Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными


2 октября 2025 года Антон Белый, Юлия Леонова, Известия


В России разработали технологию серийного производства листового полимерно-композиционного материала на основе 3D-ткани. Этот материал обеспечивает повышенную ударопрочность для беспилотников и исключает риск расслоения покрытий при высоких нагрузках и механической обработке, устраняя частую проблему стандартных композитов. Эксперты отмечают, что такой тканью можно оснащать не только беспилотники, но и другие важные объекты авиастроения. Подробнее о технологии — в материале «Известий».

Что такое 3D-ткань и как она работает

В России при поддержке фонда НТИ (Национальной технологической инициативы) планируют запустить первое в стране серийное производство листового полимерно-композиционного материала на основе 3D-ткани. Этот материал предназначен для корпусов беспилотников и другой авиационной техники. Его производят по специальной технологии пултрузии — непрерывного технологического процесса, позволяющего изготавливать композитные изделия быстро и в больших объемах.

Главное отличие новинки — использование трехмерной ткани из углеродного волокна. Такая структура значительно прочнее привычных слоистых материалов: она делает материал более устойчивым к ударам и предотвращает его расслоение при нагрузках и обработке, что ранее было серьезной проблемой. Разработка использует трехмерную преформу российского производства — однослойную армированную ткань. Ранее подобные композиты изготавливались по технологии послойной выкладки, также известной как «контактное формование».

Как отметили в пресс-службе компании-разработчика «Карбонтекс», их цель — не только создать материал с улучшенными прочностными характеристиками, но и организовать его скоростное и экономически эффективное производство.

— Отказ от трудоемкой ручной послойной выкладки позволит значительно снизить себестоимость и вывести на рынок доступный высококачественный углепластик отечественного производства, — добавили в пресс-службе.

Разработчики отмечают, что переход к автоматизированному процессу позволит существенно удешевить и ускорить производство. В перспективе на рынке появится отечественный углепластик промышленного уровня, отличающийся доступной ценой и высоким качеством. Материал будет выпускаться в листах шириной до 1 м и толщиной от 2 до 6 мм. Он демонстрирует стабильные характеристики при фрезеровке, не подвержен расслаиванию и устойчив к значительным ударным нагрузкам.

В компании отметили, что уже среди заказчиков — крупные российские компании: «Алмаз-Антей», «Росатом», «Ростех». Первый опытный образец планируют выпустить в 2025 году, а массовое производство — в 2026-м. К 2027 году компания рассчитывает занять до 10% российского рынка углепластиков.

Где будет полезна новая технология

При производстве карбонового полотна его прочность, упругость и стойкость к излому определяются типом плетения углеродных волокон, рассказал «Известиям» научный сотрудник МГУТУ им. К.Г. Разумовского Сергей Курапов.

— Трехмерный тип плетения дает максимально прочное полотно, способное выдерживать экстремальные нагрузки. Такой материал можно использовать при производстве БПЛА, решающих важные задачи, с установленным дорогим высокоточным оборудованием в авиационной промышленности и других сферах, где требуются прочные и легкие композитные материалы. Наличие такого производства у нас в стране позволит наращивать объемы выпуска военных и гражданских БПЛА вне зависимости от внешнеполитических факторов и санкций, — объяснил он.

Этот материал планируют использовать не только для внешней обшивки дронов, но и для защиты других важных деталей авиационной техники. Директор Центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов считает: поскольку материал легкий, прочный и надежнее многих аналогов, его внедрение «может стать шагом вперед в создании более крепких и выносливых беспилотников и самолетов», которые будут лучше защищены и прослужат дольше.

— Данная разработка найдет применение в областях, где критически важны сочетание малого веса, высокой прочности и стойкости к нагрузкам. Это беспилотная авиация, пилотируемое авиастроение и иные высокотехнологические отрасли. Современные технологии защиты БПЛА предполагают конструкционное обеспечение живучести, применение активных и пассивных средств защиты, — отметил представитель компании T.Hunter Игорь Бедеров.

Любые разработки должны отталкиваться от требований эксплуатантов дронов, считает главный конструктор Центра комплексных беспилотных решений Дмитрий Кузякин.

— Я не слышал, чтобы фронт или другие заказчики испытывали нужду в новых тканях для дронов. С другой стороны, заранее не известно, что окажется действительно нужным и прорывным решением, а что сгинет в истории. В качестве «утонувших» решений могу вспомнить доставку дронами или дрон-такси. Сколько было на это потрачено средств, причем не только в России, но и по всему миру, — отметил он в разговоре с «Известиями».

По мнению эксперта, для защиты БПЛА сейчас куда более актуальными остаются вопросы организации устойчивой к РЭБ (радиоэлектронная борьба) связи, увеличения радиуса работы дронов и расширения номенклатуры сценариев применения.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer