Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта


16 января 2025 года Михаил Захаров, ИА Регнум


Вечером 15 января в российских телеграм-каналах появилась расшифровка переговоров пилотов упавшего в декабре 2024 года вблизи казахстанского Актау самолёта «Азербайджанских авиалиний» (AZAL) с диспетчерами.

Напомним, борт, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел катастрофу в трёх километрах от Актау 25 декабря 2024 года при попытке экстренной посадки. От удара о землю Embraer развалился на две части, нос лайнера охватило пламя.

Выжили 29 человек — занимавшие места в хвосте самолёта пассажиры. Жертвами трагедии стали 38 человек. Среди находившихся на борту были 16 граждан России, смогли спастись девять из них.

Сразу после крушения лайнера AZAL появились две версии падения самолёта: столкновение со стаей птиц или взрыв кислородного баллона на борту. Не исключалось, что эти события были связаны: взрыв мог произойти из-за тряски, начавшейся после удара в воздухе.

Точные причины трагедии станут известны по результатам начатого в день катастрофы расследования. В то же время опубликованная расшифровка диалога пилотов Embraer и наземных служб уже сейчас позволяет пролить свет на детали происшествия.

Какие выводы можно сделать из появившегося текста? Во-первых, диспетчеры несколько раз предлагали экипажу совершить посадку в одном из российских аэропортов (в том числе в Махачкале), но лётчики сами решили следовать обратно в Баку, а позже запросили посадку в Актау.

«8:34:11 [Диспетчеры:] AZ 8-2-43, рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?

8:34:23 [Экипаж] Мне погоду Баку дайте».

Во-вторых, именно пилоты озвучили версии причин авиакатастрофы: столкновение самолёта с птицами и взрыв на борту газового баллона.

«Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались», — говорил один из пилотов, поясняя решение не садиться в Грозном.

При этом, несмотря на появившиеся на борту проблемы, экипаж подал сигнал бедствия лишь через час с лишним после обнаружения неполадок.

«Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А, значит, запах топлива идёт. А, пассажирам некоторым… а, значит, теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте?» — говорили лётчики.

Опубликованная расшифровка пока что не ставит точек над i в расследовании дела — нужно дождаться итоговых результатов процесса, отмечает в беседе с ИА Регнум заслуженный лётчик России Владимир Попов. Официальное изучение обстоятельств авиакатастрофы продолжается, а опубликованную информацию Попов называет промежуточной.

Однако уже очевидно, что содержание расшифровки переговоров экипажа с диспетчерами противоречит поступавшим раньше обвинениям в адрес России.

После трагедии с самолётом AZAL президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что информация о птицах и ЧП с кислородным баллоном якобы не имела оснований — по его словам, лайнер был повреждён обстрелом с земли.

«Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести», — говорил Алиев.

Президент Азербайджана также требовал от России признать вину в случившемся, привлечь к ответственности причастных к трагедии и выплатить компенсации пострадавшим.

28 декабря президент Владимир Путин позвонил Ильхаму Алиеву и принёс извинения за то, что катастрофа произошла в воздушном пространстве России. Глава государства выразил глубокие соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.

В разговоре было отмечено, что общественность будут регулярно информировать о результатах расследования, а сам процесс будет проводиться в условиях полной прозрачности.

Появившаяся расшифровка переговоров подтверждает первые версии причин аварийной ситуации, которые говорят о столкновении с птицами и чуть позже — о взрыве кислородного баллона, отмечает в беседе с ИА Регнум авиаэксперт и главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.

«То есть эти версии появились не из ниоткуда. Они были озвучены экипажем, именно поэтому были первыми и рабочими, — говорит эксперт. — Что, собственно, позже и вызвало недовольство руководства Азербайджана: якобы мы таким образом пытались увести следствие куда-то в сторону».

Гусаров подчёркивает, что никто не пытался ничего скрыть или фальсифицировать — из текста переговоров мы видим, как воспринимали пилоты ситуацию во время полёта. Экипаж, может быть, и ошибался, но именно так информировал наземные службы.

Кроме того, продолжил собеседник ИА Регнум, теперь мы видим, что пилоты пытались дважды, ещё до возникновения аварийной ситуации, совершить посадку в аэропорту Грозного, но не смогли сделать этого из-за метеоусловий, поэтому решили вернуться в Баку. И уже при наборе высоты произошла аварийная ситуация, о которой пилоты доложили на землю.

«Лететь не в Махачкалу, а в Баку, было решением экипажа, — говорит эксперт. — То есть экипаж самостоятельно принимал решения в течение всего полёта».

Также, по мнению Гусарова, стоит обратить внимание на то, что до Баку самолёт не долетел, вероятно, из-за нехватки кислорода. Скорее всего, полагает собеседник ИА Регнум, произошла разгерметизация борта, поэтому экипажу пришлось снизиться на более низкий эшелон полета, чтобы пассажиры могли дышать.

«А когда самолёт летит низко и в плотных слоях атмосферах, у него повышен расход топлива. Вероятно, на каком-то этапе экипаж понял, что до Баку топлива не хватит. Поэтому было принято решение садиться на ближайшем аэродроме, который оказался на территории Казахстана», — рассказал эксперт.

14 января министр иностранных дел России Сергей Лавров, во время посвященной итогам работы российской дипломатии в 2024 году пресс-конференции, призвал не нагнетать атмосферу неподтверждёнными заявлениями.

«Состоялась специальная встреча в Бразилии, открыли чёрные ящики, их содержимое уже дало немало интересной информации, содержание которой лишний раз убеждает, что необходимо дождаться полноценного расследования», — рассказал глава нашего внешнеполитического ведомства.

Лавров добавил, что азербайджанская сторона немедленно поддержала участие Российской Федерации в расследовании с учётом всех факторов. По его словам, российско-азербайджанские отношения являются доверительными, Москва и Баку могут решать между собой любые вопросы, в том числе международные инциденты, включая авиакатастрофу под Актау.

Глава МИД подчеркнул, что до завершения расследования не следует «нагнетать атмосферу», используя сведения, которые по большому счёту не подтверждаются информацией с чёрных ящиков самолёта.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer