"Похоже, аэропорту скоро придёт конец", — сообщила во вторник, 21 октября, телерадиокомпания Yle.
Что происходит с аэропортом Лаппенранты в Финляндии
Мэр Лаппенранты Туомо Саллинен заявил, что город рассматривает несколько вариантов — от получения кредита и передачи операций на аутсорсинг до закрытия аэропорта. Решение намерены принять к началу декабря.
По его словам, с 2015 по 2025 год муниципалитет потратил около 12 млн евро на деятельность воздушной гавани, но пассажиропоток и объёмы авиаперевозок не покрывают расходов на её содержание. К допандемийному уровню в 90 тыс. пассажиров в год аэропорт так и не вернулся.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса пассажиропоток рухнул до 21 тыс. человек, в 2022-м немного вырос до 36 тыс., но с тех пор неуклонно снижался. В 2023 году аэропорт Лаппенранты обслужил 33,8 тыс. пассажиров, в прошлом году — 27 тыс., в этом году — менее 19 тыс.
В последние 3 года рейсы из Лаппенранты выполнял только лоукостер Ryanair в итальянский Бергамо, но и эти полёты прекратятся в конце октября. Власти муниципалитета, которому принадлежит авиагавань, не знают, продлит ли авиаперевозчик полётную программу.
Почему аэропорт Лаппенранта был популярным у жителей Петербурга
Аэропорт Лаппенранты принадлежит муниципалитету, он расположен в 20 км от российской границы и в 200 км от Петербурга.
Власти муниципалитета выкупили его у государственной компании Finavia за 800 тыс. евро в 2015 году. Решение было принято после того, как авиакомпания Finnair прекратила полёты из Хельсинки в Лаппенранту, посчитав их нерентабельными.
Город Лаппенранта изначально основал собственную авиакомпанию Fly Lappeenranta, которая стала выполнять рейсы в финскую столицу, но эта деятельность оказалась убыточной. Тогда власти Лаппенранты сделали ставку на дешёвые авиаперевозки и туристов из России. Рейсы в Европу из аэропорта Лаппенранты начали выполнять аirBaltic и Ryanair, а главным преимуществом воздушной гавани оставалась близость Петербурга.
В 2011 году аэропорт установил рекорд пассажиропотока (116 тыс. пассажиров) и стал пятым по загруженности международным аэропортом Финляндии. Более половины пассажиров прибыли из Петербурга и окрестностей.
Петербуржцы и жители других городов Северо-Запада России активно использовали его как отправную точку для дальнейших путешествий по Евросоюзу. Власти Финляндии крайне возмущались такими поездками россиян и выражали недовольство тем, что путешественники из РФ "используют Финляндию только как транзитную страну на пути к средиземноморским курортам".
Что происходило с полётами из Лаппенранты с 2022 года
Даже в 2022 году аэропорт Лаппенранты оставался одним из самых загруженных бизнес-аэропортов Финляндии. Финские СМИ отмечали, что он стал "чёрным ходом" для деловых поездок в Россию: в условиях закрытого воздушного пространства им пользовались "даже высокопоставленные чиновники".
В 2023 году Лаппенранта оказалась удобным вариантом для возвращения россиян домой после поездок по странам, входящим в Шенгенскую зону, даже если они въехали в Европу в объезд Финляндии. Такой маршрут особенно привлекал петербуржцев.
В начале 2025 года финские власти начали рассматривать возможность продажи убыточных авиагаваней, в числе которых называли и несколько приграничных с Россией аэропортов. Речь шла об аэропортах Ювяскюля, Каяани, Кеми-Торнио, Коккола-Пиетарсаари и Пори, которые находятся в управлении Finavia.
Лоукостер Ryanair и в прошлом году отменял зимние рейсы из аэропорта Лаппенранты в итальянский Бергамо, которые выполнялись дважды в неделю. Отмену рейсов перевозчик объяснил финансовыми причинами.