Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения


27 сентября 2024 года Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова, РБК


«Роскосмос» обсуждает план переподчинения госкорпорации оператора спутников «Космическая связь», говорят источники РБК. Эксперты не видят логики в передаче управления оператором, которое сейчас осуществляет Минцифры

О том, что в «Роскосмосе» обсуждается инициатива перевода управления ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) от Минцифры к госкорпорации, РБК рассказал источник на рынке космической связи.

Источник РБК, близкий к госкорпорации «Роскосмос», подтвердил, что вопрос обсуждается «пока на уровне разговоров», решения правительства по этой инициативе, по его словам, нет.

«Сейчас «Роскосмос» реализует проекты по развитию всех видов телекоммуникационных систем спутниковой связи — низкоорбитальных, среднеорбитальных, геостационарных, — а также высокоэллиптическую систему «Экспресс-РВ». Интеграция операторской деятельности под единственным в стране заказчиком систем на геостационарной орбите является логичной и позволит оптимизировать и конкретизировать пул решаемых государством задач в области спутниковой связи», — объяснил собеседник РБК на рынке космической связи. Он также оговорился, что в то же время «есть желание различных операторов обособиться вне зависимости от того, есть ли у них возможности по поддержанию и развитию систем спутниковой связи».

Представитель «Роскосмоса» отказался от комментариев.

РБК направил запрос в правительство и Минцифры.

Глава ГПКС Алексей Волин отказался от комментариев.

По словам собеседника РБК на рынке спутниковой связи, одной из первых предпосылок для проработки инициативы переподчинения ГПКС стала передача финансирования создания спутниковой группировки «Экспресс-РВ» (должна обеспечить связью полярные регионы России) от Минцифры в «Роскосмос» в 2022 году. Этот проект вошел в реализуемую «Роскосмосом» федеральную программу «Сфера», в рамках которой создается несколько спутниковых группировок гражданского назначения, в том числе «Марафон IoT» — для обеспечения доступа в интернет разным устройствам и «Скиф» — для предоставления услуг спутникового интернета обычным абонентам.

Главный редактор Comnews Леонид Коник отметил, что ГПКС до 2021 года находилась в ведении Федерального агентства связи (Россвязь), еще один госоператор, спутниковая система «Гонец», контролировался «Роскосмосом», а остальные орбитальные группировки и проекты «жили сами по себе». После того как Россвязь прекратила существование, ее функции перешли к Минцифры. «Роскосмос», в свою очередь, в марте этого года наделил спутниковую систему «Гонец» полномочиями оператора всех новых орбитальных группировок, входящих в программу «Сфера». Он стал госструктурой, которая управляет основными спутниковыми проектами в России. Но и Минцифры активно продвигает низкоорбитальный спутниковый проект «Рассвет» частной компании «Бюро 1440», указал Коник. Он также напомнил, что Минцифры договорилось о выделении прямого федерального финансирования для «Бюро 1440» в объеме 116 млрд руб., тогда как «Роскосмос» испытывает недостаток финансирования и «вынужденно ополовинил количественный состав группировок «Марафон IoT» и «Скиф».

По мнению Коника, «двоевластие в отрасли космических коммуникаций нужно прекратить в пользу Минцифры», поскольку именно оно отвечает за сети связи. «Роскосмос» в большей степени является производственным холдингом: входящие в него полсотни предприятий выпускают ракеты, космические аппараты, приборы и модули. За «Роскосмосом» разумно оставить создание ракетно-космической техники и оказание пусковых услуг», — считает главред Comnews.

Руководитель спутникового оператора AltegroSky Сергей Пехтерев также не видит логики в объединении «Роскосмоса» и ГПКС: «Производители оборудования, в данном случае спутников, и связисты, которые его эксплуатируют, — это совершенно разные бизнесы. Сейчас «Роскосмос» вынужден строить те спутники, которые соответствуют параметрам и характеристикам, которые нужны связистам, но если ГПКС будет внутри «Роскосмоса», есть мнение, что связисты будут получать те спутники, которые госкорпорации проще создать».

В ближайшие годы ГПКС нужно будет серьезно обновить группировку: из-за завершения срока службы нужно будет заменить восемь из 12 спутников до 2030 года. Исходя из сроков проектирования и создания спутников, работу нужно начать в ближайшее время. Осенью прошлого года в презентации министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева указывалась стоимость обновления группировки ГПКС до 2030 года в размере 80,1 млрд руб.

Что такое ГПКС

В 1968 году приказом Минсвязи СССР была создана Станция космической связи, которая со временем стала госпредприятием «Космическая связь» (ГПКС) — оператором российской орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения. В апреле 2001 года получило статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Ныне выступает оператором спутниковой группировки из 12 геостационарных спутников, которые используются для телерадиовещания, непосредственного спутникового вещания, передачи ТВ-репортажей, президентской и правительственной связи, широкополосной передачи данных и доступа в интернет, магистральных каналов связи, связи на морских судах и других подвижных объектах. Считается крупнейшим спутниковым оператором в России и входит в десятку крупнейших операторов мира по объему орбитально-частотного ресурса. Предоставляет услуги связи и вещания клиентам из 58 стран.

Выручка ФГУП в 2023 году составила 14 млрд руб., говорил Волин в интервью информационной группе Comnews. Доля дохода от международного бизнеса составляла, по его словам, около 50%. Другие финансовые показатели не раскрываются. В 2021 году (последние доступные данные) выручка ГПКС составила 12 млрд руб., чистая прибыль — 4,7 млрд руб., следует из данных Rusprofile.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров



Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer