Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий


22 октября 2025 года Андрей Коршунов, Известия


Пятьдесят лет назад, 22 октября 1975 года, человечество впервые увидело поверхность другой планеты. Это произошло благодаря советской станции «Венера-9», которая передала на Землю первые в истории снимки с Венеры. Сегодня, как считают ученые-конструкторы, эти технологические решения вновь востребованы. Они лягут в основу новой российской миссии «Венера-Д», запуск которой намечен на 2030-е годы, а также других межпланетных экспедиций. Подробнее — в материале «Известий».

Первые фотографии поверхности Венеры

Человечество впервые увидело поверхность другой планеты 50 лет назад, 22 октября 1975 года. Эти произошло благодаря фотоснимкам, переданным на Землю советской автоматической межпланетной станцией «Венера-9». Несмотря на прошедшее время, наработки, сделанные при реализации этой и последующих миссий, востребованы для подготовки новой российской экспедиции на соседнюю планету, которую планируют запустить в 2030-х годах, рассказал «Известиям» главный конструктор по проектам исследования Венеры АО «НПО Лавочкина» Олег Седых.

По его словам, Венера — одно из самых экстремальных мест в Солнечной системе. Средняя температура на поверхности планеты составляет 465 °C, а давление в 92 раза выше, чем на Земле. При этом атмосфера состоит из углекислого газа, а облака содержат капли серной кислоты. Любой космический аппарат, который окажется на планете, должен одновременно противостоять этим факторам.

— Однако опыт «Венеры-8» — посадочного модуля, который в 1972 году выжил в этих условиях в течение часа, убедил ученых в возможности отправки на соседнюю планету следующих более мощных исследовательских комплексов, оснащенных фотокамерами и научным оборудованием. Ими стали девятая и десятая «Венеры» — почти одинаковые по функционалу и набору бортового оборудования межпланетные станции. Миссии стартовали 8 и 14 июня 1975 года, а 22 и 25 октября 1975 года их спускаемые аппараты совершили посадку на поверхность Венеры, — рассказал Олег Седых.

Для запуска станций вместо ракеты «Молния» впервые применили тяжелый «Протон». Это позволило увеличить их массу с 1,2 т до 5 т. В том числе масса каждого из посадочных аппаратов составляла 1,5 т. Такие габариты дали возможность разработчикам экспедиции заложить в конструкцию аппаратов различные новшества, добавил он.

В частности, впервые орбитальные модули «Венеры-9» и «Венеры-10» были задействованы в качестве ретрансляторов. Они передавали информацию с посадочных аппаратов на Землю, что значительно увеличило скорость трансляции и объем полученных данных. Снимки, которые делали бортовые камеры посадочных модулей, имели разрешение 115 на 512 пикселей по 6 бит на пиксель. Одно такое изображение передавали на орбиту за полчаса — по 3,5 секунды на строку.

Какие открытия совершили станции «Венера-9» и «Венера-10»

Как сообщил Олег Седых, в конструкцию посадочных модулей был заложен ряд инноваций, которые помогли справиться с экстремальными условиями на этапе снижения и работы аппаратов на поверхности планеты.

В том числе, чтобы уберечь модули от перегрузок при входе в плотные слои атмосферы, их заключили в специальные сферы. Они защищали аппарат на гиперзвуковой скорости и раскрывалась после ее снижения до дозвуковых значений.

Также посадочные модули оснастили тормозными щитками-зонтиками. С их помощью аппараты быстрее, чем на парашюте, преодолели самые плотные и горячие слои атмосферы Венеры. Это позволило увеличить период их работы на поверхности планеты.

— Чтобы уберечь камеры при работе на поверхности, съемка производилась через иллюминатор. Он был сделан из кварцевого стекла толщиной 10 мм, а внутри аппарата разместили перископ со сканирующим зеркалом. Таким образом, основные тепловые потоки, которые проникали через иллюминатор, воздействовали только на верхнюю часть перископа, который нагрелся за час до 4000 °C, но не задевали чувствительные органы камеры, — рассказал Олег Седых.

При подлете к планете посадочные аппараты охладили до –10 °С, пояснил он. Изнутри обшивка была выложена пенополиуретановой теплоизоляцией, что помогало удерживать температуру. А то тепло, которое всё же проникало сквозь защитные слои, поглощали аккумуляторы на основе тригидрата нитрата лития — соли, которая плавится при 33 °С, забирая много энергии.

Эти меры обеспечили функционирование станций в течение примерно двух часов после посадки, что само по себе уже стало крупным научно-техническим достижением.

Первые фотографии с поверхности соседней планеты были получены со станции «Венера-9». Это были черно-белые 180-градусные панорамные снимки. По их характеру можно было предположить, что посадочный аппарат сел на крутую осыпь. Освещенность была похожа на земную в средних широтах в облачный летний день, а рассеянный свет не давал тени.

— Координаты посадки модуля — 310 северной широты и 2920 восточной долготы. Эта точка располагалась на дневной стороне Венеры, которую не видно с Земли. Чтобы обеспечить ретрансляцию, к моменту начала передачи орбитальная станция должна была быть на линии прямой видимости с посадочным аппаратом. Для этого на орбите был выполнен маневр коррекции, — пояснил Олег Седых.

Помимо этого, с орбиты были получены телевизионные изображения облачного слоя, определены параметры распределения температуры по верхней границе облаков, зарегистрированы спектры ночного свечения планеты и проведены исследования околопланетной плазмы, сообщил специалист.

Одним из значимых открытий, сделанных орбитальными станциями «Венера-9» и «Венера-10», стали обнаруженные ими венерианские молнии, которые оказались в 25 раз мощнее земных.

Также важную информацию ученые получили на этапе прохождения посадочных аппаратов через слои атмосферы. В том числе о ее плотности, температуре и давлении на всех высотах.

— Облака Венеры были подобны легкому туману, поскольку содержали капли гораздо меньших размеров, чем обычно на Земле. Они были характерны для капель серной кислоты в очень сухой атмосфере. Дальность видимости достигала километра. А на высотах от 50 км до 25 км простирался существенно менее плотный слой облаков. Еще ниже атмосфера была в основном прозрачной. Облачное небо становилось всё более оранжевым, — поделился Олег Седых.

Какие наработки используют для новых миссий на Венеру

По его словам, данные, полученные станциями «Венера-9» и «Венера-10», не потеряли своей актуальности. Сейчас их используют при проектировании новой миссии «Венера-Д», которая продолжит изучение второй планеты Солнечной системы, но уже на качественно новом уровне.

В частности, данные по давлению, температуре, составу атмосферы, ее градиентам и направлениям ветра, оптическим характеристикам будут в основе нового проектного облика перспективной межпланетной станции. В то же время изображения, полученные с посадочных аппаратов в 1975 году, позволили уточнить проектные характеристики и конструкцию для современной видеотехники, которую отправят на Венеру.

Как предполагают ученые, новая российская экспедиция позволит изучить глубокое прошлое Венеры и Солнечной системы в целом, покажет возможные пути эволюции нашей планеты, ее атмосферы и климата.

— Важный итог миссии «Венеры-9» и «Венеры-10» заключается в том, что была продемонстрирована возможность передавать «картинку» даже в самых экстремальных условиях. Так были пересланы на Землю первые в мире телефотопанорамные изображения. Также в ходе этой экспедиции был отработан механизм телефотометрии — это метод дистанционного измерения освещенности или яркости объектов. Как ранее на станции «Луне-9», но для экстремальных температур и давлений Венеры. Помимо этого, на аппарате присутствовали две оптомеханические телекамеры, которые снимали в видимом и ультрафиолетовом диапазонах. С их помощью специалисты впервые оценили количество солнечного света, доходящего до поверхности Венеры, — рассказал «Известиям» заместитель заведующего научно-экспозиционным отделом Музея космонавтики Павел Гайдук.

Помимо этого, в третий раз была отработана схема мягкой посадки на Венеру, добавил он. Полученные данные об условиях на поверхности планеты пополнили уже существующие, стали более ясны погодные условия. Некоторые исследователи снимков сообщили, что нашли на них что-то похожее на свидетельства наличия на Венере внеземной жизни.

— Полеты на Планету Бурь — дело редкое. Последние данные ее поверхности на Землю отправили станции «Венера-13» и «Венера-14» в 1982 года. Однако сейчас появилось много новых проектов. Конечно, в них заложены новые приборы и гораздо более совершенная электроника. Но сама концепция аппарата остается прежней: внутри прочного сферического корпуса поддерживают земные условия — привычные давление и температуру около 20–30 °С. В такой капсуле можно размещать стандартные приборы, которые легко испытывать на Земле, — рассказал «Известиям» публицист и историк космонавтики Павел Шубин.

Были и амбициозные предложения по созданию долгоживущих станций с электроникой, которая способна работать при +5000 °С, но до их реализации дело не дошло, добавил эксперт. Сейчас все проекты по-прежнему предполагают создание аппаратов, которые проработают на поверхности Венеры всего несколько часов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214



Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer