Счастливая планета
В 1967 году аппарат «Венера-4» проник в атмосферу Венеры, передав на Землю данные о ее составе. Благодаря этому полету человечество узнало, что воздух на Венере сухой и состоит главным образом из углекислого газа. «Венера-4» принесла и печальное известие: погода на Венере убийственно жаркая — 276 градусов по Цельсию. Настоящий ад!
Уже никто не ждал встретить там братьев по разуму, но все понимали, что исследование Венеры может стать прорывом для науки и техники. Конструктор Олег Ивановский писал: «Венера заставила космонавтику осваивать несвойственные ей области науки и техники, изобретать новые способы испытаний, новые материалы, новые конструкции. Пришлось знакомиться с воздействием таких перегрузок при входе в атмосферу планеты, о которых даже в фантастических произведениях не мечталось: 400–450 единиц».
Двойная экспедиция
При подготовке девятого рейса на Венеру исследователи критически переосмыслили опыт предыдущих экспедиций. Они задумали двойной полет: к далекой планете почти одновременно должны были причалить две станции — «Венера-9» и «Венера-10». «Десятка» подстраховывала «девятку», повышая вероятность успешного полета. Над этим проектом работали ученые из нескольких научных институтов, но головным предприятием было НПО им. Лавочкина, которым руководил Георгий Бабакин. Инженерам удалось воплотить оригинальное решение, защищавшее от радикально высокой температуры камеры, расположенные на станциях.
Среди научной аппаратуры, которой оснастили обе межпланетные станции, — панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности на месте посадки в автоматическом режиме, спектрометр для измерения химического состава атмосферы. Был там и бортовой ленточный магнитофон для хранения и передачи на Землю 16 мегабайт информации. По тем временам — фантастическая техника.
Ретрансляцию радиосигналов на Землю обеспечивала мощнейшая антенна. Впервые столь сложную задачу предстояло решать в дальнем космосе. Для надежности на спускаемом аппарате установили два УКВ-радиопередатчика, работавших на разных частотах, чтобы дублировать информацию по двум каналам. Посадочный аппарат передавал данные на орбитальный аппарат с немыслимой прежде скоростью — 256 бит в секунду.
Главной задачей посадочного аппарата была съемка двумя телекамерами круговой панорамы поверхности планеты. Технические решения отличались новизной, но гарантировать успех не мог никто. Обе станции были в пять раз тяжелее своих предшественниц — в основном за счет научного оборудования и топлива. Ведь и задачи перед ними стояли беспрецедентные: изучить атмосферу Венеры и запечатлеть планету на камеру. Стартовая масса «Венеры-9» — 4936 кг, «Венеры-10» — 5033 кг.
Они благополучно взлетели с космодрома Байконур, со стартовой площадки номер 81. «Венера-9» отправилась в путь 8 июня, «Венера-10» — 14-го. Предстояла дальняя дорога. За 136 дней и ночей полета межпланетная станция преодолела более 300 млн км.
«Венера-10» достигла орбиты 25 октября. Станция держала связь с Землей неимоверно долго, учитывая венерианские условия, — 65 минут. За двое суток до подлета к планете спускаемый аппарат отделился от космического корабля. 22 октября наступило решающее время — покорение Венеры. Снижение спускаемого аппарата «Венера-9», сначала на парашютах, а затем на специально разработанном тормозном экране, продолжалось более часа. Земля сразу стала получать информацию с Венеры — транзитом через орбитальную станцию. 53 минуты научные измерения и снимки с «Венеры-9» отправлялись на Землю. Система телефотометра передавала изображения надежно. Впервые в истории исследователи получили снимки с поверхности другой планеты Солнечной системы.
В Центре управления полетами провели девять сеансов связи со станцией. С Земли ученые контролировали состояние бортовых систем, измеряли параметры траектории движения и проводили научные исследования физических процессов, протекавших в космическом пространстве. Дважды удалось провести коррекции траектории полета станции.
Орбитальные аппараты станций стали первыми в истории искусственными спутниками Венеры. «Венера-9» была рассчитана на работу на орбите в течение трех месяцев, но продержалась дольше — до апреля 1976 года. Спутники передавали на Землю данные об атмосфере и космическом излучении и служили ретрансляторами сигналов с поверхности.
Снимки оказались на удивление четкими, и земляне получили ясные представления о панорамах далекой планеты. Оказалось, что на Венере почти земное яркое освещение и каменистый ландшафт. Станции приземлились в разных точках планеты, и стало ясно, что поверхность Венеры неоднородна. На снимках, сделанных станцией «Венера-9», можно было увидеть множество камней острой формы, а «Венера-10» запечатлела образования, которые охарактеризовали как фрагменты застывшей лавы. Ученые обнаружили на далекой планете районы и с гористым, и с равнинным рельефом. Отлично просматривался горизонт, следы пыли не наблюдались.
А еще станции, работавшие на Венере в октябре 1975 года, доставили на Землю бесценную информацию о венерианском климате, о спектрах ночного свечения планеты. Впервые в слое облачности на Венере были обнаружены грозовые явления и вспышки молний. Но грозовые капли не достигали поверхности планеты, быстро испаряясь из-за высокой температуры. Возникла гипотеза, что некогда на Венере был океан, высохший в результате экологической катастрофы. Большое значение имели и исследования процессов, связанных со взаимодействием солнечного ветра с поверхностью Венеры.
Всё впереди
Советские исследования Венеры вошли в историю космонавтики как яркая глава. Они обогатили знаниями и астрономию, и физику, и космонавтику, заложив основы для будущих полетов. Почти все сведения о Венере, которыми располагает современная наука, связаны с советскими исследовательскими проектами. Анализ материала, полученного в 1975 году, продолжается и в наше время.
Успех венерианских космических станций показал, что современные технологии способны эффективно служить науке не в отдаленном будущем, а без проволочек. Новая ракета, новые приборы, отточенная космическая автоматика — всё работало на результат, который окрылил исследователей. Они уже готовились к более впечатляющим достижениям. Счастливая для отечественных исследователей планета — Венера — ждала новых гостей. Прорыв 1975 года дал сильнейший импульс для новых экспедиций.
50 лет назад все газеты мира писали о триумфе советской программы исследования космоса. Романтики науки, конечно, мечтали о пилотируемом полете на Венеру. О том времени, когда нога человека ступит на раскаленные камни этой планеты. Конечно, для этого технологии защиты человека в тяжелой венерианской атмосфере должны продвинуться далеко вперед. Академик Сергей Королев говорил: «Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадает, потому что у него есть сердце». Все великие свершения начинаются с мечты. Она и сегодня нас возвышает.



