Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии


17 октября 2025 года Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов, RTVI


Чтобы попасть на Аляску к Дональду Трампу, борт Владимира Путина просто перелетел через Берингов пролив, что в Кремле назвали «вполне логичным» путем. С Будапештом, где ожидается второй в этом году саммит глав США и России, все не так очевидно. Даже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков признал, что маршрут полета в Венгрию «пока, конечно же, непонятен». Эксперты RTVI предположили, как именно российский президент может добраться до венгерской столицы с учетом санкций, ордера МУС и вопросов безопасности.

Безопасно ли лететь

При любом раскладе борту президента России не удастся избежать захода в воздушное пространство ЕС и НАТО, где состоит и сама Венгрия.

«Многие задаются вопросом, а как президент Путин будет добираться до Будапешта, ведь Венгрия по сути находится в центре Европы, не имеет выхода к морю, окружена странами ЕС, которые включены в список «недружественных государств» по отношению к России, и контакты с ними либо совсем заморожены, либо находятся на очень низком уровне», — напомнил RTVI юрист-международник, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.

При этом, по мнению эксперта, «никакой угрозы для пролета самолета президента России над воздушным пространством Европейского союза сейчас нет».

«И в прошлом я не помню каких-либо инцидентов с самолетами первых лиц европейских государств, да и не только европейских. Есть сложившиеся традиции, правила и нормы, в том числе Чикагской конвенции (Конвенции о международной гражданской авиации. — Прим.RTVI). При всех сложностях в отношениях никто не прибегает к тому, чтобы каким-то образом создавать угрозы для руководителей государств», — отметил Топорнин.

Как полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, пока нет смысла рассуждать о том, как построить маршрут Путина из Москвы в Будапешт, но переговоров с Брюсселем в любом случае не избежать.

«Маршрут полета в любом случае должен пройти над несколькими странами ЕС и НАТО. А это значит, что, как бы он ни пролегал, все согласования будут проходить с Брюсселем, так как именно там располагаются штаб-квартиры обеих организаций», — сказал Роман Гусаров RTVI.

Маршрут 1: через Польшу

  • Прямой и наиболее короткий маршрут: Россия — Беларусь — Польша — Словакия — Венгрия

С одной стороны, этот маршрут кажется и самым невероятным. Проблем с разрешением на пролет от словацкого премьера Роберта Фицо (не говоря уже о белорусском президенте Александре Лукашенко), очевидно, не возникло бы. Но сразу же зазвучали сомнения, что польские власти дадут «зеленый свет» на пролет российского борта номер один.

Тем более что дипломатические и политические контакты России и Польши полностью заморожены, а недавно произошел еще и серьезный инцидент с дронами, в котором Варшава обвинила Москву. Не говоря уже том, что самолету пришлось бы лететь в воздушном пространстве страны, граничащей с западной Украиной.

Впрочем, Николай Топорнин полагает, что этот вариант как раз мог бы стать «самым идеальным».

«Многие считают, что неким волнительным моментом является пролет над территорией Польши с учетом того, что отношения между двумя странами совсем плохие и характеризуются отсутствием какого-либо позитивного сотрудничества. Но давайте не будем забывать, что Польша — страна ЕС, ее премьер Дональд Туск — довольно сдержанный политик. И, конечно же, Польша будет выполнять распоряжения, которые звучат в Брюсселе, — а там уже признают, что никто из европейских стран не может препятствовать пролету борту номер один России», — считает собеседник RTVI.

В Брюсселе уже заявили, что с их стороны формальных препятствий для поездки президента России в Венгрию быть не должно.

Как пояснила на брифинге официальный представитель Еврокомиссии Анитта Хиппер, Владимир Путин и Сергей Лавров находятся под санкциями ЕС с точки зрения «замороженных счетов», но не с точки зрения запрета на въезд.

«Это [travel ban] никогда к ним не относилось», — признала Хиппер.

«На мой взгляд, эти опасения, что в воздушном пространстве Польши могут произойти какие-то инциденты, не имеют под собой никакой почвы», — заключил Топорнин.

Маршрут 2: через Адриатику

  • Обходной маршрут через Адриатику: Россия — Турция — Греция — Черногория — Сербия — Венгрия

Хотя Черногория состоит в НАТО и формально входит в список стран, которые в России объявили «недружественными», серьезных трений между Москвой и Подгорицей не замечалось. После 2022 года российским гражданам не запретили приобретать в этой балканской стране недвижимость, а для туристов из России пока еще действует безвизовый режим (хотя он был сокращен с 90 дней до 30-ти, а в скором времени его и вовсе могут отменить).

«Многие говорят, что, наверное, самый безопасный путь лежал бы через так называемый юг — через Черное море, через нейтральное воздушное пространство рядом с Турцией и дальше через Грецию, через Адриатическое море и с пролетом через Черногорию, Сербию и оттуда уже напрямую в Будапешт. Но мне видятся странными такие рассуждения — в том смысле, что это как будто бы безопаснее, чем лететь над странами ЕС в Восточной Европе», — полагает Николай Топорнин.

Маршрут 3: через Босфор

  • Обходной маршрут через Черное море: Россия — Турция — Болгария — Сербия — Венгрия

В теории можно залетать напрямую через Болгарию, минуя вотчину дружественного Москве Реджепа Тайипа Эрдогана.

Впрочем, и тут может возникнуть политическая проблема — очевидно, не с Турцией или Сербией, но с Болгарией. Брюссель недавно обвинил Москву, что российские средства радиоэлектронной борьбы глушили сигналы самолета главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен вблизи болгарского города Пловдив. Впрочем, эти обвинения позже опровергли не только в Кремле, но также в МИД Болгарии.

«Помехи исходят из Хельсинки, через Черное море, из Еревана, Тбилиси, с Кипра, из Сирии и до самого Триполи. Такое происходит каждый день. Когда возникают помехи в сигнале GPS, мы используем инструментальную навигацию… Нет смысла проводить расследование, поскольку эти помехи не являются ни гибридными [атаками], ни киберугрозами», — заявил премьер-министр Болгарии Росен Димитров Желязков (цитата по РИА Новости).

При этом Железяков выступает в поддержку Киева, а летом принимал участие в саммите «Украина — Юго-Восточная Европа» в Одессе. Министр иностранных дел Болгарии Георг Георгиев не посещает Москву — в отличие от его венгерского коллеги Петера Сийярто.

А что с ордером МУС?

Помимо санкций есть еще и ордер на арест президента России, выданный Международным уголовным судом. В МУС состоит как сама Венгрия, так и часть стран, над которыми может лететь борт Владимира Путина, включая Сербию.

Впрочем, Венгрия уже запустила процедуру выхода из Римского статута (устава МУС). Но она еще не завершилась — как минимум до 2026 года Будапешт будет оставаться в юрисдикции суда.

Однако глава венгерского МИД Петер Сийярто уже сообщил в соцсети X, что приготовления к саммиту «в самом разгаре» , а также пообещал, что Владимир Путин «сможет беспрепятственно приехать в Венгрию и покинуть» страну (цитата по РИА Новости).

Прецеденты уже были: недавно президент России посетил саммит СНГ в Таджикистане — стране-участнице Договора МУС. В связи с этим Анитта Хиппер заявляла, что Душанбе «не выполнил свои обязательства по Римскому статуту».

В любом случае информация о маршруте Владимира Путина, скорее всего, будет до последнего держаться в строгом секрете.

«Вряд ли она появится в публичном пространстве вплоть до приземления борта президента в аэропорту Будапешта», — заключил Николай Топорнин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer