Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год


19 ноября 2025 года Владимир Гаврилов, Станислав Федоров, Известия


Авиакомпании рискуют лишиться льгот на сумму около 2 млрд рублей в год. Власти намерены отменить понижающий коэффициент 0,01 ставки сбора за аэронавигацию на Дальнем Востоке, узнали «Известия». Он был введен в 2020 году в качестве меры поддержки перевозчиков в пандемию. Но из-за него Госкорпорация по организации воздушного движения недополучает средства, необходимые для оснащения подлежащих реконструкции 75 аэродромов локаторами, средствами связи и системами посадки. Согласны ли с мерой в отрасли и отразится ли она на стоимости билетов — в материале «Известий».

Почему планируют отменить льготы на аэронавигацию

Минтранс планирует отменить понижающий коэффициент 0,01 ставки сбора за аэронавигационное обслуживание полетов внутри Дальневосточного округа. Об этом «Известиям» рассказало несколько источников в авиакомпаниях. Льгота была введена в марте 2020 года для поддержки перевозчиков в условиях пандемии коронавируса как временная мера, но действует уже более пяти лет. Из-за него заметно снижаются финансовые показатели Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), считают в министерстве.

Аудит Счетной палаты показал, что потери доходов предприятия от применения коэффициента за 2023 год составили 1,768 млрд рублей, рассказал «Известиям» один из собеседников. За 2024-й потери доходов госкорпорации составили уже 1,95 млрд, а за неполный 2025-й — 1,97 млрд и продолжают расти. Таким образом, при отмене скидки авиакомпании лишатся льгот на сумму около 2 млрд рублей в год.

Для остальной части России в 2020 году вводился коэффициент 0,5, но он был отменен в ноябре того же года, рассказал «Известиям» президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Скидка в 99% на аэронавигацию действовала только при полетах на Дальний Восток. В мае 2024 года Минтранс предпринимал попытку отменить и ее. Инициативу поддержали профсоюзы авиадиспетчеров, так как скидка сильно била по экономике ГК по ОрВД. Но тогда авиавласти отложили решение вопроса.

Отмена дальневосточной льготы на аэронавигационное обслуживание позволит увеличить доходы Госкорпорации по ОрВД, считает источник в отрасли. По его словам, повышение расходов за авианавигацию не принципиальны для авиакомпаний, и они увеличатся в среднем на 0,43%, однако для ГК по ОрВД отмена скидки окажется ощутимой. В период до 2030 года ожидается, что предприятие дополнительно получит 11,8 млрд рублей.

Эти средства власти планируют направить на строительство объектов системы организации воздушного движения в 75 аэропортах страны, добавил собеседник «Известий».

По данным аналитического центра при правительстве РФ, на модернизацию российских авиаузлов выделены дополнительные 250 млрд рублей в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Дополнительные сборы от авиакомпаний за аэронавигацию, как ожидается, пойдут на оснащение аэродромов новыми локаторами, системами посадки, средствами связи и прочим оборудованием.

Собеседник «Известий» в одной из авиакомпаний отметил, что, по оценке Минтранса, отмена понижающего коэффициента минимально скажется на расходах перевозчиков. В ведомстве считают, что траты авиакомпаний увеличатся не более чем на 1%, что повлечет рост стоимости билетов максимально на 4,4%. При этом средний рост цены будет колебаться в районе 2,3%.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, Госкорпорацию ОрВД и в авиакомпании.

Как это может отразиться на стоимости билетов

Потери Госкорпорация по ОрВД от пятилетнего действия скидки вполне ощутимы: это стоило работникам предприятия отмены индексации зарплат на четыре года, рассказал Сергей Ковалев. Льготой пользовались все авиакомпании, работавшие как внутри региона, так и выполнявшие рейсы из Центральной России. Они фактически получали бесплатное авианавигационное обслуживание, что сказывалось на диспетчерах, добавил эксперт.

По словам Сергея Ковалева, отмена льготы никак не должна повлиять на частоту рейсов в ДФО, поскольку расходы на аэронавигацию составляют лишь незначительную часть общей структуры затрат авиакомпаний. Вместе с тем на фоне обсуждений отмены скидки перевозчики могут попытаться повысить стоимость билетов. Экономически это необоснованно: реальные расходы на навигационное обслуживание вырастут всего на 0,5–0,8%, тогда как билеты могут подорожать на 4–5%, отметил глава профсоюза.

— Свою роль в поддержке авиасообщения на Дальнем Востоке скидки выполнили, поддержав отрасль в период пандемии, — сказал «Известиям» эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов. — Сейчас ситуация изменилась и требуются решения по обновлению навигационной инфраструктуры.

По словам эксперта, доля расходов на аэронавигационное обслуживание в себестоимости полетов составляет около 1%. Однако благодаря большому количеству рейсов формируются значительные суммы, которые могут использоваться не только на операционную деятельность диспетчеров, но и на инвестиции в отечественное авиаприборостроение. Поэтому отмена льгот существенно не отразится на экономике перевозчиков, но позволит направить средства на обновление аэронавигационного оборудования, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием



Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer