Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос


23 января 2025 года Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной, Forbes


Основатель Amazon Джефф Безос потратил 25 лет, чтобы запустить свою первую ракету в космос. Его сопернику-миллиардеру Илону Маску, чтобы достичь той же цели, потребовалось всего шесть лет

На церемонии инаугурации Дональда Трампа в ротонде Капитолия, которая прошла 20 января, присутствовал узкий круг избранных лиц, включая миллиардеров Илона Маска и Джеффа Безоса. Но когда речь заходит о соперничестве в космосе, компания Blue Origin Безоса не находится в одном ряду со SpaceX Маска.

Джефф Безос заработал огромное состояние благодаря гиганту электронной коммерции Amazon. На эти деньги 25 лет назад он основал аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая 16 января 2025 года впервые провела успешный запуск своей ракеты в открытый космос. Маск основал свою компанию SpaceX на два года позже Безоса, однако ему потребовалось всего лишь шесть лет, чтобы достичь той же цели. В прошлом году SpaceX провела 133 успешных запуска ракет, на долю которых пришлось более 85% совокупной массы грузов, выведенных на орбиту по всему миру в III квартале.

Подобный результат частично связан со способом финансирования компаний: Безос взвешенно подошел к разработке ракетной технологии, вливая в компанию до недавнего времени личные средства. Маск же на старте своей деятельности имел ограниченное финансирование, из-за чего любая неудача могла стать настоящим провалом. Однако он подошел к бизнесу в классическом стиле Кремниевой долины — «делай и учись на ошибках».

«В SpaceX инженеры работают до полного выгорания. Blue Origin же предлагает своим специалистам стабильность, — говорит Калеб Квилти, аналитик компании Quilty Space. — Однако с годами стало понятно, что компания чересчур заботится о стабильности».

Согласно подсчетам управляющего партнера инвестиционной компании Space Capital Чада Андерсона, Безос вложил в Blue Origin $14,6 млрд. Маск, по имеющимся данным, выделил SpaceX $100 млн для разработки первой ракеты-носителя Falcon 1. Для финансирования он использовал средства, вырученные от продажи своих первых компаний — Zip2 (за $307 млн) и PayPal (за $1,5 млрд).

Но Маск также получил дополнительную поддержку в виде контрактов Пентагона и NASA: в 2006 году NASA выделило SpaceX $278 млн на разработку более мощной ракеты-носителя Falcon 9, которая стала «рабочей лошадкой» компании. А в 2008 году NASA заключило контракт со SpaceX на $1,6 млрд на доставку грузов на МКС в рамках программы по развитию частных космических компаний, которые, как считалось, смогут предоставлять услуги по более низкой цене. (Blue Origin также заключила контракты с NASA, но только в последние несколько лет.)

Подписание крупных государственных контрактов помогло SpaceX привлечь частных заказчиков и сторонних инвесторов: в общей сложности компания Маска привлекла не менее $9,5 млрд. Маск является владельцем 42% акций компании, стоимость которых достигла $147 млрд, поскольку инвесторы оценили стоимость SpaceX в $350 млрд на момент последней частной продажи акций в декабре. (По оценке Forbes USA, состояние Маска составляет $434 млрд, что обеспечивает ему уверенное первое место в рейтинге самых богатых людей мира. Безос занимает второе место с $239 млрд.)

Маск и Безос преследуют одну цель — дать человечеству возможность отправиться к звездам, снизив стоимость полетов благодаря многоразовым ракетам-носителям. Но если SpaceX славится своей стремительностью, то Blue Origin предпочитает более методичный подход к разработке технологий, что отражено в девизе компании — Gradatim ferociter, что в переводе с латыни означает «Отважно, шаг за шагом».

В последнее время SpaceX стремительно наращивала темп: в 2017 году компания провела 18 запусков ракеты-носителя Falcon 9, а в 2022-м количество запусков достигло 60. Запуск конкурирующей ракеты New Glenn от Blue Origin был изначально запланирован на 2020 год, однако его отложили. В 2021 году Blue Origin осуществила первый суборбитальный полет с экипажем на своей ракете New Shepard, запустив сервис по трансферу туристов в открытый космос. Однако годом ранее SpaceX также завершила подобную миссию, доставив астронавтов NASA на МКС. (Тем не менее у Безоса есть повод для гордости: в отличие от Маска, который не совершал выхода в космос ни на одной из своих ракет, он участвовал в первом полете New Shepard.)

В 2021 году Безос покинул пост гендиректора Amazon и посвятил все свое время развитию Blue Origin. По словам одного из бывших сотрудников компании, Безос был недоволен медленным темпом работы. «Он пытался внедрить огромное количество новых показателей KPI, — поделился экс-сотрудник на условиях анонимности. — Он очень расстроился, когда ничего не изменилось, и в конце концов уволил гендиректора».

Пост нового гендиректора занял Дэйв Лимп, который пришел в компанию в прошлом году из Amazon. Под его руководством Blue Origin удвоила усилия по подготовке New Glenn к первому запуску и наращиванию производства своих мощных двигателей Be-4, которые также используются в ракете Vulcan компании United Launch Alliance.

Несмотря на то что Blue Origin потребовалось 25 лет, чтобы осуществить свой первый успешный запуск ракеты в космос, компания уже создала инфраструктуру для массовых полетов в будущем. SpaceX создавала свою инфраструктуру постепенно, шаг за шагом, после первого выхода на орбиту.

Blue Origin нарастила производственные мощности в компании, которые позволят создать более 100 двигателей Be-4 в 2025 году, а также множество ракет-носителей, способных обеспечить 12 запусков в год.

Космическая отрасль с нетерпением следит за успехами Blue Origin, которая может лишить SpaceX монополии в области доставки грузов в космос. Как рассказал Forbes USA бывший сотрудник компании Blue Origin, у тяжелой ракеты-носителя New Glenn грузоподъемность примерно вдвое больше, чем у Falcon 9, а стоимость одного запуска получается значительно ниже, чем у SpaceX.

Тем не менее в SpaceX заняты тестированием своей самой крупной ракеты Starship (вторая ступень ракеты взорвалась в полете 16 января). Новый космический аппарат высотой 122 м позволит компании нарастить объемы спутниковой связи Starlink, что особенно радует инвесторов, поскольку это принесет большую прибыль, чем запуски ракет.

«Маск сразу понял, что развитие спутникового интернета принесет больше прибыли, чем космические запуски», — считает Генри.

По оценкам аналитиков Morgan Stanley, в прошлом году SpaceX получила доход в размере $14,2 млрд, из которых 65% пришлось на Starlink. По их прогнозам, в 2030 году прибыль Starlink составит $48 млрд, а также достигнет 83% от общей чистой прибыли в $16 млрд.

Бизнес-перспективы Blue Origin все еще покрыты тайной. У компании имеется большой портфель контрактов на запуск спутников для компаний, создающих конкурирующие со Starlink сети спутникового интернета, включая сеть Kuiper компании Amazon. Более того, правительство США рассматривает Blue Origin для запуска военных спутников. За последние три года компания также получила финансирование от NASA: $3,4 млрд на создание лунного посадочного модуля и $172 млн на разработку коммерческой космической станции.

Конечная цель Безоса — использовать возможности Blue Origin для создания космической экономики, в которой производство будет перенесено в открытый космос, чтобы на Земле можно было заняться восстановлением экологии. 

«Я уверен, что как предприниматель Безос имеет некое представление, как монетизировать свои решения, — поделился Генри. — Но я понятия не имею, как именно он хочет этого добиться».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer