Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет


3 сентября 2024 года Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева, Известия


Правительство РФ одобрило поправки в законодательство, которые обязывают собственников космических объектов регистрировать их в «Роскосмосе». Владельцы будут сообщать в госкорпорацию функциональные характеристики и техническое состояние устройств. Главным образом новая мера необходима для получения актуальных сведений о коммерческих аппаратах на орбите, которых с развитием технологий становится все больше, пояснили авторы законопроекта. По мнению экспертов, принятие правил поможет лучше систематизировать космическую деятельность и избавит ее участников от лишних административных барьеров. Однако представители бизнеса подчеркивают, что дополнительные обязательства для частных компаний могут нанести определенный вред отрасли.

Регистрация космических объектов

Собственников космических объектов обяжут передавать данные о них в «Роскосмос». Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства РФ, законопроект, подготовленный в госкорпорации, 3 сентября одобрила комиссия по законопроектной деятельности. Правило будет касаться российских граждан и организаций — владельцев «объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории РФ или иностранного государства», а также уже запущенных в РФ либо за рубежом, но зарегистрированных в нашей стране. Требование также должны будут выполнять юридические лица, которым собственник передал права на эксплуатацию объектов на орбите. Сообщать нужно будет необходимую информацию, в том числе «функциональные характеристики и техническое состояние», говорится в документе.

Новые обязанности возлагаются на собственников в связи с необходимостью актуальных сведений о планируемых к запуску и функционирующих в настоящее время на орбите коммерческих космических объектах, поясняется в законопроекте. Изменения будут внесены в федеральные законы «О космической деятельности» и «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Как пояснили «Известиям» в «Роскосмосе», сейчас законами не предусмотрена обязанность собственников космических объектов предоставлять о них информацию. В результате органы регулирования не видят полной картины по всей российской орбитальной группировке в актуальном состоянии. Необходимость данных в том числе обусловлена обеспечением безопасности и суверенитета страны в сложившейся ситуации, говорится в ответе организации.

Данные об объектах «Роскосмосу» необходимы для того, чтобы госкорпорация, в свою очередь, предоставила их в международные организации. Это требуется, чтобы обеспечить безопасное совместное использование околоземного пространства и исключить, например, столкновения спутников друг с другом и другие инциденты, пояснил «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Прежде негосударственных владельцев космических объектов в нашей стране не существовало. Поэтому и необходимости в таких требованиях тоже не было. Но сейчас, по мере появления частных спутников и развития корпоративных орбитальных группировок, поправки стали актуальны, — сказал он.

Изменения в законодательстве будут способствовать систематизации регулирования деятельности частных субъектов, отметила специалист по международному и частному космическому праву Мариам Юзбашян. По ее словам, будут приняты положения, без которых представители частной космонавтики сталкивались бы со множеством административных барьеров.

— У России есть обязательства по регистрации космических объектов. Государство несет ответственность за всю национальную деятельность отрасли. А также за возможный ущерб, причиненный спутниками или кораблями, в том числе теми, что находятся в собственности или в пользовании частных субъектов. И в отношении которых Россия является «запускающим государством», — сказала она.

Дальнейшие уточнения этой деятельности, как в интересах государства, так и частного сектора, подчеркнула юрист.

Регулирование космической отрасли

По словам главы венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимира Белого, перед тем, как вводить новые требования, нужно четко понимать, как они будут регламентироваться.

— Относительно инициативы возникает много вопросов. Например, что будет, если собственник не станет выполнять эту норму, или запуск будет реализован за границей? Не понятно почему и зачем в таком случае владельцы космических объектов должны кого-то уведомлять.Такие моменты необходимо прорабатывать с экспертами и участниками из частной космической сферы, и понимать, зачем они нужны. Любые запреты мешают рынку, — сказал он.

Подобные решения всегда нужно взвешивать как еще один дополнительный фактор риска. Он может привести к регрессии и заблокировать развитие направления. Вводить их нужно осторожно, чтобы они помогали отрасли, а не мешали, подчеркнул эксперт.

Сегодня производство малых спутников таких, как, например, кубсаты, стало доступным для небольших команд, которых становится все больше. За такими аппаратами нужен учет. Космическая отрасль в нашей стране активно поддерживается государством, поэтому оно вправе устанавливать правила игры в этой сфере, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

— Даже небольшие объекты, летящие на высокой скорости по орбите, могут представлять угрозу в случае столкновения с другими спутниками. У России есть система, которая следит за космическим мусором. Учет нужен в том числе и для нее, — сказал он.

«Роскосмос» и частные компании делают обще дело, поэтому им следует работать согласовано, резюмировал специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer