — в строительстве у Китая еще и атомный авианосец совершенно нового проекта, на котором программа строительства подобных кораблей, скорее всего, не остановится. Сейчас для вооружения авианосцев Китай использует палубный истребитель J-15, созданный на базе российского Су-33. Но очевидно, что он планирует перевооружить на самолеты пятого поколения не только свои ВВС, но и авианосные силы.

Первый китайский самолет пятого поколения

Одним из наиболее известных проектов китайских самолетов пятого поколения и, собственно, китайским «первенцем» является многоцелевой истребитель Chengdu J-20. С момента его первого полета в 2011 году он привлекал к себе значительное внимание военных экспертов и энтузиастов авиации по всему миру. Этот самолет Китай относит к пятому поколению, несмотря на некоторые формальные отличия: например, на самолете используется двигатель с российскими корнями, который явно создавался для самолетов предыдущих генераций. Но J-20 стал четвертым поднявшимся в воздух самолетом нового поколения в мире — после американских F-22 Raptor, F-35 Lightning II и российского Су-57.

Как и другие самолеты пятого поколения, J-20 разработан с упором на технологии снижения радиолокационной заметности. Использование радиопоглощающих материалов, внутренних отсеков для вооружения и специальные формы внешних обводов самолета помогают минимизировать отражение радиолокационных волн. J-20 оснащен современной авионикой, включая радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), который позволяет обнаруживать и сопровождать множество целей на больших расстояниях. Вооружение включает в себя ракеты класса «воздух – воздух» и «воздух – земля» с возможностью использования широкой номенклатуры вооружений «воздух – земля». На J-20 использованы российские двигатели, но Китай стремится к тому, чтобы оснастить самолет собственными перспективными двигателями, которые находятся в разработке.

После завершения испытаний, начиная с декабря 2016 года, J-20 поступают в состав полков ВВС НОАК. Строятся самолеты высокими темпами, и сейчас, вероятно, в составе ВВС уже около 200 J-20. Т.е. китайский «рэптор», скорее всего, уже сравнялся числом со своим американским «коллегой».

Каковы перспективы Китая в сфере создания новейших самолетов

Но J-20 относится к тяжелым истребителям, а Китай сделал ставку сразу на несколько вариантов самолетов пятого поколения. И на год позже J-20 первый полет совершил более компактный и выполненный по классической аэродинамической схеме Shenyang FC-31. Изначально на самолете использовались российские двигатели, но в дальнейшем на те образцы, которые проходят испытания, устанавливаются китайские WS-13. Самолет проходит испытания и, помимо того, что стал прототипом для нового палубного истребителя также, видимо, планируется к поставкам на экспорт. И на мировом рынке самолет позиционируется как менее дорогой конкурент американского F-35. В таком качестве он явно будет иметь серьезный потенциал для поставок на экспорт. Тем более что китайский самолет оснащен двумя двигателями в отличие от заокеанского F-35. А это означает большую надежность при меньшей стоимости — то есть является уникальным преимуществом.

На базе второго китайского истребителя пятого поколения была создана новая машина — вариант для базирования на авианосцах. В 2021 году первый полет совершил прототип нового истребителя, который создан на базе FC-31 и который получил неофициальное обозначение J-35. На палубном самолете появилось приспособление для запуска катапультой и модернизирован планер — крыло сделано складывающимся. Есть и другие незначительные изменения в конструкции, но основное осталось таким же, как в FC-31: два двигателя, новейшая авионика, закрытый отсек для вооружения. И сейчас именно этот самолет вышел на программу полноценных испытаний. И вполне может быть, что в эту программу войдут и полеты с третьего китайского авианосца «Фуцзянь», который оборудован катапультами (два первых китайских авианосца аналогично российскому «Адмиралу Кузнецову» катапульт не имеют, взлет происходит при помощи трамплина).

Таким образом сегодня Китай становится одним из лидеров в создании и производстве истребителей пятого поколения в мире. Да, у китайских машин пока используются менее совершенные двигатели, чем на американских или российских аналогичных самолетах. Но в остальном эти самолеты соответствуют всем критериям, которые сегодня предъявляются к самой современной авиационной технике. А индустриальные возможности Китая, конечно, впечатляют — нет никаких сомнений, что после завершения испытаний новый палубный самолет получат все новые авианосцы ВМС НОАК.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer