В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
«До конца ноября 2025 года будет разработана и внесена в Правительство РФ Программа безопасности полетов в России. Этот стратегический документ объединяет меры, принимаемые Минтрансом по обеспечению безопасности полетов, а также задает новые системные цели», – заявил министр транспорта РФ Андрей Никитин на заседании Комитета СФ по экономической политике под председательством сенатора Андрея Кутепова, где обсуждались меры по обеспечению безопасности воздушных перевозок на территории Российской Федерации.
Система, гарантирующая безопасность полетов, нацелена на обеспечение технической авиационной безопасности, подготовку и проверку авиационного персонала, включая пересмотр и усиление требований к летным учебным заведениям и модернизацию наземной инфраструктуры.
В рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» проводится реконструкция аэропортовой инфраструктуры по всей стране. Ведется обновление систем управления воздушным движением. «Усиливаем безопасность в аэропортах. Для этого обновляем досмотровое оборудование, устанавливаем интеллектуальные системы видеонаблюдения и контроля доступа», – уточнил министр.
Отдельный блок – состояние воздушных судов. «Мы очень рассчитываем на наших коллег из Министерства промышленности и торговли России и ОАК. Все–таки нам нужны российские суда. Нам важно, чтобы эта программа в максимальной степени реализовывалась. Мы сможем обеспечить безопасность в полном объеме тогда, когда мы в этой части будем обладать определенным технологическим суверенитетом», – подчеркнул Андрей Никитин.
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров заметил, что работа отрасли по обеспечению безопасности полетов проводится в условиях жесточайших санкций, в том числе запрета на поставку российским авиакомпаниям новых воздушных судов и запасных частей. «Несмотря на все эти ограничения, наши центры по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники продолжают исправно обеспечивать парк воздушных судов с точки зрения поддержания летной годности», – заверил Дмитрий Ядров. По его словам, с 2010 года в Российской Федерации на фоне роста показателей производственной деятельности гражданской авиации, таких как пассажирооборот и количество перевезенных пассажиров, ежегодно в среднем происходит 13 авиационных происшествий.
«Российская Федерация находится в общемировом тренде по безопасности полетов. В настоящее время общее число авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами РФ по отношению к аналогичному периоду 2024 года снизилось на 38,7%, а число авиационных происшествий при выполнении воздушных перевозок пассажиров, почты или груза по отношению к аналогичному периоду 2024 года снизилось на 27,3%», – привел цифры Дмитрий Ядров.
В Росавиации на регулярной основе проводятся совещания по вопросам предотвращения авиационных происшествий, созданы комиссии с летными директорами, где рассматриваются, в частности, такие вопросы, как тренировки в условиях, максимально приближенных к реальному полету; применение системы раннего предупреждения о сближении с землей и выполнение полетов по различным системам отсчета высоты.
В настоящее время наибольшее количество авиационных происшествий происходит с самолетами Ан–2, Ан–24, Ан–26 и вертолетами Ми–8, именно с этими воздушными судами связана проблема восстановления летной годности. «Отчасти это можно объяснить неиспользованием при эксплуатации этих воздушных судов современных методов поддержания и повышения профессиональных навыков летного состава, устаревшим пилотажно–навигационным оборудованием и средствами объективного контроля, не позволяющими реализовывать эффективную программу анализа полетных данных», – считает Дмитрий Ядров.
«В целях обеспечения безопасности полетов, принятия комплекса неотложных мер по стабилизации уровня аварийности в сегменте региональных коммерческих перевозок Ространснадзором совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта при поддержке Минтранса России подготовлен и одобрен проект поручения Правительства РФ о проведении совместных с Росавиацией внеплановых контрольных мероприятий в отношении 51 региональной авиакомпании; будет обеспечена оценка всех наиболее значимых с точки зрения безопасности полетов направлений деятельности эксплуатантов, в том числе поддержания летной годности воздушных судов, подготовки допуска авиационного персонала к выполнению возложенных обязанностей», – проинформировал глава Росавиации.
На 6 октября 2025 года современный парк 76 авиакомпаний, выполняющих 99% полетов, составляют 1135 воздушных судов. При этом на крыле – 1088 воздушных судов, 47 воздушных судов в данное время не эксплуатируются.
Средний возраст парка воздушных судов ведущих 15 оте-чественных авиакомпаний составляет порядка 14 лет, что значительно ниже по сравнению со многими европейскими и американскими авиакомпаниями.
По пессимистичному прогнозу, до 2030 года ожидается выбытие порядка 339 самолетов, включая 230 отечественных воздушных судов, возраст которых варьируется от 40 до 60 лет, и 109 иностранных. Помимо этого, планируются к выбытию 200 вертолетов, из них 190 отечественных и 10 иностранных.
В целях восстановления парка воздушных судов Росавиация реализует комплекс мер по сертификации и модификации авиационной техники. Уже сертифицированы 36 организаций, чья основная деятельность связана с разработкой модификации конструкций для поддержания летной годности воздушных судов. «Так, Росавиацией принято решение о продлении ресурса российско–французского двигателя SaM146 для самолетов Superjet 100. Это позволит эксплуатировать данные воздушные суда до 2028–2029 годов», – сказал Дмитрий Ядров.
Также продолжаются работы по продлению ресурса срока службы эксплуатации других воздушных судов. «Например, Ан–26 уже на сегодняшний день продлеваем до 60 лет. Такая же программа принята по воздушному судну Як–40, которое в основном эксплуатируется вологодскими предприятиями на Дальнем Востоке, на Камчатке, а также вертолета «Ансат», который столкнулся с необходимостью замены импортного двигателя PW–207K», – заметил Дмитрий Ядров. Он подчеркнул, что работа по продлению ресурсов требует значительных затрат со стороны промышленности, включая проведение технического осмотра парка воздушных судов, выполнение расчетно–аналитических работ, проведения трудоемких испытаний.
Учитывая, что возможности мер по поддержанию летной годности небезграничны, Росавиация ведет работу по сертификации отечественных воздушных судов, таких как: МС–21, импортозамещенный «Сухой Суперджет», Ил–114 – машина, которая позволит заменить старый парк самолетов Ан–24 и Ан–26. «Ил–114 фактически находится на завершающей стадии сертификации, планируем, что сертификация и выдача сертификата типа будет завершена в первом квартале следующего года», – заверил Дмитрий Ядров.
Второе направление связано с совершенствованием законодательной базы. «По инициативе Совета Федерации внесены изменения в Воздушный кодекс РФ, позволяющие одобрять компоненты, аналоги и выдавать иные одобрения. Данная процедура даст возможность отечественным компаниям оперативно выходить на рынок запчастей, заменять оригинальные запчасти аналогичными компонентами при сохранении необходимого уровня безопасности полетов. Нет смысла изыскивать за рубежом комплектующие изделия и везти их втридорога, если их можно сделать у нас, – считает Дмитрий Ядров. – Как раз задача и стояла, чтобы использовать в первую очередь те компоненты и механизмы, которые не влияют на летную годность, начиная от кресел, кухонь, деталей интерьера и заканчивая датчиками. Сейчас мы работаем с ведущими центрами, у нас их 8, в структуре которых 23 ангарных комплекса. Они имеют компетенции по 30 типам самолетов и могут обслуживать единовременно 80 типов воздушных судов».
Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 сентября 2025 года № 360–ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», в котором урегулирован ряд вопросов в сфере гражданской авиации:
– введена обязательная сертификация деятельности юрлиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемого для обслуживания воздушного движения; наземного оборудования по обслуживанию линий управления БАС и контроля таких систем;
– Росавиация наделена полномочиями по одобрению изготовления и установки на гражданские воздушные суда, авиадвигатели и воздушные винты компонентов, используемых для замены деталей, предусмотренных типовой конструкцией;
– установлены требования к содержанию Федеральных авиационных правил, предусматривающих порядок подготовки специалистов авиационного персонала, занимающихся организацией использования воздушного пространства и движения;
– введена обязанность владельцев аэровокзалов (терминалов) по организации оказания медпомощи на территории аэропорта;
– предусмотрено создание ФГИС «Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта»;
– установлены особенности расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ;
– введено понятие авиационно–спасательных и специальных авиационных работ;
– закреплены положения в части обслуживания в аэропортах и на воздушных судах пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением отдельных положений.
Министр транспорта РФ и руководитель Росавиации ответили на вопросы сенаторов.
В ходе дискуссии заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Александр Трембицкий поднял вопрос о снятии ограничений на прием и выпуск воздушных судов в аэропорту Геленджик.
Еще один вызов – временные ограничения полетов, на что обратил внимание член Комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев. «К сожалению, нормальной эту ситуацию назвать нельзя, – согласился Андрей Никитин. – Совместно с аэропортами и авиакомпаниями выработана тактика совместных действий – раздача горячего питания, матрасов, питьевой воды. При поддержке регионов при необходимости пассажиров перевозят наземным транспортом. Мы понимаем все неудобства, понимаем всю сложность этой ситуации, но для нас базовый критерий – это безопасность пассажиров».