Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?


10 октября 2025 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Путин назвал несколько причин трагедии с самолетом "Азербайджанских авиалиний" в декабре 2024 года. Почему произошла катастрофа, и за что поблагодарил президента России его азербайджанский коллега?

Встреча в Душанбе

Встреча президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева прошла в Душанбе (Таджикистан) накануне. Лидеры договорились об этой встрече, когда Алиев позвонил Путину, чтобы поздравить с днем рождения. Президенты общались больше полутора часов. В ходе встречи российский лидер, в частности, подробно проинформировал своего коллегу о причинах крушения самолета "Азербайджанских авиалиний" в декабре прошлого года.

Пассажирский Embraer 190 AZAL разбился вблизи казахстанского города Актау 25 декабря 2024 года. На борту самолета, который следовал из Баку в Грозный, находились 67 человек, 38 из них погибли. В Актау самолет направился после нескольких попыток совершить посадку в Грозном. Он потерпел крушение, не долетев до казахстанского аэропорта около 3 км.

С обсуждения ситуации с авиакатастрофой самолета азербайджанской авиакомпании президент России и начал встречу с президентом Азербайджана. Путин напомнил Алиеву, что еще в прошлом году он принес извинения за то, что трагедия произошла именно в небе России.

"Я хотел бы это все повторить, обновить, сказать, что мы, как и договаривались, оказываем всяческое содействие следствию. Следствие заканчивается. Сейчас в целом можно говорить о причинах этой трагедии", - отметил российский лидер.

Причины трагедии

Путин связал крушение самолета AZAL с несколькими обстоятельствами. Первая, по его словам, заключается в том, что в небе находился украинский беспилотник.

"Мы вели сразу три беспилотника, которые пересекли границу Российской Федерации", - рассказал президент России.

Второй причиной он назвал технические сбои самой системы ПВО России.

"Две ракеты, которые были выпущены, не поразили напрямую самолет, если бы это произошло, он рухнул бы на месте, а взорвались - может быть, это была самоликвидация - в нескольких метрах, примерно в десяти метрах", - уточнил Путин.

Российский лидер пояснил, что "поражение произошло, но главным образом, не поражающими боевыми элементами, а скорее всего, обломками самих ракет, и именно поэтому пилот и воспринял это как столкновение со стаей птиц, о чем он передал российским диспетчерам, и это все зафиксировано в так называемых "черных ящиках".

Президент России добавил, что пилоту самолета AZAL было предложено совершить посадку в Махачкале, но они приняли решение идти в аэропорт базирования, а затем - в Казахстан.

Чтобы поставить точку

Президент РФ заявил, что озвучил своему азербайджанскому коллеге сведения о крушении авиалайнера AZAL, которые ему самому стали известны только накануне, а перед самой встречей с Алиевым Путин звонил в Москву и уточнял, нет ли дополнительных деталей.

"Практически все, что мне известно, я вам рассказал", - отметил глава российского государства.

При этом он считает, что для того, чтобы окончательно поставить точку в ситуации с крушением самолета AZAL нужно время.

"Наш долг, повторяю еще раз, и мы с вами с самого начала об этом договаривались, - дать объективную оценку всего, что происходило, и выявить истинные причины. Но это требует определенного времени", - добавил Путин.

Глава российского государства также заверил, что "все, что требуется в таких трагических случаях, будет сделано с российской стороны по компенсациям, и будет дана правовая оценка действий всех должностных лиц".

За личный контроль

Президент Азербайджана в свою очередь выразил благодарность президенту России за то, что он держит под личным контролем выяснение причин крушения самолета компании AZAL.

"И как мы с вами неоднократно обменивались мнениями, а также члены наших команд постоянно в контакте. Вы лично контролируете ход следствия, и у нас не было сомнений, что оно объективно во всем разберется. Поэтому хотел бы еще раз выразить благодарность, что вы сочли нужным на нашей встрече именно осветить этот вопрос", - заявил Алиев.

Азербайджанский лидер также выразил особую благодарность своему российскому коллеге "за эту подробную информацию в связи с трагедией декабря прошлого года, когда самолет азербайджанских авиалиний потерпел катастрофу".

"Мы с вами были сразу в контакте. Как вы помните, в этот трагический день я летел на встречу в Санкт-Петербург и прямо из самолета, когда мне доложили об этом, вам позвонил, и мы выразили друг другу соболезнования. Также просил вас передать нашим коллегам, которые также участвовали в этом мероприятии, что по объективным причинам не смогу участвовать в неформальном саммите СНГ", - напомнил Алиев.

В ожидании выводов

Окончательный отчет о расследовании крушения самолета AZAL близ казахстанского Актау может быть опубликован до конца 2025 года.

"Согласно требованиям, стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, на расследование отводится один год. Соответственно, окончательный отчет по расследованию должен быть готов к декабрю текущего года", - уточнял ранее вице-министр транспорта Казахстана Талгат Ластаев.

Со своей стороны премьер-министра республики Канат Бозумбаев отмечал, что главным вопросом остается, каким образом самолет получил повреждения.

"Единственный вопрос, связанный с "АЗАЛом", я бы не хотел это политизировать, это каким образом он получил повреждения. (...) Осколки внешних объектов находились в фюзеляже, полностью были изъяты следственно-оперативной группой и направлены Генпрокуратурой на взрывотехническую и криминалистическую экспертизы. Мы ждем их завершения. (...) Мы знаем, когда борт получил повреждения, но мы не знаем, чем он их получил. Для ответа на этот вопрос нужны результаты этих экспертиз по линии правоохранительных органов", - сказал он.

По словам вице-премьера, сложно сказать, когда именно будут готовы эти экспертизы. "Такого вида вооружений, к сожалению, в Казахстане нет. Поэтому соответствующие запросы и требования направлены Генпрокуратурой в соответствующие государства", - пояснял в августе Бозумбаев.

Предварительный отчет

Министерство транспорта Казахстана 4 февраля опубликовало предварительный отчет о расследовании крушения самолета AZAL. 53-страничный отчет содержит сведения об истории полета, повреждениях воздушного судна, метеорологическую информацию, сведения об обломках и другое.

При этом в предварительном отчете не содержится информации о наличии каких-либо фактов, указывающих на столкновение воздушного судна с птицами.

В отчете говорится, что самолет Embraer 190-100 IGW, выполнявший регулярный рейс J2-8243 из Баку в Грозный, с момента начала выполнения полета на участке маршрута до Грозного находился в полностью пригодном для полетов состоянии. Эти данные о летной годности воздушного судна, включая работу его систем управления, были подтверждены с помощью данных FDR.

Оба двигателя самолета работали без технических проблем до момента аварии. Эту информацию также подтверждают данные FDR.

Согласно отчету, во время выполнения полета в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над аэропортом Грозный, самолет потерял сигналы GPS.

Из-за неблагоприятных погодных условий над Грозным самолет не смог совершить второй заход на посадку, после чего капитан принял решение вернуться в Баку. После принятия этого решения над Грозным в CVR (Cockpit Voice Recorder, бортовой речевой самописец) были зафиксированы два внешних звука с интервалом в 24 секунды. Были обнаружены многочисленные глухие и сквозные повреждения в фюзеляже. Данные повреждения были обнаружены в задней части фюзеляжа, подавляющее большинство из которых было на вертикальном и горизонтальном стабилизаторах, а также левом крыле и левом двигателе.

Обнаруженные в глухих повреждениях фюзеляжа посторонние объекты, не принадлежащие воздушному судну, были извлечены.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer