Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет


3 сентября 2024 года Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева, Известия


Правительство РФ одобрило поправки в законодательство, которые обязывают собственников космических объектов регистрировать их в «Роскосмосе». Владельцы будут сообщать в госкорпорацию функциональные характеристики и техническое состояние устройств. Главным образом новая мера необходима для получения актуальных сведений о коммерческих аппаратах на орбите, которых с развитием технологий становится все больше, пояснили авторы законопроекта. По мнению экспертов, принятие правил поможет лучше систематизировать космическую деятельность и избавит ее участников от лишних административных барьеров. Однако представители бизнеса подчеркивают, что дополнительные обязательства для частных компаний могут нанести определенный вред отрасли.

Регистрация космических объектов

Собственников космических объектов обяжут передавать данные о них в «Роскосмос». Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства РФ, законопроект, подготовленный в госкорпорации, 3 сентября одобрила комиссия по законопроектной деятельности. Правило будет касаться российских граждан и организаций — владельцев «объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории РФ или иностранного государства», а также уже запущенных в РФ либо за рубежом, но зарегистрированных в нашей стране. Требование также должны будут выполнять юридические лица, которым собственник передал права на эксплуатацию объектов на орбите. Сообщать нужно будет необходимую информацию, в том числе «функциональные характеристики и техническое состояние», говорится в документе.

Новые обязанности возлагаются на собственников в связи с необходимостью актуальных сведений о планируемых к запуску и функционирующих в настоящее время на орбите коммерческих космических объектах, поясняется в законопроекте. Изменения будут внесены в федеральные законы «О космической деятельности» и «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Как пояснили «Известиям» в «Роскосмосе», сейчас законами не предусмотрена обязанность собственников космических объектов предоставлять о них информацию. В результате органы регулирования не видят полной картины по всей российской орбитальной группировке в актуальном состоянии. Необходимость данных в том числе обусловлена обеспечением безопасности и суверенитета страны в сложившейся ситуации, говорится в ответе организации.

Данные об объектах «Роскосмосу» необходимы для того, чтобы госкорпорация, в свою очередь, предоставила их в международные организации. Это требуется, чтобы обеспечить безопасное совместное использование околоземного пространства и исключить, например, столкновения спутников друг с другом и другие инциденты, пояснил «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Прежде негосударственных владельцев космических объектов в нашей стране не существовало. Поэтому и необходимости в таких требованиях тоже не было. Но сейчас, по мере появления частных спутников и развития корпоративных орбитальных группировок, поправки стали актуальны, — сказал он.

Изменения в законодательстве будут способствовать систематизации регулирования деятельности частных субъектов, отметила специалист по международному и частному космическому праву Мариам Юзбашян. По ее словам, будут приняты положения, без которых представители частной космонавтики сталкивались бы со множеством административных барьеров.

— У России есть обязательства по регистрации космических объектов. Государство несет ответственность за всю национальную деятельность отрасли. А также за возможный ущерб, причиненный спутниками или кораблями, в том числе теми, что находятся в собственности или в пользовании частных субъектов. И в отношении которых Россия является «запускающим государством», — сказала она.

Дальнейшие уточнения этой деятельности, как в интересах государства, так и частного сектора, подчеркнула юрист.

Регулирование космической отрасли

По словам главы венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимира Белого, перед тем, как вводить новые требования, нужно четко понимать, как они будут регламентироваться.

— Относительно инициативы возникает много вопросов. Например, что будет, если собственник не станет выполнять эту норму, или запуск будет реализован за границей? Не понятно почему и зачем в таком случае владельцы космических объектов должны кого-то уведомлять.Такие моменты необходимо прорабатывать с экспертами и участниками из частной космической сферы, и понимать, зачем они нужны. Любые запреты мешают рынку, — сказал он.

Подобные решения всегда нужно взвешивать как еще один дополнительный фактор риска. Он может привести к регрессии и заблокировать развитие направления. Вводить их нужно осторожно, чтобы они помогали отрасли, а не мешали, подчеркнул эксперт.

Сегодня производство малых спутников таких, как, например, кубсаты, стало доступным для небольших команд, которых становится все больше. За такими аппаратами нужен учет. Космическая отрасль в нашей стране активно поддерживается государством, поэтому оно вправе устанавливать правила игры в этой сфере, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

— Даже небольшие объекты, летящие на высокой скорости по орбите, могут представлять угрозу в случае столкновения с другими спутниками. У России есть система, которая следит за космическим мусором. Учет нужен в том числе и для нее, — сказал он.

«Роскосмос» и частные компании делают обще дело, поэтому им следует работать согласовано, резюмировал специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer