Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах


14 октября 2025 года Герман Костринский, РБК


Власти с 2026 года обяжут авиакомпании вести мониторинг выбросов CO2 и предоставлять отчеты в Минэк. Минтранс, в свою очередь, разработает методы этого мониторинга. Будут также созданы правила аккредитации сторонних верификатор

Правительство планирует в 2026 году обязать российские авиакомпании мониторить объемы потребления топлива на международных рейсах, предоставлять отчеты о выбросах углекислого газа и внедрять меры по компенсации эмиссии. Соответствующие поправки Минэкономразвития в Воздушный кодекс России и в федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» могут вступить в силу уже с 1 сентября следующего года, говорится в тексте соответствующего законопроекта, с которым ознакомился РБК. Новые правила необходимы для участия России в системе сокращения выбросов углекислого газа CORSIA (Carbon offsetting and reduction scheme for international Aviation), внедряемой Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Максим Колесников, первый замминистра экономического развития, пояснил РБК, что без адаптации правил системы CORSIA в России авиакомпании могут столкнуться с «дополнительными ограничениями». «Для участия в CORSIA вносятся изменения в 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и в Воздушный кодекс. Потребуется расширить государственный учет выбросов парниковых газов. Дополнительно нужно создать систему аккредитации верификаторов для отчетности авиакомпаний и уточнить требования к национальным климатическим проектам», — отметил он.

Что такое CORSIA
Схема CORSIA была утверждена в 2016 году Международной организацией гражданской авиации (ICAO, ИКАО). Это свод глобальных рыночных мер, направленных на сокращение выбросов СО2, основными из которых являются: покупка углеродных единиц (УЕ) для покрытия выбросов сверх базового уровня; использование топлива, отвечающего критериям устойчивости CORSIA (CORSIA Eligible Fuels — CEF).

CORSIA водится в три этапа: экспериментальный этап затрагивал 2021–2023 годы, первый (необязательный для всех членов ICAO) идет с 2024 по 2026 год. С 2027 года начнется второй этап внедрения системы, который распространится на большую часть стран — членов ICAO (занимают более 90% от всех выбросов, включая Россию), кроме малых островных развивающихся государств и развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Для российской авиационной отрасли это означает, что с 2027 года начнется обязательный учет выбросов CO2. Базовый уровень выбросов, от которого ведется расчет эмиссии страны-участника в конкретном году, с 2027-го определен как 85% от уровня выбросов 2019 года. Выплачивать штрафы за превышение базового уровня авиакомпании начнут с 2031 года, говорится в пояснительной записке Минэкономразвития.

Законопроект расширит действие закона «О выбросах парниковых газов», который обязывает вести мониторинг компании, чья эмиссия превышает 50 тыс. т углекислого газа в год. Закон в текущей версии не ограничивает эмиссию этих компаний. Поправки Минэкономразвития позволят ввести отраслевое регулирование, в частности для авиаперевозок: CORSIA распространяет требования на авиакомпании, выбрасывающие ежегодно более 10 тыс. т углекислого газа. Также система накладывает на перевозчиков дополнительные обязательства по утверждению планов мониторинга топлива, независимой оценке отчетов эксплуатантов о выбросах парниковых газов и по компенсации выбросов CO2.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что авиакомпании обязаны будут формировать отчеты об эмиссии углекислого газа и подавать их в Минэкономразвития, отвечающее за климатическую политику в стране. При этом методы мониторинга потребления топлива и правила формирования планов потребления определит Минтранс, который также определит отраслевые меры по ограничению выбросов парниковых газов.

Отчеты авиакомпаний должны будут пройти независимую оценку аккредитованной организацией-верификатором, говорится в законопроекте. Порядок и правила этой аккредитации определит правительство России.

В законопроекте также говорится, что данные требования не распространяются на рейсы с гуманитарными, медицинскими, противопожарными целями, а также выполняемые для обеспечения обороны и безопасности государства. То есть требования затронут только перевозки пассажиров компаниями гражданской авиации на международных маршрутах.

При этом предполагается сложная система расчета, при которой измеряется общий объем эмиссии авиасектора страны за последние три года. Каждая авиакомпания имеет свою долю в этом объеме, доля может снизиться, если компания применяет на международных рейсах низкоуглеродное топливо. Соответственно потребление такого топлива позволит снизить расходы перевозчика на компенсации, в случае превышения эмиссии к базовому уровню.

РБК рассказывал, что, по расчетам российского подразделения международной компании Earthood, новые требования обойдутся российским перевозчикам в 2027–2035 годах в сумму от 61 млрд до 258 млрд руб. Эти средства будут направлены на закупку экологичного, но более дорогого авиационного топлива и на штрафы за превышение лимитов по эмиссии. При этом устойчивое SAF-топливо в России сегодня не производят.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что правила CORSIA выгодны производителям самолетов нового поколения из-за сниженного уровня выбросов CO2. Он указывает, что сегодня выбросы большей части российских компаний ниже уровня 2019 года. При этом в случае превышения лимита и необходимости платить штрафы эксплуатанты переложат эти расходы на пассажиров, как единственных потребителей услуг. Эксперт добавил, что за последние годы средний тариф на авиаперевозки в Европе вырос на 20–30% из–за общей инфляции. На цены в том числе повлияло внедрение CORSIA — часть европейских перевозчиков, например Air Baltic и Wizz Air, уже применяют стандарты этой системы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer