Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной


30 января 2025 года Кирилл Комаров, Профиль


2024-й заставил обратиться к валерьянке многих аэрофобов: только за последнюю его неделю произошли крушения самолетов в Казахстане и в Южной Корее, а всего по миру за год в авиационных инцидентах погибло более 300 человек. В 2023-м число погибших на коммерческих рейсах было втрое меньше. Означает ли это, что пользоваться воздушным транспортом стало опаснее, и надо ли бояться летать, выяснял «Профиль».

Статистика ЧП

Високосный 2024 год сильно увеличил уровень беспокойства относительно безопасности авиаперевозок. 29 декабря в южнокорейском аэропорту Муан при посадке разбился Boeing-737 авиакомпании Jeju Air, погибли 179 человек. Эта произошло всего через четыре дня после крушения лайнера Embraer E-190 азербайджанской авиакомпании AZAL в районе казахстанского города Актау, когда погибли 38 человек.

И это только две крупные катастрофы. А сколько еще в мире было инцидентов, которые лишь по счастливой случайности не привели к трагедиям? Вот статистика лишь последних несколько дней прошлого года:

  • 19 декабря в Аргентине лайнер Bombardier Challenger 300 при посадке в аэропорту Сан-Фернандо выкатился за пределы полосы и врезался в здание: погибли два пилота. Пассажиров на борту не было.
  • 19 декабря в Норвегии прилетевший из Осло Boeing-737-800 авиакомпании Norwegian при посадке в Молде выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и остановился всего в нескольких метрах от воды. На борту было 165 пассажиров, пострадавших нет.
  • 22 декабря при посадке в аэропорту Белфаста ATR-72 ирландской авиакомпании Aer Lingus подломил переднюю стойку шасси. Лайнер прибыл из Эдинбурга без пассажиров, на борту были только четыре члена экипажа, они не пострадали.
  • 24 декабря Airbus A220 швейцарской авиакомпании Swiss, летевший из Бухареста в Цюрих, совершил аварийную посадку в австрийском Граце из-за задымления в салоне. 10 из 74 человек на борту потребовалась помощь медиков. 30 декабря стало известно, что в больнице умерла стюардесса с этого рейса.
  • 28 декабря Boeing-737-800 авиакомпании KLM, летавший из Осло в Амстердам, совершил аварийную посадку в норвежском Торпе из-за отказа гидравлики. Лайнер выкатился за пределы полосы и повредил двигатель. Никто из 182 человек на борту не пострадал.
  • 29 декабря турбовинтовой самолет Dash 8 авиакомпании Air Canada совершил аварийную посадку в аэропорту Галифакса (Канада) с убранной левой стойкой шасси. Среди 73 пассажиров на борту пострадавших нет.

А теперь вспомним начало прошлого года. Уже 2 января в аэропорту Токио прибывший из Саппоро Airbus A350 авиакомпании Japan Airlines прямо на взлетно-посадочной полосе столкнулся с лайнером DHC-8 береговой охраны Японии. Только по счастливой случайности и благодаря профессиональным действиям экипажа самолета японской авиакомпании никто из 367 пассажиров не пострадал: все они (и 12 членов команды) успели покинуть самолет, который после столкновения сгорел полностью. При этом в DHC-8 из шести членов экипажа выжил лишь один.

Спустя всего три дня, 5 января, в США у лайнера Boeing-737 авиакомпании Alaska Airlines в полете оторвало дверь. Самолет без части фюзеляжа смог вернулся в Портленд, никто из 177 человек на борту не пострадал. Последующее расследование показало, что дверь не была закреплена болтами.

Согласно данным агентства Aviation Safety Network, отслеживающего авиационные инциденты по всему миру, по итогам 2024-го в коммерческой авиации погибли 318 человек (помимо двух крупных катастроф в Казахстане и Южной Корее в декабре, еще одно крушение самолета произошло в августе в Бразилии: на подлете к Сан-Паулу разбился ATR-72 авиакомпании Voepass, погибли все находившиеся на борту 62 человека). По этому показателю год можно признать самым смертоносным в гражданской авиации с 2018-го.

При этом в течение 2024-го на авиационном транспорте было несколько крупных ЧП, которые хоть и обходились без жертв, но приводили к серьезным травмам у пассажиров. Например, в мае летевший из Лондона в Сингапур лайнер авиакомпании Singapore Airlines попал над Мьянмой в сильную турбулентность, травмы получили 104 пассажира. Самолет экстренно пришлось сажать в Бангкоке, где 20 человек оказались в реанимации, а один из пассажиров, 73-летний британец, позже скончался в госпитале из-за больного сердца.

«Если доехали до аэропорта – самое страшное позади»

Такое количество авиационных происшествий заставит задуматься даже убежденного авиафила: не становятся ли полеты более опасными? Ведь, например, в 2023 году на коммерческих рейсах по всему миру погибло втрое меньше людей – 109 человек, а крупная катастрофа была всего одна: в январе в Непале при посадке разбился ATR-72 местного перевозчика Yeti Airlines, погибли 68 пассажиров и четыре члена экипажа.

«Даже несмотря на произошедшие в 2024 году катастрофы, по статистике авиация остается самым безопасным видом транспорта. Как говорится, если вы уже доехали до аэропорта – самое страшное позади», – заверил «Профиль» авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

Что же касается сравнения с прошлым годом или с 2018-м, то эксперт не считает его уместным: «Почему сравнивают именно их, а не период за десять или за двадцать лет? Так можно сравнить две недели – на одной произошла катастрофа, а на другой нет, – и сделать вывод, что летать стало в бесконечное количество раз опаснее».

«Статистика, мониторинг, данные Международной ассоциации воздушного транспорта – всё говорит том, что гражданская авиация в мире с каждым годом становится безопаснее, – утверждает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. – Да, к сожалению, бывают года с авиакатастрофами, бывают периоды без жертв. Надо понимать, что стопроцентную безопасность на транспорте вы не получите никогда. По такой логике получается, что самый безопасный самолет – тот, который не летает, а самая безопасная авиакомпания – которая не сделала ни одного рейса».

Статистка действительно подтверждает растущую надежность коммерческих перевозок. Согласно исследованию Массачусетского технологического института (MIT), летать сейчас безопаснее, чем когда-либо в истории. По подсчетам ученых, основанных на статистике инцидентов к количеству авиарейсов, в период с 2018 по 2022 годы риск погибнуть во время авиаперелета составлял 1 к 13,7 млн посадок. Сравните это с показателем смертности на дорогах – 1 к 1,19 млн. И авиационный транспорт становится все более безопасным: в период 2008–2017 годов риск разбиться в самолете был 1 к 7,9 млн, а в 1968–1977 годах – 1 к 350 тыс.

Каждый инцидент уникален

Уровень безопасности на авиационном транспорте не просто неуклонно повышается, он растет в условиях роста как числа пассажиров, так и количества рейсов, говорят эксперты.

Например, самым смертоносным годом после Второй мировой войны в истории гражданской авиации считается 1972-й, когда в мире произошло более 50 авиакатастроф, в которых погибло 2313 человек. При этом общий пассажиропоток в то время составлял 700 млн человек, сейчас же мировая авиация ежегодно перевозит почти 5 млрд пассажиров.

Для сравнения: если в 2004 году в мире было совершено около 24 млн коммерческих авиарейсов, то в 2024-м это число выросло до 40 млн. Значительное снижение полетов было зафиксировано лишь в 2020 году (с 39 млн в 2019-м до 17 млн в 2020-м) из-за пандемиии коронавируса, но уже сейчас коммерческая авиация по числу рейсов превысила показатели 2019 года.

«Поэтому, если анализировать число авиационных происшествий не в абсолютных цифрах, а в зависимости от количества выполненных рейсов, то мы увидим, что число полетов ежегодно увеличивается, пассажиров становится больше, а безопасность поддерживается на должном уровне», – заверил Роман Гусаров.

В XXI веке максимальное число погибших на коммерческих рейсах было в 2014-м – 761 человек (в тот год потерпели крушение сразу два лайнера Malaysia Airlines – над Донбассом и над Индийским океаном, только в этих двух катастрофах погибло 537 человек).

«Каждая авиакатастрофа по своей сути уникальна, и искать в ней какую-то зависимость и тенденцию – бесполезное занятие», – говорит Илья Шатилин.

Более того, любой авиационный инцидент делает последующие полеты более безопасными, так как каждое ЧП тщательно расследуется, чтобы впоследствии пилоты, авиакомпании и производители самолетов получили набор рекомендаций, как избежать подобных ошибок в будущем.

Например, столкновение в воздухе двух самолетов в США над Гранд-Каньоном в 1956 году (128 погибших) привело к усовершенствованию системы управления воздушным движением. После того как в 1980 году вылетевший из Нью-Йорка в Париж Boeing-747 взорвался над Атлантикой (230 погибших), в конструкцию лайнера были внесены изменения, чтобы исключить воспламенение топлива из-за искры (согласно выводам комиссии, причиной взрыва стало воспламенение топлива вследствие замыкания проводов вне топливного бака). А после катастрофы самолета Airbus A310 «Аэрофлота» над Междуреченском в 1994 году (тогда пилот посадил своего сына за штурвал, тот случайно отключил автопилот и самолет врезался в сопку, погибли 75 человек), производитель самолетов внес изменения в документацию по Airbus A310, касающуюся работы автопилота.

Пассажиры отказываются от Boeing

Больше всего седых волос в прошлом году аэрофобам добавил один из двух крупнейших авиапроизводителей в мире – американская корпорация Boeing. Авиастроитель и так был под огнем критики и тотальным контролем проверяющих органов из-за двух катастроф своих самолетов Boeing-737 MAX в 2018 и 2019 годах. Напомним, тогда сначала в Индонезии, а спустя полгода в Эфиопии из-за некорректной работы компьютера на взлете разбились два лайнера, погибли 346 человек. А теперь у того же самолета MAX отлетает в полете дверь, которую при производстве, оказывается, не закрепили болтами.

Но даже не это оказалось самой большой проблемой Boeing. Весной бывший инженер компании Сэм Салехпур, который работал в корпорации с 2020 по 2022 год, обвинил авиапроизводителя в пренебрежении качеством в угоду финансовым показателям, особенно при производстве самолетов Boeing-787 Dreamliner. Выступая в Конгрессе США, Салехпур прямо сказал, что все это может привести к катастрофе, а когда его спросили, готов ли он отправить свою семью на Boeing-787, инженер ответил: «Прямо сейчас не стал бы».

Недовольны качеством самолетов Boeing и главы авиакомпаний. В интервью Financial Times Тим Кларк, глава одного из крупнейших перевозчиков мира – дубайской Emirates заявил, что ошибки в управлении и приоритет финансов над инженерией привели к «прогрессирующему» снижению стандартов Boeing.

«Что касается Boeing, то, учитывая две катастрофы и выпавшую дверь, проблема с качеством их самолетов – это неоспоримый факт», – замечает Роман Гусаров.

Дошло до того, что пассажиры по всему миру начали отказываться от полетов на Boeing, особенно на новейших моделях MAX, а некоторые билетные агрегаторы даже ввели опцию, благодаря которой пользователь при поиске авиабилета может сразу исключить варианты полетов на моделях 737MAX.

«Если честно, не верю, что заменили какую-то компьютерную программульку и самолет стал безопасным, – признается глава туристической компании "Тревели" Павел Неон. – Поэтому, как бы я ни любил Singapore Airlines, но в Азии, где бываю по работе, перестал пользоваться их услугами, потому что по многим направлениям они летают на 737MAX. А я не хочу летать на этих самолетах».

И тем не менее в глобальном плане отказ от лайнеров Boeing невозможен. Одно только семейство лайнеров «737», которое выпускается с 1967 года, признано самым массовым пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения, а, например, у той же Emirates примерно половина парка из 240 самолетов – это самолеты Boeing семейства 777.

«Я не считаю, что летать становится опаснее, – уточняет Неон. – Все-таки многое зависит от второстепенных факторов: погодных условий, подготовки экипажа, обслуживания самолета. Но, как мне кажется, в погоне за экономией некоторые представители индустрии зашли так далеко, что шансы попасть в инцидент выросли».

«Произошедшие за последние годы катастрофы и инциденты с самолетами Boeing вовсе не говорят о том, что теперь все их лайнеры опасны. Они по-прежнему безопасны, – подчеркивает Гусаров. – Но, к сожалению, надо признать: шансы того, что из-за халатности работников при сборке самолета был допущен какой-то дефект, возросли».

Самые безопасные авиакомпании 2025 года

В январе агентство AirlineRatings.com, специализирующееся на исследовании безопасности полетов, составило рейтинг самых безопасных авиакомпаний на 2025 год. При ранжировании эксперты учитывали широкий спектр параметров – от произошедших инцидентов до возраста самолетов и т. д.

Самым безопасным перевозчиком планеты была признана новозеландская Air New Zealand (авиакомпания также становилась самой безопасной в 2022 и 2024 годах). Следом за ней идет австралийская Qantas, а третье место поделили между собой гонконгская Cathay Pacific, дубайская Emirates и катарский перевозчик Qatar Airways. Отметим, что Emirates и Qatar Airways летают в Россию.

Среди тех авиакомпаний, самолеты которых можно встретить в российских аэропортах, в список безопасных также попали Etihad Airways (7-е место) и Turkish Airlines (12-е). Самым же заметным изменением в рейтинге по сравнению с прошлым годом стало вхождение в десятку лидеров Korean Air, а также Vietnam Airlines, которая впервые попала в топ-25. Кстати, как ожидается, вьетнамская авиакомпания скоро может возобновить полеты в Россию.

Зато, например, из топ-25 вылетели Singapore Airlines и KLM: голландцы – из-за выкатывания лайнера с полосы во время экстренной посадки в декабре в Норвегии, а сингапурцы лишились места в рейтинге из-за пострадавших во время турбулентности над Мьянмой.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета




Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer