Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения


27 сентября 2024 года Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова, РБК


«Роскосмос» обсуждает план переподчинения госкорпорации оператора спутников «Космическая связь», говорят источники РБК. Эксперты не видят логики в передаче управления оператором, которое сейчас осуществляет Минцифры

О том, что в «Роскосмосе» обсуждается инициатива перевода управления ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) от Минцифры к госкорпорации, РБК рассказал источник на рынке космической связи.

Источник РБК, близкий к госкорпорации «Роскосмос», подтвердил, что вопрос обсуждается «пока на уровне разговоров», решения правительства по этой инициативе, по его словам, нет.

«Сейчас «Роскосмос» реализует проекты по развитию всех видов телекоммуникационных систем спутниковой связи — низкоорбитальных, среднеорбитальных, геостационарных, — а также высокоэллиптическую систему «Экспресс-РВ». Интеграция операторской деятельности под единственным в стране заказчиком систем на геостационарной орбите является логичной и позволит оптимизировать и конкретизировать пул решаемых государством задач в области спутниковой связи», — объяснил собеседник РБК на рынке космической связи. Он также оговорился, что в то же время «есть желание различных операторов обособиться вне зависимости от того, есть ли у них возможности по поддержанию и развитию систем спутниковой связи».

Представитель «Роскосмоса» отказался от комментариев.

РБК направил запрос в правительство и Минцифры.

Глава ГПКС Алексей Волин отказался от комментариев.

По словам собеседника РБК на рынке спутниковой связи, одной из первых предпосылок для проработки инициативы переподчинения ГПКС стала передача финансирования создания спутниковой группировки «Экспресс-РВ» (должна обеспечить связью полярные регионы России) от Минцифры в «Роскосмос» в 2022 году. Этот проект вошел в реализуемую «Роскосмосом» федеральную программу «Сфера», в рамках которой создается несколько спутниковых группировок гражданского назначения, в том числе «Марафон IoT» — для обеспечения доступа в интернет разным устройствам и «Скиф» — для предоставления услуг спутникового интернета обычным абонентам.

Главный редактор Comnews Леонид Коник отметил, что ГПКС до 2021 года находилась в ведении Федерального агентства связи (Россвязь), еще один госоператор, спутниковая система «Гонец», контролировался «Роскосмосом», а остальные орбитальные группировки и проекты «жили сами по себе». После того как Россвязь прекратила существование, ее функции перешли к Минцифры. «Роскосмос», в свою очередь, в марте этого года наделил спутниковую систему «Гонец» полномочиями оператора всех новых орбитальных группировок, входящих в программу «Сфера». Он стал госструктурой, которая управляет основными спутниковыми проектами в России. Но и Минцифры активно продвигает низкоорбитальный спутниковый проект «Рассвет» частной компании «Бюро 1440», указал Коник. Он также напомнил, что Минцифры договорилось о выделении прямого федерального финансирования для «Бюро 1440» в объеме 116 млрд руб., тогда как «Роскосмос» испытывает недостаток финансирования и «вынужденно ополовинил количественный состав группировок «Марафон IoT» и «Скиф».

По мнению Коника, «двоевластие в отрасли космических коммуникаций нужно прекратить в пользу Минцифры», поскольку именно оно отвечает за сети связи. «Роскосмос» в большей степени является производственным холдингом: входящие в него полсотни предприятий выпускают ракеты, космические аппараты, приборы и модули. За «Роскосмосом» разумно оставить создание ракетно-космической техники и оказание пусковых услуг», — считает главред Comnews.

Руководитель спутникового оператора AltegroSky Сергей Пехтерев также не видит логики в объединении «Роскосмоса» и ГПКС: «Производители оборудования, в данном случае спутников, и связисты, которые его эксплуатируют, — это совершенно разные бизнесы. Сейчас «Роскосмос» вынужден строить те спутники, которые соответствуют параметрам и характеристикам, которые нужны связистам, но если ГПКС будет внутри «Роскосмоса», есть мнение, что связисты будут получать те спутники, которые госкорпорации проще создать».

В ближайшие годы ГПКС нужно будет серьезно обновить группировку: из-за завершения срока службы нужно будет заменить восемь из 12 спутников до 2030 года. Исходя из сроков проектирования и создания спутников, работу нужно начать в ближайшее время. Осенью прошлого года в презентации министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева указывалась стоимость обновления группировки ГПКС до 2030 года в размере 80,1 млрд руб.

Что такое ГПКС

В 1968 году приказом Минсвязи СССР была создана Станция космической связи, которая со временем стала госпредприятием «Космическая связь» (ГПКС) — оператором российской орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения. В апреле 2001 года получило статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Ныне выступает оператором спутниковой группировки из 12 геостационарных спутников, которые используются для телерадиовещания, непосредственного спутникового вещания, передачи ТВ-репортажей, президентской и правительственной связи, широкополосной передачи данных и доступа в интернет, магистральных каналов связи, связи на морских судах и других подвижных объектах. Считается крупнейшим спутниковым оператором в России и входит в десятку крупнейших операторов мира по объему орбитально-частотного ресурса. Предоставляет услуги связи и вещания клиентам из 58 стран.

Выручка ФГУП в 2023 году составила 14 млрд руб., говорил Волин в интервью информационной группе Comnews. Доля дохода от международного бизнеса составляла, по его словам, около 50%. Другие финансовые показатели не раскрываются. В 2021 году (последние доступные данные) выручка ГПКС составила 12 млрд руб., чистая прибыль — 4,7 млрд руб., следует из данных Rusprofile.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer