Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры


22 октября 2025 года Арсений Замостьянов, Известия


22 октября 1975 года межпланетная станция «Венера-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на одноименной планете Солнечной системы. Советским исследователям космоса удалось потрясти мир, приблизив научную фантастику к реальности. Как это было, вспоминали «Известия».

Счастливая планета

В 1967 году аппарат «Венера-4» проник в атмосферу Венеры, передав на Землю данные о ее составе. Благодаря этому полету человечество узнало, что воздух на Венере сухой и состоит главным образом из углекислого газа. «Венера-4» принесла и печальное известие: погода на Венере убийственно жаркая — 276 градусов по Цельсию. Настоящий ад!

Уже никто не ждал встретить там братьев по разуму, но все понимали, что исследование Венеры может стать прорывом для науки и техники. Конструктор Олег Ивановский писал: «Венера заставила космонавтику осваивать несвойственные ей области науки и техники, изобретать новые способы испытаний, новые материалы, новые конструкции. Пришлось знакомиться с воздействием таких перегрузок при входе в атмосферу планеты, о которых даже в фантастических произведениях не мечталось: 400–450 единиц».

Двойная экспедиция

При подготовке девятого рейса на Венеру исследователи критически переосмыслили опыт предыдущих экспедиций. Они задумали двойной полет: к далекой планете почти одновременно должны были причалить две станции — «Венера-9» и «Венера-10». «Десятка» подстраховывала «девятку», повышая вероятность успешного полета. Над этим проектом работали ученые из нескольких научных институтов, но головным предприятием было НПО им. Лавочкина, которым руководил Георгий Бабакин. Инженерам удалось воплотить оригинальное решение, защищавшее от радикально высокой температуры камеры, расположенные на станциях.

Среди научной аппаратуры, которой оснастили обе межпланетные станции, — панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности на месте посадки в автоматическом режиме, спектрометр для измерения химического состава атмосферы. Был там и бортовой ленточный магнитофон для хранения и передачи на Землю 16 мегабайт информации. По тем временам — фантастическая техника.

Ретрансляцию радиосигналов на Землю обеспечивала мощнейшая антенна. Впервые столь сложную задачу предстояло решать в дальнем космосе. Для надежности на спускаемом аппарате установили два УКВ-радиопередатчика, работавших на разных частотах, чтобы дублировать информацию по двум каналам. Посадочный аппарат передавал данные на орбитальный аппарат с немыслимой прежде скоростью — 256 бит в секунду.

Главной задачей посадочного аппарата была съемка двумя телекамерами круговой панорамы поверхности планеты. Технические решения отличались новизной, но гарантировать успех не мог никто. Обе станции были в пять раз тяжелее своих предшественниц — в основном за счет научного оборудования и топлива. Ведь и задачи перед ними стояли беспрецедентные: изучить атмосферу Венеры и запечатлеть планету на камеру. Стартовая масса «Венеры-9» — 4936 кг, «Венеры-10» — 5033 кг.

Они благополучно взлетели с космодрома Байконур, со стартовой площадки номер 81. «Венера-9» отправилась в путь 8 июня, «Венера-10» — 14-го. Предстояла дальняя дорога. За 136 дней и ночей полета межпланетная станция преодолела более 300 млн км.

«Венера-10» достигла орбиты 25 октября. Станция держала связь с Землей неимоверно долго, учитывая венерианские условия, — 65 минут. За двое суток до подлета к планете спускаемый аппарат отделился от космического корабля. 22 октября наступило решающее время — покорение Венеры. Снижение спускаемого аппарата «Венера-9», сначала на парашютах, а затем на специально разработанном тормозном экране, продолжалось более часа. Земля сразу стала получать информацию с Венеры — транзитом через орбитальную станцию. 53 минуты научные измерения и снимки с «Венеры-9» отправлялись на Землю. Система телефотометра передавала изображения надежно. Впервые в истории исследователи получили снимки с поверхности другой планеты Солнечной системы.

В Центре управления полетами провели девять сеансов связи со станцией. С Земли ученые контролировали состояние бортовых систем, измеряли параметры траектории движения и проводили научные исследования физических процессов, протекавших в космическом пространстве. Дважды удалось провести коррекции траектории полета станции.

Орбитальные аппараты станций стали первыми в истории искусственными спутниками Венеры. «Венера-9» была рассчитана на работу на орбите в течение трех месяцев, но продержалась дольше — до апреля 1976 года. Спутники передавали на Землю данные об атмосфере и космическом излучении и служили ретрансляторами сигналов с поверхности.

Снимки оказались на удивление четкими, и земляне получили ясные представления о панорамах далекой планеты. Оказалось, что на Венере почти земное яркое освещение и каменистый ландшафт. Станции приземлились в разных точках планеты, и стало ясно, что поверхность Венеры неоднородна. На снимках, сделанных станцией «Венера-9», можно было увидеть множество камней острой формы, а «Венера-10» запечатлела образования, которые охарактеризовали как фрагменты застывшей лавы. Ученые обнаружили на далекой планете районы и с гористым, и с равнинным рельефом. Отлично просматривался горизонт, следы пыли не наблюдались.

А еще станции, работавшие на Венере в октябре 1975 года, доставили на Землю бесценную информацию о венерианском климате, о спектрах ночного свечения планеты. Впервые в слое облачности на Венере были обнаружены грозовые явления и вспышки молний. Но грозовые капли не достигали поверхности планеты, быстро испаряясь из-за высокой температуры. Возникла гипотеза, что некогда на Венере был океан, высохший в результате экологической катастрофы. Большое значение имели и исследования процессов, связанных со взаимодействием солнечного ветра с поверхностью Венеры.

Всё впереди

Советские исследования Венеры вошли в историю космонавтики как яркая глава. Они обогатили знаниями и астрономию, и физику, и космонавтику, заложив основы для будущих полетов. Почти все сведения о Венере, которыми располагает современная наука, связаны с советскими исследовательскими проектами. Анализ материала, полученного в 1975 году, продолжается и в наше время.

Успех венерианских космических станций показал, что современные технологии способны эффективно служить науке не в отдаленном будущем, а без проволочек. Новая ракета, новые приборы, отточенная космическая автоматика — всё работало на результат, который окрылил исследователей. Они уже готовились к более впечатляющим достижениям. Счастливая для отечественных исследователей планета — Венера — ждала новых гостей. Прорыв 1975 года дал сильнейший импульс для новых экспедиций.

50 лет назад все газеты мира писали о триумфе советской программы исследования космоса. Романтики науки, конечно, мечтали о пилотируемом полете на Венеру. О том времени, когда нога человека ступит на раскаленные камни этой планеты. Конечно, для этого технологии защиты человека в тяжелой венерианской атмосфере должны продвинуться далеко вперед. Академик Сергей Королев говорил: «Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадает, потому что у него есть сердце». Все великие свершения начинаются с мечты. Она и сегодня нас возвышает.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214



Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer