Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп


26 ноября 2025 года Анастасия Костина, Известия


Россия надеется в ближайшее время решить все технические вопросы, связанные с введением безвизового режима для туристических групп, сообщил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко. Сразу после положительного ответа индийской стороны начнется разработка соответствующего соглашения. Стороны определят количество человек в группах, механизмы пересечения границы и взаимодействие туроператоров, уточнили «Известиям» в Минэке. При этом ввести безвиз могли еще в 2024 году — заминка может быть связана с миграционными рисками. В АТОР и РСТ считают, что вопрос обсудят на предстоящих российско-индийских переговорах в Нью-Дели.

Когда Россия и Индия введут безвиз для тургрупп

В ближайшее время Россия и Индия могут договориться об отмене визового режима для туристических групп. Эта тема обсуждается без малого 10 лет. С такой инициативой российская сторона выступила еще в 2016 году. Однако тогда индийские власти идею не одобрили. В Нью-Дели сочли согласование чересчур сложным с бюрократической точки зрения, учитывая административное деление страны — индийские штаты обладают достаточно большой автономией.

Вопрос весьма активно рассматривался и в 2023 году: в августе Минэкономразвития РФ отправило в Индию свои предложения, и стороны даже как будто договорились ввести безвиз уже на следующий год. И сейчас, к концу 2025 года, вероятность заметно повысилась — появилась конкретика. Сейчас России и Индии осталось урегулировать технические моменты, заявил «Известиям» заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко.

— Есть определенные технические вещи, которые нужно решить. В первую очередь связанные с разницей в наших законодательствах. Мы надеемся, что в ближайшее время эта проблема будет решена, — сказал Андрей Руденко. — Это выгодно и нашим, и индийским [туристам]. Поэтому мне кажется, что политических проблем здесь нет.

Проект соглашения всё еще находится на рассмотрении индийской стороны. Переданы и все необходимые инструкции по работе этого механизма по аналогии с действующими соглашениями с Китаем и Ираном, рассказал «Известиям» директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Никита Кондратьев. В ведомстве рассчитывают приступить к согласованию договора уже в ближайшее время.

— Очень надеемся, что мы в самое ближайшее время получим позитивное решение с индийской стороны и приступим к согласованию самого соглашения. В том числе проработаем порядок формирования групп, количество человек в таких группах, а также механизмы пересечения границы и взаимодействия туроператоров, — уточнил Кондратьев.

Причина задержки может быть в бюрократических процедурах, особенно когда дело касается согласования изменений в межправительственные соглашения, полагает руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

В Ассоциации туроператоров (АТОР) и в Российском союзе туриндустрии (РСТ) полагают, что эта тема будет обсуждаться на предстоящих в декабре российско-индийских переговорах на высшем уровне. Визовая повестка при таких контактах поднимается всегда, так как это вопрос доверия стран друг другу по расширению сотрудничества, сказал «Известиям» соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин. А по словам вице-президента АТОР Артура Мурадяна, по итогам переговоров вполне возможен прогресс.

Параллельно Москва и Нью-Дели обсуждают и другой вопрос, который также может способствовать значительному увеличению турпотока. На повестке встречи президента России Владимира Путина с главой МИД Индии Субраманьямом Джайшанкаром в Москве 18 ноября было и взаимное признание платежных систем «Мир» и RuPаy. Эту же тему стороны поднимут вновь на предстоящих переговорах на высшем уровне в декабре, сообщал ранее «Известиям» Андрей Руденко.

Сроки визита Владимира Путина в Нью-Дели уже согласованы, заявил на днях помощник президента РФ Юрий Ушаков. «Официально объявим вместе с партнерами индийскими, но могу сказать, что речь идет о начале декабря», — уточнил он, отметив, что визит будет «во всех смыслах плодотворным». Ранее в «Росконгрессе» сообщали, что российский президент приедет в Индию 5 декабря и выступит на пленарном заседании Российско-индийского форума.

Групповой безвиз с Китаем и Ираном

Прежде чем ввести групповой безвиз с Индией, необходимо наладить аналогичный механизм в отношениях с Ираном и Китаем, отмечали ранее в РСТ. И в этом отношении заметен серьезный прогресс. В случае с Ираном соглашение подписали еще в 2021-м, а безвиз запустили в 2023-м — теперь группам от пяти до 50 человек можно свободно въезжать в обе страны на срок не более 15 дней. Правда, пока программа не слишком популярна. В основном ею пользуются въезжающие в Россию иранцы.

Безвизовое соглашение России и Китая действовало с 2000 года. Оно позволяло туристам в составе группы от пяти до 50 человек свободно въезжать в страну и находиться там до 15 дней. В 2020-м соглашение временно приостановили из-за пандемии COVID-19, но с августа 2023-го возобновили. После этого довольно долго обсуждался вопрос с уменьшением численности групп с пяти до трех человек. Благодаря этому свободно въехать на территорию КНР могла бы, например, семья из трех человек.

В сентябре этого года ситуация приобрела неожиданной оборот. Вместо сокращения численности групп Китай на год ввел пробный индивидуальный безвиз. С 15 сентября граждане РФ могут посещать страну без оформления визы сроком до 30 дней. Решение появилось после российско-китайских переговоров на высшем уровне в Пекине 2 сентября. Спустя два дня, уже прибыв во Владивосток для выступления на ВЭФ, Владимир Путин на встрече с членом Политбюро ЦК КПК Ли Хунчжуном объявил об скором ответном жесте. При этом пока безвиз для китайцев не заработал. В середине ноября президент России заверил, что зеркальные меры для туристов из КНР введут «в ближайшее время».

Таким образом, ситуация с китайским безвизом после некоторого простоя начала стремительно развиваться. С одной стороны, это добавляет оптимизма, что так же события будут развиваться и в отношениях с Индией. С другой стороны, находят объяснение и медленные темпы достижения договоренностей. Всё-таки Китай и Индия — страны с самым большим населением в мире, а слишком большой поток туристов так или иначе угрожает безопасности.

— Возможно, со стороны наших силовых ведомств есть опасения миграционных рисков, связанных с введением безвизового режима с Индией. С другой стороны, сейчас мигранты из азиатских стран, таких как Индия, наоборот, имеют у нас большие преференции, чем из нашего СНГ, — отметил Артур Мурадян.

При этом Россия всё же рассчитывает на увеличение турпотока. Если в отношении Индии спрос россиян есть, то индийских туристов в России мало.

— Групповые безвизовые поездки с Индией — один из ключевых приоритетов для увеличения туристических потоков. По опыту такие решения дают прирост в 2–3 раза по количеству посещений нашей страны, — сказал «Известиям» Никита Кондратьев.

Кстати, Агентство стратегических инициатив совместно с Минэком сейчас реализует федеральную программу «Открой твою Россию». Она стимулирует регионы РФ разрабатывать туристические продукты, нацеленные на зарубежных гостей. И во многих регионах есть программы именно под индийских туристов, подчеркнул Алексей Венгин. Все они будут представлены 12 декабря в Национальном центре «Россия» в Москве — в дальнейшем эти турпрограммы смогут претендовать на федеральную поддержку для продвижения на международном рынке. Но важно также обеспечить и логистическую доступность.

— Я думаю, что ограничения по поездкам в Россию из Индии кроются больше в логистике. В том, что очень мало прямых рейсов, и они достаточно дорогие. Визовый вопрос здесь уже второй, но, конечно, очень важный, — считает Алексей Венгин.

Что касается индивидуального безвиза с Индией, то до этого еще далеко, полагают эксперты. Сейчас для граждан РФ доступны два типа индийской визы: бумажная, которую можно получить в индийском консульстве, и электронная — ее можно оформить самостоятельно на сайте indianvisaonline.gov.in. В зависимости от сроков визы цены варьируются от 3 тыс. до 8 тыс. рублей.

На прошлой неделе в посольстве Индии прошла торжественная церемония, посвященная открытию двух новых генконсульств. В Казани учреждение должно заработать до конца ноября, а в Екатеринбурге — в декабре.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты



Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer