Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»


9 октября 2025 года Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов, Известия


По данным Росавиации, к 2030 году из эксплуатации планируется выбытие 539 воздушных судов разных типов, в том числе 200 вертолетов и 339 самолетов, из которых 109 иностранных и 230 отечественных. Многие эксплуатируемые транспортные средства достигли возраста 40–50 лет. Насколько это критично для гражданской авиации и на чем мы будем летать после 2030-го, «Известиям» рассказали эксперты отрасли.

Главный эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов:

«С одной стороны, не бывает старых самолетов, а есть неисправные воздушные суда. При правильном обслуживании и своевременном ремонте даже 50-летние лайнеры прекрасно летают. Другое дело, что многие самолеты уже не производятся и ощущается неудовлетворенный спрос на новые качественные детали и технические узлы для них.

Разворачивать производство запчастей, двигателей, авионики и прочих агрегатов для старой техники нецелесообразно. Лучше готовить новые самолеты и заменять ими старые. В последние годы Россия совершила заметный прорыв в этом. Никто в мире не разрабатывает и не производит широкую линейку самолетов разных типов с опорой только на собственные технологические и производственные ресурсы.

Авиастроение должно планировать свою работу на 15–20 лет вперед. Если этого не происходит, отставание может стать необратимым».

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

«Российским авиакомпаниям требуются 100 самолетов магистрального типа таких, как МС-21. Развернуть поставки этого воздушного судна (ВС) к 2030 году возможно, но при условии, что летные испытания завершатся летом 2026-го, а осенью начнется их серийный выпуск.

Заменить выбытие иностранных самолетов способен российский Ту-214. В то же время серийный выпуск этого типа ВС ограничен объемами, которые может реализовать Казанский авиазавод. Он выпускает единицы этих воздушных судов.

С региональными самолетами на замену 50-летним Ан-24/26 и Як-40 ситуация сложнее. Среди вариантов — Ил-114-300, а также разрабатываемые ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал».

На смену Ан-2 может прийти российско-белорусский 19-местный ЛМС-192 «Освей». Но он находится в начальной стадии разработки и вряд ли в ближайшее время выйдет в серию».

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

«При детальном рассмотрении обнаруживается, что у государства и авиаторов есть инструменты, с помощью которых можно не допустить развития событий по пессимистичному сценарию.

Начнем с вертолетного сегмента. У российских авиакомпаний есть существенный профицит тяжелых машин семейства Ми-8Т и более современных Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1. Кроме того, спрос на выполнение перевозок и авиаработ на такой технике не растет. Следовательно, даже в случае выбытия из эксплуатации значительного числа вертолетов дефицита предложения не прогнозируется. Тем более что уже отлажен и эффективно работает механизм льготного лизинга вертолетной техники, что позволяет российским авиакомпаниям в разных регионах успешно омолаживать флот Ми-8.

Несколько сложнее обстоят дела с вертолетами меньшей размерности, однако начало летных испытаний «Ансата» с двигателями ВК-650В показывает, что промышленность будет снова в состоянии поставлять машины с максимальной взлетной массой около 3,5 т.

Остается пробел в самых легких вертолетах. У российских авиакомпаний практически вся подобная техника западного производства. Но крупных потерь в этой нише пока не ожидается: уйдут из эксплуатации только 10 легких вертолетов.

Сложная ситуация складывается применительно к машинам для региональных воздушных линий. Российская авиапромышленность завершает опытно-конструкторские работы по линейке самолетов вместимостью от 9 до 68 кресел. Это ЛМС-901 «Байкал», ЛМС-192 «Освей», ТВРС-44 «Ладога» и Ил-114-300.

Как ожидается, Ил-114-300 будет сертифицирован в 2026-м, тогда же состоятся и первые поставки. Аналогично на конец следующего года намечена и сертификация «Байкала». До 2030-го будут выведены на рынок «Ладога» и «Освей». Но очевидно, что выпуск и поставки этой техники будут наращиваться постепенно, а параллельно пойдет устранение неизбежных «детских болезней» новых машин.

Поэтому от авиакомпаний и регулятора требуются существенные усилия для того, чтобы максимально долго удерживать на крыле флот Ан-24/26, Як-40, Л-410 и других самолетов региональных и местных линий. Целесообразно продлевать календарный срок службы лайнеров этих типов, сохранять компетенции по ремонту компонентов и агрегатов, подготовке персонала на эти самолеты. Правда, в сегменте региональных и местных авиаперевозок без субсидий новая авиатехника не имеет шанса окупиться.

Наконец, если говорить о магистральных самолетах, то вся линейка отечественных лайнеров — от 100-местного SJ-100 до 210-кресельного Ту-214 — находится на финальной стадии сертификационных испытаний. Я не сомневаюсь, что авиационная промышленность будет готова развернуть серийный выпуск этой техники. Но способность авиапрома удовлетворить потребности авиатранспортной отрасли в современной технике зависит не только от сроков сертификации самолетов или темпов модернизации производства. Потребуется масштабное бюджетное финансирование, для того чтобы поддержать продажи новой авиатехники, и именно здесь есть риски недостижения объемных показателей.

В отличие от западных производителей, которые имеют немалые собственные средства, а заодно могут привлечь заемное финансирование на привлекательных условиях, отечественные авиастроители не располагают такими финансовыми возможностями и вынуждены рассчитывать на господдержку».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer