Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели


26 ноября 2025 года Ирина Мишина, Свободная Пресса


В полку российских импортозамещенных самолетов ожидается прибавление. Самолет-амфибия Бе-200 с новым мотором должен скоро поступить в серийное производство. По крайней мере, на это надеются в Минпромторге.

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов и врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь не так давно посетили Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева. Сейчас там идет работа по ремоторизации самолета-амфибии Бе-200 и оснащению его новым отечественным двигателем ПД-8. Серийный выпуск машин планируется начать в 2028 году.

Последний раз Бе-200 был замечен в новостях в связи с неприятным инцидентом. 14 августа 2021 года в Минобороны РФ сообщили, что при заходе на посадку после выполнения задачи по тушению пожаров в Турции в районе города Адана потерпел крушение российский самолет Бе-200.

На борту находились восемь человек — пятеро российских военнослужащих и три представителя Турции. О причинах крушения тогда особо не говорилось, но «разбор полётов» навел на мысль о двигателе.

Зачем вообще нужен Бе-200? «Летающая лодка», как еще называют Бе-200, может не только тушить пожары, она легко превращается в пассажирский и транспортный самолет, его используют для спасательных операций. Этот самолет-амфибия пришел к нам из времен СССР.

Он был разработан в 90-х годах в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева под руководством конструктора Александра Явкина. Основой для разработки стал советский самолет-амфибия А-40 «Альбатрос».

Свой первый полет он совершил в 1986 году, тогда было выпущено всего два экземпляра. Бе-200 нового образца взлетел 24 сентября 1998 года в Иркутске. Дальше на самолет посыпались проблемы…

Бе-200 — это противопожарный самолет для работы в районах, труднодоступных для наземных средств пожаротушения.

Самолет может заправляться водой на аэродроме или забирать ее в водоеме в режиме глиссирования — скольжения по водной поверхности. Бе-200 может перевозить пассажиров и грузы, а еще — использоваться в качестве поисково-спасательного воздушного судна.

Что пошло не так при эксплуатации этого самолета и почему сейчас он на ремоторизации? Будет ли налажено массовое производство и насколько такие машины востребованы? «СП» попросила прояснить ситуацию авиаэксперта комитета Госдумы по транспорту, главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова.

— У этого самолета было «родимое пятно» — украинский двигатель Д-436Т. Их выпускали в Запорожье, на заводе «Мотор Сич». Украинские двигателестроители специально под Бе-200 даже модернизировали двигатель, который изначально был предназначен для самолета Ту-334. Потом двигатель, что называется, «оморячили», то есть его сделали устойчивым к коррозии, потому что испытания проходили в соленой воде.

После того, как отношения с Украиной сошли на нет, у нас задумались о том, какой двигатель можно поставить на Бе-200.

«СП»: Почему выбор пал на двигатель ПД-8, он же еще не сертифицирован, насколько известно?

— Тут, что называется, Бе-200 повезло. Наши двигателестроители разработали ПД-8, который планировался для модернизированного Superjet-100 вместо французского двигателя.

Сравнили характеристики двух самолетов и пришли к выводу о том, что Бе-200, как и Superjet-100, небольшой, вес двух самолетов примерно одинаковый, высота полета тоже примерно равна. Полезная нагрузка у Superjet-100 — примерно 12 тонн. Бе-200 может нести на борту до 12 кубометров воды. Чем не близнецы? Двигатель ПД-8 идеально подходил для Бе-200.

Правда, возникли дополнительные проблемы: как сделать, чтобы двигатель не подвергался коррозии во время приводнения самолета-амфибии. Сейчас над этим работают. Время есть. Сертификация SJ-100 с отечественными двигателями ПД-8 должна быть завершена до конца года, по крайней мере, такие сроки озвучил глава Минпромторга Антон Алиханов.

«СП»: Сколько таких самолетов-амфибий планируется выпустить? Нужно ли разворачивать их массовое производство?

— Бе-200 может быть предназначен как для пассажирских перевозок, так и для тушения пожаров. Он может набирать воду в водоемах, а затем распылять ее над местами воспламенения. Садиться он может и на аэродромах, и на воду. Как противопожарный самолет Бе-200 зарекомендовал себя хорошо.

Безусловно, таких самолетов надо немного. В Москве, к примеру, всего 2 вертолета, которые предназначены для тушения пожаров в домах — высотках: струю воды направляют с воздуха.

Лесные пожары — явление сезонное и не массовое, поэтому масштабного расширения парка Бе-200 я не предвижу. Просто на уже имеющиеся самолеты надо поставить отечественный двигатель, который не боится соленой воды.

«СП»: Планируются ли Бе-200 на экспорт?

— Во время пожаров в южных странах — Турции, Греции, Италии — у нас просят присылать такие самолеты для ликвидации стихийных бедствий.

Вроде бы все нравится, но когда речь заходит о закупке, разводят руками и говорят, что пожары случаются редко, поэтому лучше оплачивать работу наших бортов.

Это понятно: если закупать самолеты-амфибии, нужно создавать их парк, набирать пилотов, обслуживающий персонал. Это долгая и затратная история.

Чаще всего Бе-200 прилетает на рубеж с гуманитарными миссиями, и просто наличие такого самолета у России — это престиж и показатель уровня нашей авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково




РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer